Показатели финансовых результатов деятельности предприятий и организаций

            Систему показателей финансовых результатов   образуют показатели прибыли и рентабельности, а также валового дохода – выручки от реализации продукции, работ, услуг.

       При оценке финансовых результатов деятельности предприятия, степени его финансового благополучия главными являются показатели прибыли. Прибыль – экономическая категория, комплексно отражающая хозяйственную деятельность предприятия в форме денежных накоплений. С одной стороны, прибыль является источником производственного и социального развития хозяйствующего субъекта, с другой, - служит важнейшим средством формирования государственного бюджета.

       Важность тщательного анализа результативности деятельности предприятий обусловлена необходимостью принятия адекватных управленческих решений для успешного функционирования в условиях рынка. Как свидетельствует официальная статистика [2, с.676], 32,5%   организаций всех видов экономической деятельности в 2006г. были убыточными. При этом такие наиболее социально значимые виды экономической деятельности, как управление эксплуатацией жилищного фонда и производство и распределение электроэнергии, газа и воды, оказались наименее успешными. Удельный вес убыточных организаций в них составил соответственно – 55,1 и 50,5%.

       В современной практике исчисляются следующие виды прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения (бухгалтерская прибыль), чистая прибыль (форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

       Валовая прибыль исчисляется как разность между выручкой (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг. Определяется по схеме:

       Пвал = ∑pq - ∑zq,                                                                                                (1)

где ∑pq – выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг;

∑zq – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.

       Прибыль от продаж - это разность между валовой прибылью и коммерческими и управленческими расходами:

       Ппрод = Пвал – КР – УР,                                                                                       (2)

где КР – коммерческие расходы;

  УР – управленческие расходы.

       Прибыль до налогообложения (бухгалтерская прибыль) – это сводный финансовый результат от всех видов деятельности предприятия. Определяется по схеме:

       Пбух = Ппрод + Ппол - Пупл + Дуч + Пдох – Прасх,                                  (3)

где    Ппол – проценты к получению;

     Пупл – проценты к уплате;

     Дуч – доходы от участия в других организациях;

     Пдох – прочие доходы;

     Прасх – прочие расходы.

       Проценты к получению – это суммы причитающихся к получению процентов по облигациям, депозитам и т.п.; суммы, причитающиеся от кредитных организаций за пользование остатками средств, находящихся на счетах организации. Проценты к уплате – это суммы подлежащих к уплате процентов по облигациям, депозитам и т.п., а также процентов за кредиты, займы.

       Доходы от участия в других организациях – это доходы по акциям, принадлежащим предприятию; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций.

    Прочие доходы и расходы включают операционные доходы и расходы, связанные с движением имущества организации (основных средств, запасов, ценных бумаг и иного имущества), а также внереализационные доходы и расходы.

       К внереализационным доходам относятся:

  • поступления от сдачи имущества в аренду;
  • доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, находящихся на территории РФ и за ее пределами;
  • дивиденды и доходы по акциям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
  • доходы по операциям в иностранной валюте и положительные разницы курсов по валютным счетам;
  • прибыль от операций прошлых лет, выявленная в отчетном году;
  • пени, штрафы, неустойки и другие виды санкций за нарушение хозяйственных обязательств и условий, присужденные должнику или признанные им;
  • прочие доходы, не связанные с производством и реализацией товаров и услуг.

       К внереализационным расходам относятся:

  • стоимостной ущерб от уценки готовой продукции и производственных запасов;
  • убытки от содержания законсервированных объектов и мощностей;
  • арбитражные и судебные издержки и т.д.
  • некомпенсируемые затраты, связанные с ликвидацией последствий от стихийных бедствий, или затраты по их предотвращению;
  • экономические санкции, включая санкции за невыполнение обязательств по поставкам;
  • отрицательные курсовые разницы по операциям с иностранной валютой;
  • прочие расходы.

       Чистая прибыль представляет собой часть бухгалтерской прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (организации) после начисления текущего налога на прибыль (Тнп), с учетом отложенных налоговых активов (Она) и отложенных налоговых обязательств (Оно). Определяется по схеме:

       Пчист = Пбух – Тнп + Она – Оно.                                                                         (4)

       При анализе показателей прибыли главное внимание уделяют результатам от основной деятельности. Так, анализируя динамику прибыли от продаж, выделяют следующие факторы, от изменения которых зависит ее величина: цены на продукцию, тарифы на услуги и работы; себестоимость продукции (работ, услуг); объем и состав реализованной продукции (работ, услуг).

       Изменение прибыли от продаж за счет цен и тарифов определяется путем сопоставления выручки от реализации продукции текущего периода в фактических и базисных ценах по формуле:

       ∆Ппрод(р) = ∑p1q1 - ∑p0q1 или ∑(р1 - р0)q1,                                                    (5)

где q1 – объем продукции в натуральном выражении в отчетном периоде;

  р1 и р0 – цена единицы продукции в отчетном и базисном периодах.

       Влияние себестоимости проявляется через показатель затрат на производство и реализацию продукции. Изменение прибыли за счет этого фактора определяется по формуле:

       ∆Ппрод(z) = ∑z1q1 - ∑z0q1 или ∑(z1 – z0)q1,                                            (6)

       где z1 и z0 – полная себестоимость единицы продукции в отчетном и базисном периодах.

       Изменение прибыли от продаж за счет объема реализации продукции (работ, услуг) определяется по формуле:

       ∆Ппрод(q) = ∑(Iq – 1)* Ппрод0,                                                                             (7)

       где  Iq – индекс физического объема продукции (работ, услуг).                                            Определяется по формуле:  ;     

          Ппрод0 – прибыль от продаж в базисном периоде.

       Прирост (снижение) прибыли от продаж в результате изменения состава (ассортимента) продукции определяется по формуле:

                                     (8)

       На величину прибыли до налогообложения (бухгалтерской прибыли) оказывают влияние результаты прочей деятельности предприятия и сальдо прочих доходов и расходов. Каждое направление формирования доходов и расходов требует глубокого анализа и осмысления. В процессе анализа необходимо найти объяснение причин роста или снижения доходов и наметить мероприятия по устранению упущений в работе предприятия

       Анализ финансовых результатов деятельности предприятий и организаций предполагает расчет не только абсолютных показателей – прибыли (убытка), но и относительных показателей рентабельности (убыточности).

       Показатели рентабельности (убыточности) характеризуют эффективность использования активов и источников их формирования:

  • рентабельность (убыточность) активов (группы активов – внеоборотных и оборотных) общая – отношение прибыли (убытка) до налогообложения к стоимости активов;
  • рентабельность (убыточность) активов (группы активов) чистая – отношение чистой прибыли (непокрытого убытка) за период к стоимости активов;
  • рентабельность (убыточность) источников формирования активов общая – отношение прибыли (убытка) до налогообложения к источникам формирования активов;
  • рентабельность (убыточность) источников формирования активов (по группам: собственные и заемные) чистая – отношение чистой прибыли (непокрытого убытка) за период к источникам формирования активов;
  • рентабельность (убыточность) проданных товаров, продукции, работ, услуг (рентабельность основной деятельности) – отношение прибыли (убытка) от продаж к затратам на производство и реализацию товаров, продукции, работ, услуг;
  • рентабельность (убыточность) продаж общая – отношение прибыли (убытка) от продаж к выручке от продаж;
  • рентабельность продаж чистая – отношение чистой прибыли (непокрытого убытка) за период к выручке от продаж.

       Следует отметить, что показатели рентабельности (убыточности), характеризующие эффективность использования чистой прибыли, важны в основном для кредиторов и акционеров организации.

       Для органов государственной власти имеют значение общие показатели рентабельности с точки зрения взаимосвязи финансового состояния организаций и формирования бюджета.

       На величину показателя рентабельности проданных (реализованных) товаров, продукции, работ, услуг оказывают влияние следующие факторы: структура реализованной продукции, себестоимость продукции и цены на реализуемую продукцию.

       Абсолютное изменение уровня рентабельности продукции в динамике за счет отдельных факторов можно определить следующим образом:

  • влияние изменений в структуре реализованной продукции:

 ;                                                 (9)

  • влияние изменения себестоимости продукции:

 ;                                                    (10)

  • влияние изменения цен на реализованную продукцию:

 ;                                                     (11)  

В целом по экономике России рентабельность продукции, определяемая как отношение прибыли от реализации продукции к себестоимости реализованной продукции, в 2006г. составила 13,2%, что на 3 п.п. выше, чем в 2003г. Наиболее рентабельными видами экономической деятельности являются металлургическое производство (39,2%), добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических (42,4%), низкорентабельными оказались текстильное и швейное производство (3,5%) и производство и распределение электроэнергии, газа и воды (3,2%).

Для анализа прибыльности всего капитала используется показатель рентабельности активов, который рассчитывается как отношение прибыли к средней сумме активов. В целом по экономике в 2006г. он составил 12,2%. Из основных видов экономической деятельности наиболее рентабельными (по активам) были производство кожи и нефтепродуктов (28,6%) и металлургическое производство (27,3%), низкорентабельными – обработка древесины и производство изделий из дерева (2,1%), текстильное и швейное производство (2,6%), убыточным – управление эксплуатацией жилищного фонда (-0,6%) [2, с. 679-680].

       Изменение среднего уровня рентабельности в динамике в относительных величинах определяется системой индексов: индексом переменного состава, индексом постоянного состава и индексом структурных сдвигов:

         или                                                         (12)

     ,                                                                                       (13)

          или                                                (14)

        ,                                                                                          (15)

          или                                                                    (16)

        ,                                                                                          (17)

       где z1, z0 – затраты на производство и реализацию продукции в отчетном и базисном периодах;

       d1 и d0 – удельный вес затрат на производство и реализацию отдельных видов продукции в общем их объеме в отчетном и базисном периодах.

       Абсолютное изменение среднего уровня рентабельности:

                                                                 (18)

за счет следующих факторов:

       а) рентабельности отдельных видов продукции:

       ,                                                                         (19)

       б) структуры затрат на производство и реализацию продукции:

       .                                                                         (20)

 

 




double arrow
Сейчас читают про: