Социологические концепции, доктрины и парадигмы

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Переход от социальных обследований к научным исследованиям

Изучение проблем социальной жизни общества началось ещё в рамках античной философии. Такие выдающиеся её представители, как Платон и Аристотель, выдвигали различные утопические проекты преобразования общества. Например, известен план Платона, который он излагает в диалоге «Законы». В его идеальном государстве правят философы, защищают его воины, обслуживают ремесленники, а тяжёлый труд выполняют рабы. Впоследствии сочинение таких проектов усовершенствования общества стало традицией для философов, политиков и общественных деятелей. Достаточно напомнить хотя бы о «Городе Солнца» Т. Кампанеллы, «Новой Атлантиде» Ф. Бэкона или утопических проектах К.А. Сен-Симона, Ш. Фурье и других авторов.

Заслуга основоположника социологии О. Конта состоит прежде всего в том, что он впервые решительно отказался от утвердившейся традиции строить проекты идеального общественного устройства и стал призывать к изучению научными методами реально существующего общества. Поскольку же научными методами тогда располагало только естествознание, то Конт рекомендовал применять его точные методы и для изучения явлений общественной жизни. Его последователь, известный бельгийский статистик Л.А.Ж. Кетле, пытался даже представить социологию как своеобразную социальную физику, которая должна изучать теми же статистическими методами общество, с помощью которых физика изучает неорганическую природу.

Однако задолго до возникновения классической социологии общественная жизнь, в частности условия труда людей, уровень доходов населения, преступность и т. п., изучались отдельными энтузиастами с помощью простого наблюдения и опросов. Их результаты публиковались в виде отчётов и способствовали привлечению внимания общественности к негативным явлениям и необходимости их преодоления посредством социальных реформ. По мере роста интереса к социальным проблемам со стороны государства и общественности возрастало также количество и разнообразие сфер социального обследования, совершенствовались приёмы и способы их изучения.

Наряду с обследованием условий труда и жизни разнообразных групп населения с помощью хорошо продуманных интервью, анкет с тщательно подобранными вопросами стали широко практиковаться периодические опросы населения по наиболее важным для жизни проблемам. Однако вплоть до конца XIX – начала XX в. такие обследования велись обособленно от академической социологии. Проблемы методологии социального исследования впервые в XX в. стали разрабатываться в чикагской социологической школе. Взаимодействие теоретиков с практиками в значительной степени способствовало совершенствованию методов социального исследования: возникли новые их формы, обогатился концептуальный аппарат и возросла надёжность и обоснованность их результатов.

Таким образом, взаимодействие практики конкретных социальных обследований с академической наукой в конечном итоге завершилось переходом к научной социологии, где эмпирические методы изучения выступают в органическом единстве с теоретическими методами. Все ранее существовавшие способы и приёмы изучения социальной жизни развивались в значительной мере независимо от теории и носили чисто описательный и эмпирический характер, и поэтому их не без основания называют социальными обследованиями. С другой стороны, первые шаги академической социологической науки были оторваны от практики и конкретной социальной жизни, поэтому имели чисто абстрактный и теоретический характер. Соединение практики с теорией, их взаимодействие в процессе конкретных социальных исследований привело к необходимости специального изучения и разработки эмпирических и теоретических методов, а также парадигм научной социологии. В принципе эти методы сходны с общими методами исследования, но имеют особенности, связанные с познанием целесообразной человеческой деятельности.

Социологические концепции, доктрины и парадигмы

Общие методы и концепции социологии в наиболее систематическом виде начали изучаться тогда, когда она из разрознённых наблюдений отдельных фактов и процессов общественной жизни превратилась в особую науку об обществе и социальной деятельности людей. Название этой науке в 1838 г. дал французский философ О. Конт, который и считается основателем социологии. Его заслуга состоит в том, что он впервые отказался от утвердившейся традиции создавать системы идеального общественного устройства и стал призывать изучать научными методами те общества, которые существует в действительности, Поскольку такими методами тогда располагало лишь естествознание, то он стремился распространить их и на изучение общества, рекомендуя строить социологию как своеобразную социальную физику. Несмотря на абсолютизацию методов естествознания, приведших его к провозглашению философии позитивизма, тем не менее исходная его установка о необходимости тщательного изучения объективных фактов социальной жизни и законов, объясняющих их, была в целом продуктивной и способствовала дальнейшему развитию социологии.

В XIX в. идеи Конта получили разработку в трудах известного английского социолога Г. Спенсера, который уделял большое внимание определению связей между общественными явлениями и подчеркивал большую роль социальных законов в объяснении процессов общественной жизни. Однако его интересовали не столько методы и проблемы изучения социальной структуры общества, сколько вопросы его эволюции.

Детальное изучение методов социологии по-настоящему началось после появления работ выдающегося французского учёного Э. Дюркгейма, который справедливо отмечал, что рассуждения Конта и Спенсера не вышли за пределы общих соображений о природе обществ, об отношении мира социальных явлений и явлений биологических, об общем ходе прогресса. Для того же, чтобы рассматривать эти философские вопросы, не нужно специальных и сложных приемов. Но для исследования конкретных социальных процессов, необходимо располагать ясными и точными представлениями о самих этих процессах, а методы их познания должны расширяться и углубляться. Не меньшую роль в становлении социологии и разработке её теоретических методов сыграл другой выдающийся ученый – М. Вебер.

Несмотря на преобладание в социологии множества разнообразных эмпирических методов, в последние десятилетия теоретические исследования в социологии значительно продвинулись, о чём свидетельствует формирование ряда общих социологических концепций, которые можно рассматривать как её парадигмы исследования. В социологии обычно выделяют три основные парадигмы: структурно-функциональную, социально-конфликтную и символически-интерактивную.

Структурно-функциональная парадигма, как видно из её названия, рассматривает общество как целостную систему взаимосвязанных и взаимодействующих социальных структур, каждая из которых осуществляет в нём свою функцию. Истоки такого подхода к обществу можно заметить уже у Конта, который подчёркивал, что общество представляет собой и действует как определённая совокупность множества взаимосогласованных частей, которые поддерживают, с одной стороны, его в равновесии (статика), а с другой – изменяют упорядоченным образом (динамика). Законы социальной статики и динамики, по мнению Конта, должны стать предметом изучения социологии.

Социально-конфликтная парадигма, как показывает само её название, рассматривает общество как систему, которой присущи социальное неравенство и возникающие из него конфликты. Эти конфликты происходят на экономической, классовой, расовой, национальной, религиозной и другой основе. Именно они, по мнению сторонников этой парадигмы, приводят в конечном счёте к социальным изменениям и преобразованиям в обществе. Одни из этих сторонников считают, что такие конфликты коренятся в самом социальном устройстве общества, в присущих ему внутренних противоречиях, которые можно разрешить революционным путём.

Символически-интерактивная парадигма отличается от рассмотренных выше парадигм тем, что ориентирована на исследование социальных отношений на микроуровне, в то время как структурно-функциональная и социально-конфликтная парадигмы основываются на изучении процессов на макроуровне, т.е. исследовании общества в целом. Символической эта парадигма называется потому, что рассматривает взаимоотношения людей в малых группах и коллективах вместе с теми символическими, смысловыми значениями, которые они придают своим действиям. Интерактивность характеризует непосредственные взаимодействия между людьми в малых группах в различных обстоятельствах. Таким образом, выводы, полученные в рамках символически-интерактивной парадигмы, играют важную роль при изучении многих социальных и социально-психологических процессов в самых разнообразных сферах деятельности людей в тех сравнительно небольших коллективах, где приходится непосредственно участвовать людям.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: