Общество – это совокупность людей в рамках ими же производимой системы социальных действий и их смыслов, ценностей

Лекция №3. Философия о происхождении и сущности человека или Философская антропология и социальная философия.

Учебник Губин В.Д Основы философии – стр.69 -94

Видеоурок https://www.youtube.com/watch?v=np9y19Z_8LI

1. Специфика философской антропологии и ее основные проблемы.

2. Сущность человека. Проблема антропогенеза.

3. Общество, его структура и сущность.

1.Философская антропология – философское учение о человеке. В широком смысле философская антропология – вся совокупность философских идей, концепций, учений, трактующих тему человека, ставящих человека в центре своего внимания.

Философская антропология отличается от иных дисциплин, изучающих человека, своей проблематикой. Философская антропология изучает соотношение «человек-мир» в его основных универсальных ракурсах.

Универсальные ракурсы:

1. Рассмотрение человека в его особых, специфических качествах, отличающих человека от всех остальных живых существ.

2. Человеческий род рассматривается в соотношении со всем внечеловеческим.

3. Анализ общения между людьми, отношения «человек-человек».

4. «Внутренний мир человека» – наличие богатой и сложной душевной жизни.

1 и 2 ракурс – рассмотрение человека на родовом уровне. 3 и 4 ракурс – рассмотрение человека на индивидуальном уровне.

Рассмотрение человека как родового существа предполагает абстрактно-безличный подход, т.е. стремление раскрыть сущность человека, коренные особенности его происхождения, версии места и предназначения в универсуме.

Проблемы индивидуального человека можно назвать экзистенциальными проблемами. Предметом рассмотрения при данном подходе является индивидуальный человек и универсальные характеристики его жизни.

2. Сущность человека – объединяет те фундаментальные черты, которые позволяют отличать человека от иных живых существ.

В истории философии существует 3 подхода к пониманию сущности человека:

1. Человек – духовное существо;

2. Человек – существо разумное;

3. Человек – существо культурное, предметно-деятельное.

В данных подходах человек рассматривается как обладающий сознанием – способностью моделировать в образах и понятиях не только внешнюю действительность, но и состояние своего внутреннего мира; и свободой – возможностью поступать по своему усмотрению.

Антропогенез – происхождение человека. Проблема антропогенеза остается открытой.

Модели антропогенеза.

1. Естественно-научная, эволюционистская (Ч.Дарвин). Человек возникает в результате восходящего развития гоминид – человекообразных обезьян, которые путем мутаций вырабатывают новые средства приспособления к окружающей среде. В борьбе за существование выживают наиболее приспособленные, сохраняют и передают наследственную информацию потомкам.

2. Трудовая, естественно-историческая (Ф.Энгельс). Особую роль в становлении человека играют труд и совместная деятельность. Для возникновения культуры и разума необходимо было сочетание ряда факторов: наличие высших животных, обладающих сложной психикой, зачатки у них орудийной деятельности и их стадное проживание. Эти факторы и инициирующие условия влекут качественные изменения психики и образа жизни предлюдей. Одновременно возникают труд, сознание и язык. Труд – создание при помощи орудий «второй природы».

3. Креационистская, религиозная. Согласно этим моделям человека создал Бог.

4. Космическая. Согласно данной модели возникновение жизни результата космического эксперимента.

3. Рассмотрение феномена общества начинается с рассмотрения взаимоотношения «человек-общество». Существуют 3 основных подхода:

1. Общество составлено из индивидов и образуется от сложения их способностей, поведения, действий. Индивид был поставлен в центр философии, общество стали понимать как сложенное из индивидов;

2. Общество первично, индивид вторичен. Приоритет не у отдельного человека, а у общества. Человек ключевое звено общественных отношений.

3. Стремление соединить достоинства 1 (индивидуалистической) и 2 (коллективистской) интерпретаций общества.

Общество отличается от природы:

1. Общество в отличие от природных систем не существует независимо от идей, представлений, ценностей, интерпретаций людей;

2. Смысл социальных действий людей определяется их ценностями.

Исторические интерпретации общества:

1. В античности общество понимали как воплощение идеи справедливости, необходимости построения справедливого общества.

2. В средние века понимание общества основывается на философии абсолютной личности, Бога.

3. Новое время: а) концепции равноправия членов общества и общественного договора, договор понимается как необходимость, осмысленная в связи с задачей самосохранения человека, это признак гражданского общества; б) люди в обществе соединены общественным трудом, развитие которого обеспечивает переход от капитализма к социализму.

4. Новейшие философские интерпретации общества основываются на работах М.Вебера. Понимание общества через интерпретацию социального действия. Социальное действие обладает смыслом. Природа общества – истолкование смысла социальных действий людей.

Общество – это совокупность людей в рамках ими же производимой системы социальных действий и их смыслов, ценностей.

РЕШИТЬ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

1. Укажите сферу философского знания, обращенную к изучению человека:

а) гносеология;

в) философскаяантропология;

б) онтология;

г) социальнаяфилософия.

 

2.Установите соответствие между основными чертами философского понимания человека в разные эпохи и периоды истории, для которых они характерны:

1) космоцентризм;     а) средневековье;

2) теоцентризм;         б)Древний мир;

3) антропоцентризм;  в) Возрождение.

 

3. Укажите основные подходы к изучению человека:

а) естественно-эволюционный;

в) креационистский;

б) феноменологический;

г) аналитический.

 

4.Назовите имя ученого и мыслителя, предложившего концепцию, в которой были объединены эволюционный и религиозно-христианский подходы к проблеме происхождения человека:

 

а) Ф. Энгельс;

в) Н.К. Рерих;

б) З. Фрейд;

г) П. Тейяр де Шарден.

 

5. Определите, сколько примерно длится процесс антропосоциогенеза:

а) 200 тыс. лет;

в) 3,5 – 5,5 млн лет;

б) 1,5 млн лет;

г) 4,5 млрд лет.

 

6. Из приведенного перечня выделите автора и деиантропогенеза:

 а) И.И. Мечников;

в) Г. Гегель;

б) Ч. Дарвин;

г) И. Кант.

 

7.Расположите в хронологической последовательности основные этапы антропогенеза:

а) архантропы – homo habilis;

б) австралопитековые – homo erectus;

в) неоантропы – homo sapiens.

 

8. Установите соответствие, позволяющее определить основателей ведущих концепций антропосоциогенеза

1) трудовая концепция;                          а) Э. Кассирер;

2) игровая концепция;                       б) Ф. Энгельс;

3) психоаналитическая концепция;        в) Й. Хейзинга;

4) символическая концепция;                 г) З. Фрейд.

 

9. Назовите автора исторически первой концепцииантропосоциогенеза:

 а) Г. Гегель;

б) К. Маркс;

в) Ф. Энгельс.

 

10. Выделите социальный фактор, который, по мнению немецкого философа XIX в. Ф. Энгельса, сыграл решающую роль в антропосоциогенезе:

а) использование огня;

б) трудовая деятельность в коллективе;

в) освобождение верхних конечностей;

 г) вмешательство внеземных цивилизаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: