Формирование стоимости лицензии

Заключение лицензионного соглашения сложный и неоднозначный процесс. Лицензиат несет определенные риски и поэтому стремиться обезопасить себя от покупки нестоящей лицензии. В связи с этим современные продавцы лицензий, стараются предоставить покупателю всю необходимую информацию и убедить его в надежности приобретения. Лицензиар ставит перед собой определенные задачи по повышению стоимости лицензии, с тем, чтобы в процессе переговоров с покупателями извлечь максимальную выгоду.

Лоренс Юделл (Lawrence Udell), сотрудник американской компании ThinkUSA™, которая осуществляет экономическую и юридическую поддержку фирм при заключении лицензионных соглашений, выделил восемь этапов формирования стоимости лицензии:

1. Сформулирована "сырая" идея или технология. Стоимость потенциальной лицензии минимальна или равна нулю.

2. Подана заявка на оформление патента в национальное патентное бюро.

3. Создан прототип или другой способ демонстрации идеи или технологии.

4. Поданы заявки в патентные бюро других стран.

5. Получен национальный патент. Стоимость потенциальной лицензии достигла среднего уровня.

6. Идея или изобретение коммерчески раскручено, внедрено в практику и получило признание специалистов. Стоимость потенциальной лицензии увеличилась.

7. Получены патенты за границей. Приобретением лицензии заинтересовалась крупная, уважаемая фирма. Стоимость лицензии достигла высокого уровня.

8. Появилась возможность продажи дополнительных лицензий на торговую марку и т. п. Первоначальная идея или технология приобрела очень высокую стоимость.

Как известно, стоимость чего-либо во многом определяется желанием кого-либо заплатить за это. "Истинная стоимость способной к лицензированию технологии, идеи, патента и т. п. основана на восприятии ценности приобретения лицензиатом". Если покупатель лицензии осознает, как именно она впишется в его бизнес, какой принесет доход, как вырастет объем продаж, то заключение лицензионного соглашения принесет ощутимую выгоду и лицензиату и продавцу лицензии.

Традиционно лицензирование включает в себя доработку лицензиаром продукта до способного к лицензированию состояния (разработку продукта и защиту интеллектуальной собственности) и делегирование лицензиату обязанностей по производству, финансированию, продвижению и продаже. Однако, пока лицензируемый продукт не получит популярность на рынке, лицензиат, как правило, не согласится осуществлять предварительные платежи и не захочет предоставлять определенных гарантий. Поэтому в последнее время широкое распространение получило так называемое лицензирование "под ключ" (turn-key licensing). Основной целью такого лицензирования является снижение коммерческих рисков лицензиата, что позволяет продавцу увеличить цену лицензии. При лицензировании "под ключ" лицензиар не только делает продукт способным к лицензированию, но также заключает сделки с фирмами, организующими производство, раскрутку и продажу продукта. Лицензиату остается только обеспечить финансирование и управление проектом. Притом, что покупателю лицензии теперь не нужно налаживать свою производственную сеть, заниматься продвижением товара и разработкой сбытовых схем, количество потенциальных лицензиатов значительно увеличивается. Теперь лицензиар может заключить соглашение с той из претендующих фирм, которая предложит более выгодные условия. В этом проявляется основное преимущество лицензирования "под ключ" над другим способом снижения рисков лицензиата, опционным соглашением.

Свой вариант осуществления лицензирования "под ключ" предлагает американская компания ThinkUSA™:

1. На первом этапе фирма определяет затраты на эффективное производство, сравнивая цифры, полученные из США, Азии и Новой Зеландии для определения наилучшего места организации производства. Затем полученные данные рассылаются потенциальным лицензиатам, и изучается их мнение. Многие могут предпочесть осуществление производства в США, чтобы избежать проблем в управлении азиатскими предприятиями.

2. Затем изучается сбытовая структура и стоимость услуг продавцов.

3. На третьем этапе узнается мнение продавцов о продукте, учитывается мнение специалистов по маркетингу, узнается, не нужно ли что-либо изменить в продукте. Однако если продукт является патентоспособным, но заявка на патент еще не отправлена или патент еще не выдан, подобные интервью проводятся в условиях строгой конфиденциальности.

4. Потом определяются примерная стоимость товара в розничной сети и издержки на производство. В случае если необходимо подтвердить рыночный спрос на продукт, часто организуется производство в Новой Зеландии. Если товар предназначен для американского рынка, то производство налаживается в Азии (с целью снижения стоимости) или в США (с целью быстрого выброса товара на рынок).

5. На последнем этапе, на основе полученной информации строится модель ожидаемой прибыли от лицензирования.

"Если фирма собирается осуществлять лицензирование своей продукции, то ей следует работать со специалистами в области оценки стоимости лицензий и переговоров с лицензиатами. В случае если она не сделает этого, то она, возможно, запросит нереально много и получит отказ или же запросит мало и отдаст миллионы долларов возможной прибыли"

 Цена же лицензии определяется рассчетным путем с учетом ряда факторов:

1) вероятная прибыль, которую может получить лицензиат в процессе эксплуатации лицензии. Источником цены при продаже товара становится не вся прибыль, а лишь та ее часть, которая приходится на лецинзиата;

2) затраты на создание технологии (расходы на НИОКР и освоение производства). Эти издержки служат отправной. точкой для оценки стоимости продаваемой технологии, причем цена может опускаться гораздо ниже ст-ти по той причине, что технологиясоздается как правило, не специально для продажи, а пр-ва на ее основе продукции, продажа которой позволяет окупать затраты на ее создание;

3) упущенная выгода, т. е. потери, связаные с неполучением прибыли от самостоятельного применения технологии;

4) издержки передачи технологии; они обычно касаются неформ. знаний, т. е. которые не фиксируются;

5) цена на аналогичную технологию конкурентов;

6) потенциальные издержки, самостоятельные разработки технологии покупателем;

7) издержки нарушения патентных прав и др. интеллектуальной собственности, если эти издержки будут наименьшими.

Все факторы, влияющие на установление цены лицензии, условно можно разделить на 3 категории: технические факторы; экономические и правовые.

1. К техническим факторам относятся:

= стадия разработки научно- технологические достижения;

= отрасль, к которой относится предмет лицензионного соглашения;

= техническая ценность изобретения, а также объектов техники, в которых они могут быть применены;

= необходимость поставки сырья, деталей, узлов лицензиаром лицензиату;

= объем и значимость передаваемых ноу-хау по лицензии;

= риск покрытия ноу-хау конкурентами в результате массового применения продукции, промышленного шпионажа, собственных исследований и разработок;

= возможный срок жизни лицензируемой продукции, спрос на лицензируемую продукцию с учетом перспективы научно- исследовательских разработок конкурентов.

К экономическим факторам относятся:

= величина ожидаемой прибыли лицензиата;

= объем лицензируемой продукции в течение срока действия лицензионного соглашения и цены за нее в стране лицензиара и лицензиата;

= размер вложений для пр-ва лицензионной продукции и источники финансирования;

= расходы на собственный НИОКР по доведению технической документации к конкретным условиям производства у лицензиата;

= расходы на иностранное оборудование для производства лицензионной продукции;

= наличие рынков сбыта лицензионной продукции;

= возможность использовать сбытовые аппараты лицензиара для сбыта продукции л-та;

= наличие конкурентных предложений различных фирм на аналогичные или взаимозаменяемые объекты;

 = виды платежей за лицензию и порядок их исчисления;

= валюта платежа.

К числу правовых факторов, влияющих на цену, относятся:

= вид лицензионного договора и объем передаваемых прав;

= условия взаимообмена усовершенствованиями, как обеспеченных, так и не обеспеченных патентной защитой;

= предоставление торговой марки лицензиара для использования на лицензионной продукции и ее ценность;

= срок соглашения;

= особенности законодательства страны лицензиара;

= включение в соглашение условий о судебных издержках;

= дополнительные условия лицензионного соглашения, которые могут повлечь за собой расходы у лицензиара или у лицензиата.

Виды платежей по лицензионным соглашениям.

Лицензионные платежи

Все платежи по лицензионным соглашениям осуществляются в двух основных формах:

= единовременные (паушальные);

= периодические (роялти).

После выбора базы роялти следует переходить к определению ставки роялти.

На первом этапе определяются начальные, приемлемые для сторон размеры роялти, применяемые на практике (диапазон возможных ставок). На втором — устанавливаются окончательные, согласованные размеры роялти с учетом ряда факторов. Основываясь на изучении опыта зарубежной, национальной и международной торговли лицензиями, рекомендуется на первом этапе применять следующие методы:

Рассмотрение роялти как минимального вознаграждения лицензиара.
Сопоставление роялти с наилучшей альтернативой, которую может выбрать лицензиат.
Сравнение размера роялти со ставками, которые ранее устанавливались лицензиаром в аналогичных соглашениях, а также со ставками, преобладающими в данной отрасли.
Рассмотрение роялти как производной от экономии, дополнительной прибыли (дополнительного дохода) лицензиата.

Справедливые роялти должны, как минимум, покрыть лицензиару его издержки, связанные с подготовкой соглашения и передачей лицензии. Если лицензиар согласно договору должен предоставить лицензиату дополнительную техническую информацию или помощь (дальнейшее проведение исследовательской работы по просьбе лицензиата, обучение специалистов лицензиата, участие в пуске объекта лицензии и т.д.), лицензиар должен включить и эти расходы в минимальное вознаграждение.

Неоднозначный подход может быть при решении вопроса о включении в состав абсолютного минимального вознаграждения лицензиара расходов на НИОКР. Если объект лицензионного соглашения уже освоен в производстве лицензиара, то он имеет возможность возместить затраты на НИОКР за счет реализации продукции, изготовленной по лицензии. А факт освоения объекта лицензии лицензиаром повышает ценность лицензии для покупателя, так как снижает его риск и должен обязательно учитываться на втором этапе согласования ставки роялти. Логично в этом случае не включать затраты на НИОКР при определении размера минимального вознаграждения лицензиара.

Если объект лицензионного соглашения не освоен лицензиаром, то целесообразно учитывать затраты на НИОКР при определении размера минимального вознаграждения лицензиара. При продаже лицензии нескольким лицензиатам необходимо распределять указанные издержки между покупателями пропорционально, например, объемам производства продукции по лицензии.

Максимальные роялти, на которые может соглашаться лицензиат, равны по величине стоимости наилучшего альтернативного решения, которое он может выбрать вместо приобретения лицензии.

Такими альтернативными решениями могут быть: проведение собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в данной области: приобретение по лицензии сравнимой (аналогичной) технологии; полный отказ от работы с технологией лицензиара.

Определение этих альтернатив дает лицензиату хорошее представление о практической ценности объекта лицензии.

Если лицензиат обнаружит, что при относительно низких затратах имеется несколько альтернативных решений, он будет считать, что предложенный лицензиаром объект лицензии имеет ограниченную ценность и не согласится на высокие ставки роялти. И, наоборот, если объект лицензии защищен сильным патентом (блоком патентов), охватывающим важную область знаний, ему имеет смысл согласиться на более высокие роялти.

В отечественной практике торговли лицензиями для многих предприятий и организаций на этапе освоения нового для них механизма формирования цен на лицензии, а также в целях оперативности решения вопроса приемлемым методом определения ставки роялти может быть метод, основанный на использовании стандартных ставок роялти (отраслевых роялти), определение размера ставки роялти по аналогам (из прецедентов ранее заключенных лицензиаром лицензионных сделок, лицензионных соглашений на сходную продукцию между другими предприятиями и организациями). Значения стандартных ставок могут быть взяты как из отечественной, так и из зарубежной практики.

Лицензиат не должен заключать соглашение, если не убедится, что лицензия ему даст возможность получить экономию, дополнительную прибыль (дополнительный доход). Поэтому логично подходить к установлению размера роялти как к справедливому распределению экономии, дополнительной прибыли (дополнительного дохода), полученных лицензиатом вследствие использования объекта лицензии.

Значительные капитальные вложения и риск, которым подвергается лицензиат в процессе освоения производства по лицензии, дают ему право на получение большей части его экономии, дополнительной прибыли (дополнительного дохода). Таким образом, метод 1 дает возможность выйти на минимальные ставки роялти, на которые может согласиться лицензиар, а метод 2 — определить максимальные ставки роялти, на которые мог бы согласиться лицензиат. Суммы, полученные в результате использования методов 3 и 4, дают возможность определить промежуточные значения ставок роялти. Используя из этих четырех методов те сочетания, которые подходят именно для данной конкретной ситуации, договаривающиеся стороны могут эффективно определить диапазон возможных ставок роялти и сконцентрировать свое внимание на них во время переговоров.

Определив диапазон возможных ставок роялти, рекомендуется приступить ко второму этапу определения ставок роялти — установлению окончательных, согласованных размеров с учетом ряда факторов, относящихся к конкретной лицензионной сделке.

Расчетная цена лицензии непосредственно связана со сроком действия лицензионного соглашения, который включает в себя период освоения объекта лицензии и его коммерческого использования. Это, в свою очередь, во многом зависит от специфики объекта лицензии.

Лицензиар заинтересован в увеличении срока действия соглашения, лицензиат стремится сократить его, чтобы освободиться от выплат роялти и перейти к свободному использованию объекта лицензии.

При продаже патентной лицензии этот срок не должен быть больше срока действия патента. В основе срока действия лицензионного соглашения должен также лежать срок морального старения объекта лицензии.

При заключении лицензионных соглашений лицензиар и лицензиат должны стремиться установить длительное взаимовыгодное сотрудничество. Лицензиар заинтересован в нем, так как размер вознаграждения, выплачиваемый ему за лицензию, в большинстве случаев зависит от объема выпуска продукции лицензиатом, а лицензиат заинтересован в систематическом получении усовершенствований и результатов новых разработок, проводимых лицензиаром.

Если лицензиат передает лицензиару изобретение по усовершенствованию объекта лицензионного соглашения, то он вправе настаивать на уменьшении первоначально установленного роялти на сумму, причитающуюся ему как продавцу изобретения по усовершенствованию лицензионной продукции (технологического процесса). В случае, если применение изобретения лицензиата позволяет лицензиару получить большую по размеру прибыль, чем та, которую лицензиат получает от использования изобретения лицензиара, то они могут поменяться местами. В этом случае последний вынужден будет выплачивать роялти лицензиату. Условия выплаты лицензионного вознаграждения существенно влияют на срок действия лицензионного соглашения. Более длительные сроки лицензионного соглашения устанавливаются, если расчеты между партнерами по соглашению осуществляются в виде роялти или комбинированных платежей, и более короткие — при паушальных платежах (при прочих равных уровнях).

Лицензионное соглашение может быть прекращено любым из партнеров при наличии серьезных на то причин и виновности одной из сторон в несоблюдении его условий. В частности, лицензиар может требовать расторжения договора в случае банкротства или неплатежеспособности лицензиата; если лицензиат, получив по лицензионному соглашению право на полную или исключительную лицензию, не в состоянии полностью освоить или использовать объект лицензии либо прекратил производство лицензионной продукции без серьезных на то причин и т.п.

Достигнутая договоренность о базе роялти, ставке роялти и сроке действия лицензионного соглашения позволяет определить расчетную цену лицензии. Если за базу роялти принимается стоимость произведенной (реализованной) продукции, расчет должен производиться по общеизвестной формуле, широко используемой в международной практике:

Cr = i=Tе Vi * Zi * Ri

где
Cr — цена лицензии, рассчитанная в виде роялти;

Vi - объем планируемого (ожидаемого) производства (реализации) продукции в i-м году (ед.);

Zi — цена единицы продукции в i-м году (возможно Zi — const);

Ri — ставка роялти в i-м году (возможно Ri — const); i=l,2,3,.,(T-l) — срок действия лицензионного соглашения.

Если за базу роялти принимается фиксированное отчисление с единицы продукции по лицензии, расчет цены лицензии должен производиться по формуле:

Cr = i=Tе DZ*Vi

где DZ — сумма (ставка роялти) с единицы продукции по лицензии, производимой (реализуемой) лицензиатом (вoзмoжнo DZ — const).

Если за базу роялти принимается экономия, дополнительная прибыль (дополнительный доход) от использования лицензии, расчет цены лицензии должен производиться по формуле:

Cr = i=Tе Б*Ri

где
Б — дополнительная прибыль (дополнительный доход) лицензиата;
Ri — ставка роялти в i-м году как доля лицензиара в прибыли (доходе) лицензиата (возможно Ri — const).

При заключении большинства лицензионных соглашений покупатель получает лишь ограниченные права использования предмета лицензии (сходство с договором аренды). Это предопределяет принцип установления цены лицензии в виде роялти.

Непосредственная связь роялти с фактическим использованием объекта лицензии предопределяет популярность применения платежей в виде роялти.

С целью экономического стимулирования лицензиата к увеличению объемов производства и реализации продукции рекомендуется в лицензионных соглашениях предусматривать дифференцируемые ставки роялти (при любой базе роялти), т.е. уменьшать их при фактическом превышении объема производства и реализации продукции по сравнению с расчетным (базовым) вариантом, предусмотренным лицензионным соглашением.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: