Лекция №3. Философия о происхождении и сущности человека или Философская антропология и социальная философия.
Учебник Губин В.Д Основы философии – стр.69 -94
Видеоурок https://www.youtube.com/watch?v=np9y19Z_8LI
1. Специфика философской антропологии и ее основные проблемы.
2. Сущность человека. Проблема антропогенеза.
3. Общество, его структура и сущность.
1.Философская антропология – философское учение о человеке. В широком смысле философская антропология – вся совокупность философских идей, концепций, учений, трактующих тему человека, ставящих человека в центре своего внимания.
Философская антропология отличается от иных дисциплин, изучающих человека, своей проблематикой. Философская антропология изучает соотношение «человек-мир» в его основных универсальных ракурсах.
Универсальные ракурсы:
1. Рассмотрение человека в его особых, специфических качествах, отличающих человека от всех остальных живых существ.
2. Человеческий род рассматривается в соотношении со всем внечеловеческим.
3. Анализ общения между людьми, отношения «человек-человек».
4. «Внутренний мир человека» – наличие богатой и сложной душевной жизни.
1 и 2 ракурс – рассмотрение человека на родовом уровне. 3 и 4 ракурс – рассмотрение человека на индивидуальном уровне.
Рассмотрение человека как родового существа предполагает абстрактно-безличный подход, т.е. стремление раскрыть сущность человека, коренные особенности его происхождения, версии места и предназначения в универсуме.
Проблемы индивидуального человека можно назвать экзистенциальными проблемами. Предметом рассмотрения при данном подходе является индивидуальный человек и универсальные характеристики его жизни.
2. Сущность человека – объединяет те фундаментальные черты, которые позволяют отличать человека от иных живых существ.
В истории философии существует 3 подхода к пониманию сущности человека:
1. Человек – духовное существо;
2. Человек – существо разумное;
3. Человек – существо культурное, предметно-деятельное.
В данных подходах человек рассматривается как обладающий сознанием – способностью моделировать в образах и понятиях не только внешнюю действительность, но и состояние своего внутреннего мира; и свободой – возможностью поступать по своему усмотрению.
Антропогенез – происхождение человека. Проблема антропогенеза остается открытой.
Модели антропогенеза.
1. Естественно-научная, эволюционистская (Ч.Дарвин). Человек возникает в результате восходящего развития гоминид – человекообразных обезьян, которые путем мутаций вырабатывают новые средства приспособления к окружающей среде. В борьбе за существование выживают наиболее приспособленные, сохраняют и передают наследственную информацию потомкам.
2. Трудовая, естественно-историческая (Ф.Энгельс). Особую роль в становлении человека играют труд и совместная деятельность. Для возникновения культуры и разума необходимо было сочетание ряда факторов: наличие высших животных, обладающих сложной психикой, зачатки у них орудийной деятельности и их стадное проживание. Эти факторы и инициирующие условия влекут качественные изменения психики и образа жизни предлюдей. Одновременно возникают труд, сознание и язык. Труд – создание при помощи орудий «второй природы».
3. Креационистская, религиозная. Согласно этим моделям человека создал Бог.
4. Космическая. Согласно данной модели возникновение жизни результата космического эксперимента.
3. Рассмотрение феномена общества начинается с рассмотрения взаимоотношения «человек-общество». Существуют 3 основных подхода:
1. Общество составлено из индивидов и образуется от сложения их способностей, поведения, действий. Индивид был поставлен в центр философии, общество стали понимать как сложенное из индивидов;
2. Общество первично, индивид вторичен. Приоритет не у отдельного человека, а у общества. Человек ключевое звено общественных отношений.
3. Стремление соединить достоинства 1 (индивидуалистической) и 2 (коллективистской) интерпретаций общества.
Общество отличается от природы:
1. Общество в отличие от природных систем не существует независимо от идей, представлений, ценностей, интерпретаций людей;
2. Смысл социальных действий людей определяется их ценностями.
Исторические интерпретации общества:
1. В античности общество понимали как воплощение идеи справедливости, необходимости построения справедливого общества.
2. В средние века понимание общества основывается на философии абсолютной личности, Бога.
3. Новое время: а) концепции равноправия членов общества и общественного договора, договор понимается как необходимость, осмысленная в связи с задачей самосохранения человека, это признак гражданского общества; б) люди в обществе соединены общественным трудом, развитие которого обеспечивает переход от капитализма к социализму.
4. Новейшие философские интерпретации общества основываются на работах М.Вебера. Понимание общества через интерпретацию социального действия. Социальное действие обладает смыслом. Природа общества – истолкование смысла социальных действий людей.
Общество – это совокупность людей в рамках ими же производимой системы социальных действий и их смыслов, ценностей.
РЕШИТЬ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Укажите сферу философского знания, обращенную к изучению человека:
а) гносеология;
в) философскаяантропология;
б) онтология;
г) социальнаяфилософия.
2.Установите соответствие между основными чертами философского понимания человека в разные эпохи и периоды истории, для которых они характерны:
1) космоцентризм; а) средневековье;
2) теоцентризм; б)Древний мир;
3) антропоцентризм; в) Возрождение.
3. Укажите основные подходы к изучению человека:
а) естественно-эволюционный;
в) креационистский;
б) феноменологический;
г) аналитический.
4.Назовите имя ученого и мыслителя, предложившего концепцию, в которой были объединены эволюционный и религиозно-христианский подходы к проблеме происхождения человека:
а) Ф. Энгельс;
в) Н.К. Рерих;
б) З. Фрейд;
г) П. Тейяр де Шарден.
5. Определите, сколько примерно длится процесс антропосоциогенеза:
а) 200 тыс. лет;
в) 3,5 – 5,5 млн лет;
б) 1,5 млн лет;
г) 4,5 млрд лет.
6. Из приведенного перечня выделите автора и деиантропогенеза:
а) И.И. Мечников;
в) Г. Гегель;
б) Ч. Дарвин;
г) И. Кант.
7.Расположите в хронологической последовательности основные этапы антропогенеза:
а) архантропы – homo habilis;
б) австралопитековые – homo erectus;
в) неоантропы – homo sapiens.
8. Установите соответствие, позволяющее определить основателей ведущих концепций антропосоциогенеза
1) трудовая концепция; а) Э. Кассирер;
2) игровая концепция; б) Ф. Энгельс;
3) психоаналитическая концепция; в) Й. Хейзинга;
4) символическая концепция; г) З. Фрейд.
9. Назовите автора исторически первой концепцииантропосоциогенеза:
а) Г. Гегель;
б) К. Маркс;
в) Ф. Энгельс.
10. Выделите социальный фактор, который, по мнению немецкого философа XIX в. Ф. Энгельса, сыграл решающую роль в антропосоциогенезе:
а) использование огня;
б) трудовая деятельность в коллективе;
в) освобождение верхних конечностей;
г) вмешательство внеземных цивилизаций.