Тема: «Организация управления предприятием»

                                             План:

1) Цели и функции управления.

2) основные принципы управления.

3)Задачи и методы управления.

1) Цели и функции управления.

 Управление, в особенности управление производством материальных благ, является наиболее сложной областью человеческой деятельности. На базе этой генеральной цели формируются конкретные экономические задачи на различных этапах развития общества. На современном этапе успехи в развитии общественного производства значительно увеличивают возможности нашего общества. Отраслевой принцип управления отвечает основным тенденциям научно-технического прогресса и позволяет эффективно решать вопросы специализации, кооперирования, интенсификации производства, организации научно-технических разработок и внедрения в производство их результатов, расширения научно-технической информации. Однако переход к отраслевому управлению не снижает значения территориального принципа управления. Управление относится к числу важнейших факторов, определяющих уровень эффективности производства. Возрастание роли управления связано с увеличением масштабов производства и усложнением хозяйственных связей, научно-технической революцией и необходимостью быстрого и эффективного освоения новейших научных достижений в области техники и технологии производства, задачей повышения интенсивности и эффективности всего общественного производства, переводом управления на современную техническую базу с применением ЭВМ и математических методов, усилением процесса социалистической экономической интеграции. Намеченная программа мероприятий направлена на приведение управления в соответствие с достигнутым уровнем производительных сил и характером производственных отношений на современном этапе развитого социалистического общества. Управление производством выполняет различные функции: прогнозирование, планирование, организация, регулирование, учет, контроль.  

Планирование - это определение цели развития управляемого объекта и средств ее достижения. Оно включает прогнозирование развития и моделирование управляемых объектов. Организация представляет собой выбор и формирование структуры производственного объекта и структуры управления, определение соотношений между структурными элементами системы и их взаимодействия. Регулирование направлено на поддержание требуемого соотношения между различными элементами системы, ликвидацию возможных отклонений от плановых заданий в функционировании управляемого объекта. Контроль заключается в наблюдении и проверке соответствия действительного хода и развития процесса производства разработанному плану. Учет представляет собой подведение итогов выполнения плана или определенных этапов его осуществления. Учет позволяет иметь итоговую информацию, систематизировать ее. Он также дает возможность использовать информационную базу для разработки программы действия системы в последующий период.

2) Основные принципы управления.

Принцип демократического централизма предполагает, прежде всего централизацию планового руководства в решении главных, основных задач, организующую и направляющую роль центральных органов. Вместе с тем он опирается на учет особенностей, работы отдельных предприятий и организаций, хозяйственную самодеятельность коллективов предприятий, развитие инициативы и творчества трудящихся. Принцип демократического централизма предлагает органическое сочетание единоначалия с коллегиальностью. При этом четко соблюдается система коллективного обсуждения наиболее важных вопросов при индивидуальном принятии решений и персональной ответственности за их выполнение. Коллегиальность относится к процессу обсуждения и выработки решения, а единоначалие - к организации управления и ответственности за результаты хозяйственной деятельности. Единоначалие заключается в том, что каждое производственное звено (объединение, предприятие, цех, производственный участок и т. д.) возглавляется руководителем, который наделяется государством необходимыми правами для руководства коллективом работников данного звена. Руководители несут всю полноту ответственности за вверенные им участки производства. В процессе работы коллектив работников помогает руководителю в решении задач, стоящих перед предприятием, и выполняет его распоряжения. Реализация принципа единоначалия означает, прежде всего, четкое определение прав, обязанностей и ответственности каждого работника аппарата управления предприятием, укрепление повседневного руководства, глубокое изучение производства, его техники и экономики. К важнейшим принципам управления относится плановость. Плановость обеспечивает устойчивость, целенаправленность хозяйственной деятельности всех звеньев производства. Она означает подчинение повседневного руководства производством решению задач перспективного плана. Плановость хозяйственного руководства предполагает также планомерное построение всей работы по управлению производством, целесообразность и продуманность системы мер, осуществляемых органами управления. В связи с возрастанием роли управления возникает необходимость дальнейшего развития и совершенствования системы методов централизованного планового руководства, в особенности единой системы народнохозяйственных планов, состоящей из планов на длительную перспективу, планов среднесрочных (пятилетних) и текущих (годовых), обеспечивающей научную обоснованность, надежность и преемственность планов. К основным принципам управления относится принцип научности. Научное управление возможно только на основе познания объективных законов развития общества и учета закономерностей развития данной отрасли производства, а также конкретных производственных условий, складывающихся на предприятиях. Научное управление несовместимо с субъективизмом, принятием решений без учета научных рекомендаций, объективно сложившихся условий работы предприятия и тенденций его дальнейшего хозяйственного развития. Научные основы управления постоянно развиваются и совершенствуются, что позволяет науке управления не отставать от практики, давать ей обоснованные рекомендации. Поэтому хозяйственные руководители должны постоянно изучать теорию управления, овладевать его новыми методами, для того чтобы успешно выполнять возложенные на него обязанности. 

3) Задачи и методы управления.

Методы управления могут быть классифицированы по различным признакам - содержанию, направленности их воздействия, организационной форме, правовой регламентации. Прежде всего, методы управления классифицируют по содержанию и характеру воздействия на работника, коллектив. С точки зрения содержания принято различать методы экономические, административные (организационные или организационно-распорядительные), правовые, социальные (социально-психологические), политико-воспитательные. Методы управления не могут действовать изолированно друг от друга. Они представляют собой совокупность способов воздействия управляющей системы на управляемую для достижения определенной цели. В условиях осуществления хозяйственной реформы решающая роль принадлежит экономическим и административным методам управления, которые направлены непосредственно па достижение целей общественного производства. Экономические методы представляют собой хозяйственный механизм, конкретные формы которого проявляются через такие экономические рычаги, как прибыль, цена, кредит, нормативы экономического стимулирования и др. Они путем воздействия на интересы управляемого объекта побуждают его к наиболее эффективной работе без повседневного и непосредственного вмешательства управляющих органов. Важнейшим средством осуществления гармонического сочетания общественных, коллективных и личных интересов является планировние. Это - метод определения стратегии управления и путей решения управленческих задач. Планирование осуществляется на всех уровнях народного хозяйства. Планирование на отдельных предприятиях позволяет выбрать наиболее эффективный вариант организации производства выпуска продукции, соответствующий требованиям народного хозяйства. Это достигается с помощью технико-экономического и оперативного планирования. Особо важное значение в планировании приобрели в последнее время экономико-математические методы анализа и моделирования хозяйственной деятельности. Важнейшим из экономических методов является хозяйственный расчет. Этот метод основан на соизмерении затрат предприятия в денежном выражении с результатами его производственно-хозяйственной деятельности, на возмещении расходов предприятия доходами и обеспечении рентабельности производства. Он максимально использует, экономическую заинтересованность коллектива и его членов в улучшении производства, повышает ответственность управляющей системы всех уровней за результаты работы. Внедрение хозяйственного расчета на предприятии требует установления рационального соотношения основного и вспомогательного производства, учета затрат на производстве, нормирования труда и материалов, научной организации труда и производства, разработки более совершенной системы оперативно-производственного планирования, оперативного учета и т. д.

В условиях осуществления экономической реформы задача заключается в том, чтобы хозрасчет внедрялся на всех уровнях хозяйственного управления, способствовал повышению эффективности производства. С помощью административных методов управления решаются те же задачи, что и посредством использования экономических методов, но при этом применяются другие формы воздействия на производство. При административных методах управления производством предписания управляемому объекту носят не рекомендательный, а обязательный директивный характер. Административные методы управления существуют в форме организационного и распорядительного воздействия. Организационное воздействие должно решать основные задачи, стоящие перед коллективом предприятия: выпускать продукцию, определяемую народнохозяйственным планом, добиваться высокой эффективности производства на основе роста производительности общественного труда. Это воздействие на управляемую систему осуществляется как в процессе ее создания (проектирования предприятия), так и в процессе ее совершенствования. Оно происходит периодически, по мере необходимости. Организационное воздействие имеет форму регламентирования, которое определяется единой системой государственного управления. Государство устанавливает границы управления на каждом его уровне, место предприятия (объединения) в системе общественного производства и т. д. Организационное воздействие на управляемую систему происходит и в виде нормирования, установления технических, технологических, трудовых и других норм и нормативов. Все эти нормативы помогают организовать управление производством, создают условия для управления, для предвидения возможных результатов новых технических или организационных мероприятий. Управляющая система также имеет нормативы, такие, как правила внутреннего распорядка, сроки решения производственных вопросов, подготовки отчетов и т. п.

Управление предприятием должно быть оперативным. Это означает повседневное воздействие на производство, тесную связь органов управления с каждым производственным участком с целью создания условий для его эффективной работы. Организационное воздействие дополняется очень важной частью административных методов - распорядительным воздействием. Распорядительное воздействие направлено на устранение возникающих в ходе производства отклонений от поставленных задач, от заданных параметров, т. е. включает контроль и при необходимости регулирование производственно-хозяйственных процессов, решение многообразных вопросов, которые ежедневно возникают в производственной, хозяйственной и общественной жизни коллектива. Распорядительное воздействие имеет форму приказа или распоряжения. Приказ - письменное или устное требование руководителя к подчиненным выполнить определенную задачу с указанием сроков выполнения задания или других особенностей его реализации. Приказы издают только руководители линейных служб (директор, начальник цеха). Распоряжение - письменное или устное требование к подчиненным по решению отдельных вопросов. Распоряжения отдают заместители директора, начальники служб в пределах предоставленных им прав и по кругу вопросов, которые изложены в Положении о линейных и функциональных службах. Распоряжение должно отражать компетенцию издающих распоряжения, касаться конкретного случая отклонения от заданной программы, соблюдать интересы других служб. Распоряжение отличается от приказа тем, что его можно обжаловать у директора предприятия. Кроме приказа и распоряжения, в практике управления применяется как одна из форм воздействия устное указание. Этой формой воздействия пользуются руководители всех уровней, но чаще всего низовые - бригадиры, мастера.  

Важной частью управления является процесс принятия решений, который предшествует распоряжению или приказу. Распорядительное воздействие чаще, чем организационное, требует контроля проверки исполнения. Одним из основных методов управления является метод стимулирования личной материальной и моральной заинтересованности трудящихся в результатах своего труда. Управление должно широко использовать экономическое и материальное стимулирование для повышения эффективности производства, прежде всего путем правильной организации заработной платы, а также на основе создания и использования поощрительных фондов предприятия. Экономическая заинтересованность всего коллектива в улучшении работы предприятия, как отмечалось выше, достигается с помощью хозяйственного расчета. Наряду с материальной большое общественное значение имеет моральная заинтересованность в развитии производства. В социалистическом обществе каждый человек чувствует себя хозяином производства, участвует в управлении. Большую роль играет его стремление получить одобрение общества за успехи в труде. 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: