У войны не женское лицо»

Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие девушки и женщины тоже взвалили на свои плечи всю тяжесть войны. Они умели не только ждать, но и подносить снаряды, помогать раненым, ходить в разведку, воевать снайперами, летчицами. Они были солдатами. Слово женщин- поэтесс тоже было оружием.

    Стихотворение – торжественное обещание   первой произнесла в июле 1941 года Анна Ахматова, стихотворение «Клятва»:


И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!

Прослушайте стихотворение  Анны Ахматовой «Клятва» Читает Ольга Остроумова https://yandex.ru/video/preview  Дата обращения 28.04.2020

  Не менее известным является стихотворение «Мужество»:

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!

Прослушайте стихотворение  Анны Ахматовой «Мужество» Читает Ольга Остроумова https://yandex.ru/video/preview Дата обращения 28.04.2020

 

На фронт уходит 17-летняя Юлия Друнина

ЗАПАС ПРОЧНОСТИ
До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.
И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать!-- Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.

 

Прослушайте стихотворение  Юлии Друниной «Бинты» Читает Актриса Ксения Расторгуева https://yandex.ru/video/preview Дата обращения 28.04.2020

Прослушайте стихотворение  Юлии Друниной «Зинка» Проект к 9 мая. Стихи о войне. Читает Габишева Мария, артист народного театра г. Усть-Катава. https://yandex.ru/video/preview Дата обращения 28.04.2020

   

 Голосом блокадного Ленинграда стала поэтесса Ольга Берггольц. Её мужественная поэзия, звучавшая по радио, вдохновляла и бойцов, защищавших город, и жителей, стойко переносивших испытания. Страшной зимой 1942 года писала Берггольц свой “Февральский дневник”:

 

Был день как день.

Ко мне пришла подруга,

не плача, рассказала, что вчера

единственного схоронила друга,

и мы молчали с нею до утра.

 

Какие ж я могла найти слова,

я тоже - ленинградская вдова.

Мы съели хлеб,

что был отложен на день,

в один платок закутались вдвоём,

и тихо-тихо стало в Ленинграде.

Один, стуча, трудился метроном...

И стыли ноги, и томилась свечка.

Вокруг её слепого огонька

образовалось лунное колечко,

похожее на радугу слегка.

Когда немного посветлело небо,

мы вместе вышли за водой и хлебом

и услыхали дальней канонады

рыдающий, тяжёлый, мерный гул:

то Армия рвала кольцо блокады,

вела огонь по нашему врагу.

 

 Ведущий 1 Автор пишет скупо, короткими предложениями, не выражая бурных эмоций. Именно потому, что так просто написано о страшном, становятся понятными чувства, как будто замёрзшие, замершие в душе.

 

Прослушайте фрагмент из поэмы  Ольги Берггольц «Февральский дневник».Читает Екатерина Гусева https://yandex.ru/video/preview Дата обращения 28.04.2020

 























Песни военных лет.

Поэзия, окрашенная музыкой, и музыка, одухотворённая поэзией.

Трудно представить себе более органичный сплав, передававший в годы войны всеобщее чувство: желание сберечь родную землю. Это чувство, понятное и близкое каждому, точнее всего выражает песня. Как не вспомнить известные всем “Катюша” Исаковского, “Землянку” Суркова.

Прослушайте песню  «Землянка»  («Бьётся в тесной печурке огонь») Музыка Константина Листова, стихи Алексея Суркова. https://yandex.ru/video/preview Дата обращения 28.04.2020

Когда Алексей Сурков писал стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь», он не предполагал его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней. Это были несколько стихотворных строчек из письма жене с фронта. Написал их Сурков действительно в землянке, «в белоснежных полях под Москвой», в районе Истры, в конце ноября 1941 года под живым впечатлением очень трудного дня, когда автору – корреспонденту фронтовой газеты – пришлось вместе с штабом одной из гвардейских частей вести тяжелый бой с гитлеровцами. «Землянка» пользовалась любовью на всех фронтах и, особенно у тех воинов, которые воевали под Москвой, кто гнал ненавистного врага от стен родной столицы.

 

Военная песня «Темная ночь» считается одной из самых любимых и популярных песен, написанных за годы Великой Отечественной Войны.

Песня Марка Бернеса «Темная ночь» имеет очень интересную историю возникновения. В 1943 году во время работ над фильмом «Два бойца» у режиссера картины Леонида Лукова возникли трудности со съемкой эпизода, где солдат пишет письмо домой. После многих неудачных попыток режиссеру пришла в голову мысль, что исполненная героем фильма песня лучше всего передаст чувства бойца, который пишет письмо близким.

Не теряя времени, Леонид Луков обратился к композитору Никите Богословскому и поэту Владимиру Агатову. Всего за несколько часов были написаны легендарные стихи, которые потом пели и на фронте и в глубоком тылу. Чуть позже была готова и музыка.

Всенародно любимой военная песня «Темная ночь» стала после ее исполнения Бернесом, который в роли Аркадия Дзюбина – главного героя картины - поет ее ночью под гитару, в землянке с протекающей крышей, в окружении фронтовых товарищей.

Стоит отметить, что после записи песни съемка фильма пошла гораздо легче – злополучная сцена с письмом была снята с первого же дубля.

Но история песни «Темная ночь» на этом не заканчивается. При записи песни на грампластинки первая партия пластинок оказалась бракованной – был слышен посторонний шум. Как выяснилось, первая матрица была испорчена слезами техника, которая не могла сдержаться при прослушивании песни.

После Победы в Великой Отечественной войне «Темная ночь» начала свое триумфальное шествие по миру. Когда Иван Семенович Козловский, один из исполнителей песни, приезжал в гости к лидеру американской коммунистической партии Уильяму Фостеру, он спросил, не желает ли тот послушать советскую песню в живом исполнении. Уильям ответил ему, что с удовольствием послушал бы песню «Темная ночь», и что в Америке ее очень любят.

После первого издания на грампластинках в 1943 году советский исполнитель Леонид Осипович Утесов записал еще несколько студийных фонограмм как на пластинках (в 1954 и в 1958 годах), так и на магнитных записях (в 1958 и 1967 годах), однако зрители навсегда запомнили исполнение песни в интерпретации Марка Бернеса, которая отличается своей душевностью и поразительной искренностью.

Прослушайте песню «Темная ночь» в исполнении Марка Бернеса. https://yandex.ru/video/preview Дата обращения 28.04.2020


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: