Лекция 5. Сущность и содержание этнического конфликта

Межэтнические конфликты – это социальные явления, возникающие на основе столкновения интересов разного уровня и содержания, представляющие собой проявление сложных глубинных процессов в отношениях между отдельными этническими общностями и группами людей.

Понятие межэтнического конфликта включает в себя следующие характеристики:

- является одной из стадий межэтнической напряженности;

- является неизбежным, так как обусловлен различиями этнических групп, существующих в одном обществе;

- имеет положительные последствия и функции, среди которых выделяются:

а) укрепление и развитие самозащитных тенденций и стратегий как индивидов, так и этносов;

б) усиление и развитие этнического самосознания и переход на более высокий уровень этногенеза и развития;

в) углубление самосознания этноса, которое, однако, может сопровождаться элементами сублимации собственной истории и культуры;

г) повышение уровня сплоченности этноса;

д) ослабление внутренних конфликтов, особенно в периоды обострения конфликтов с другими этносами.

- сам по себе не рассматривается как плохой или хороший, а его плюсы и минусы обычно оцениваются в зависимости от конкретной ситуации.

Выделяются следующие виды межнациональных конфликтов:

- социально-экономические, обусловленные безработицей, задержками и невыплатами зарплаты, социальных пособий, существованием монополии представителей одного из этносов в какой-либо сфере услуг или отраслей народного хозяйства и т.д.;

- культурно-языковые, связанные с защитой, возрождением и развитием родного языка, национальной культуры и гарантированных прав национальных меньшинств;

- этнодемографические, возникающие в результате быстрого изменения соотношения численности населения в связи с миграцией вынужденных переселенцев, беженцев;

- этнотерриториально-статусные, возникающие при несовпадении государственных или административные границ с границами расселения народов и характеризующиеся требованиями малых народов о расширении или приобретении нового статуса;

- исторические, обусловленные спецификой взаимоотношений этносов в прошлом и связанными с этим негативными аспектами исторической памяти народа;

- межрелигиозные, основанные на различиях в вероисповедании;

- ценностные, связанные с национальными ценностями и важнейшими жизненными установками в сфере межнациональных отношений.

Существует пять способов разрешения такого рода конфликтов.

1) геттоизация (от слова «гетто») – реализуется в ситуациях, когда человек прибывает в другое общество, но старается или вынужден (из-за незнания языка, природной робости, иного вероисповедания или по каким-либо другим причинам) избегать всякого соприкосновения с чужой культурой. В этом случае он старается создать собственную культурную среду - окружение соплеменников, отгораживаясь этим окружением от влияния инокультурной среды. Практически в любом крупном западном городе существуют более или менее изолированные и замкнутые районы, населенные представителями других культур. Это китайские кварталы, это кварталы или районы, где поселяются выходцы из мусульманских стран, индийские кварталы и т.д. Например, в берлинском районе Кройцберг в процессе многих десятилетий миграции турецких рабочих и интеллектуалов-беженцев возникла не просто турецкая диаспора, но своего рода гетто. Здесь большинство жителей - турки, и даже улицы в этом районе имеют турецкий облик, который придают им реклама и объявления почти исключительно на турецком языке, турецкие закусочные и рестораны, турецкие банки и бюро путешествий, представительства турецких партий и турецкие политические лозунги на стенах. В Кройцберге можно прожить всю жизнь, не сказав ни слова по-немецки.

2) ассимиляция, противоположная геттоизации. В случае ассимиляции индивид полностью отказывается от своей культуры и стремится целиком усвоить необходимый для жизни багаж чужой культуры. Конечно, это не всегда удается. Причиной затруднений оказывается либо недостаточная пластичность личности самого ассимилирующегося, либо сопротивление культурной среды, частью которой он намерен стать. Такое сопротивление встречается, например, в некоторых европейских странах (во Франции, в Германии) по отношению к новым эмигрантам из России и стран СНГ, которые хотят стать своими среди немцев или французов. Даже при условии успешного овладения языком и достижения приемлемого уровня повседневной компетентности среда не принимает их как своих, они постоянно «выталкиваются» в ту среду, которую можно назвать невидимым гетто - в круг соплеменников, вынужденных вне работы общаться только друг с другом. Разумеется, для детей таких эмигрантов, включенных в инокультурную среду с раннего детства, ассимиляция не составляет проблемы.

3) промежуточный, состоящий в культурном обмене и взаимодействии. Для того чтобы обмен осуществлялся адекватно, то есть приносил пользу и обогащал обе стороны, нужны благожелательность и открытость с обеих сторон, что на практике встречается, к сожалению, чрезвычайно редко, особенно если стороны изначально неравны: одна - автохтоны, другая - беженцы или эмигранты. Тем не менее примеры такого удавшегося культурного взаимодействия в истории есть: это гугеноты, бежавшие в Германию после ужасов Варфоломеевской ночи, осевшие там и многое сделавшие для сближения французской и немецкой культур; это немецкие философы и ученые, покинувшие Германию после прихода к власти нацистов и сумевшие внести весомый вклад в развитие науки и философии в англоязычных странах. Вообще же результаты такого взаимодействия не всегда очевидны в самый момент его осуществления. Они становятся видимыми и весомыми лишь по прошествии значительного времени.

4) частичная ассимиляция, когда индивид жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды в какой-либо одной из сфер жизни: например, на работе он руководствуется нормами и требованиями инокультурной среды, а в семье, на досуге, в религиозной сфере - нормами своей традиционной культуры. Такая практика преодоления культурных противоречий, пожалуй, наиболее распространена. Эмигранты обычно ассимилируются частично, разделяя свело жизнь как бы на две неравные половины. Как правило, ассимиляция оказывается частичной либо когда невозможна геттоизация, полная изоляция от окружающей культурной среды, либо когда по разным причинам невозможна полная ассимиляция. Но частичная ассимиляция может быть также вполне намеренным позитивным результатом межэтнического взаимодействия.

5) культурная колонизация (встречается, когда представители чужого этноса, прибыв в страну, активно навязывают титульному этносу собственные ценности, нормы и модели поведения).

При этом имеется в виду не колонизация в политическом смысле, которая является лишь одной из многочисленных форм культурной колонизации. Известно, что превращение какого-то государства или территории в колонию часто сопровождалось не столько культурной колонизацией, сколько геттоизацией пришельцев, которые жили, почти не соприкасаясь с автохтонной культурой, а потому практически не воздействуя на нее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: