Лекция №23 Понятие об электроприводе. Режимы работы электродвигателей.
Основные сведения.
В соответствии с ГОСТ, 16593-79 под электроприводом понимается электромеханическая система, состоящая из электродвигательного, преобразовательного, передаточного и управляющего устройств, предназначенная для приведения в движение органов рабочей машины и управления этим движением.
Электропривод имеет два канала - силовой и информационный.
Силовой обеспечивает преобразование электрической энергии, поступающей из системы электроснабжения, в механическую энергию с параметрами, необходимыми для рабочего органа технологической установки (широкие стрелки на рисунке).
Электрический преобразователь энергии (ЭП) преобразует энергию сети в энергию, подаваемую на двигатель. Электромеханический преобразователь (ЭМП) (двигатель) преобразует электрическую энергию в механическую.
Механический преобразователь (МП) преобразует энергию с вала двигателя в энергию для рабочего органа.
Информационный канал включает в себя автоматизированную систему управления (АСУ), датчики и преобразователи информации (ДПИ), задающие устройства (ЗУ), управляющие устройства (УУ) и управляет потоком энергии, осуществляет сбор и обработку информации о состоянии и функционировании системы, диагностику ее неисправностей.
Современная рабочая машина состоит из рабочего органа, передаточного механизма, двигателя и аппаратуры управления.
Рабочий орган – это часть машины, совершающая операции в соответствии с заданной технологией.
Передаточный механизм, состоящий из валов, шкивов, шестерен, цепей, приводных ремней и т.п. передает энергию от двигателя к рабочему органу машины.
Для привода машин может использоваться сила человека (ручной и ножной привод), сила ветра и воды (водяной двигатель и водяная турбина).
Если источником механической энергии служит электрический двигатель, то такой привод называется электрическим, или электроприводом (ЭП).
ЭП классифицируется по признакам:
1. По характеру движения ЭП:
· вращательного движения;
· поступательного движения.
Скорость может быть регулируемой или нерегулируемой.
Движение – непрерывным или дискретным, однонаправленным или двунаправленным, или вибрационным (возвратно-поступательным).
2. По числу используемых двигателей:
· групповой, характеризующийся тем, что один двигатель приводит в движение несколько исполнительных органов одной машины или один исполнительный орган нескольких машин;
· индивидуальный, обеспечивющий движение одного исполнительного органа одной рабочей машины;
· взаимосвязанный, представляющий собой два или несколько электрически или механически связанных между собой индивидуальных ЭП-в, работающих совместно на один или несколько исполнительных органов.
· Если двигатели связаны механически и работают на общий вал, ЭП называется многодвигательным.
· Если двигатели связаны электрическими цепями, ЭП называется электрическим валом.
3. По виду электрического силового преобразователя двигатели делятся на питаемые от:
· управляемых и неуправляемых выпрямителей, преобразующих напряжение переменного тока в напряжение постоянного тока;
· инверторов, выполняющих обратное преобразование;
· преобразователей частоты и напряжения переменного тока, изменяющих параметры напряжения переменного тока;
· импульсных преобразователей напряжения постоянного тока с различным видом модуляции выходного напряжения постоянного тока.
4. По способу соединения двигателя с рабочим органом:
· редукторный;
· безредукторный;
· конструктивно интегрированный.
5. По степени регулируемости:
· нерегулируемый;
· регулируемый.
6. По основному регулируемому параметру:
· регулируемый по скорости;
· регулируемый по моменту (току);
· регулируемый по положению.
7. По виду управления:
· с ручным управлением;
· с полуавтоматическим управлением;
· с замкнутой системой автоматического регулирования (САР) скорости с ручным заданием или с заданием от системы управления технологическим процессом;
· с замкнутым САР положения, обеспечивающей точное позиционирование;
· с программным управлением;
· следящий ЭП;
Режимы работы электродвигателей
Режимы работы электродвигателей – это определенный порядок чередования периодов, который характеризуется:
· продолжительностью и величиной нагрузки;
· условиями охлаждения;
· частотой пуска и отключений;
· частотой реверса;
· соотношениями потерь в периоды установившегося движения и пуска.
Так как существует множество режимов, выпуск двигателей для каждого из них нецелесообразен, поэтому серийные двигатели проектируются согласно ГОСТ для работы в восьми номинальных режимах. Номинальные данные содержатся в паспорте электродвигателя. Оптимальное функционирование агрегата гарантируется при его эксплуатации при номинальной нагрузке и в номинальном режиме.