Почему целевой установкой реформирования современной высшей школы является личностный подход в образовании? В чем его суть? Раскройте его методологический потенциал

Тестовые задания

1. Продолжите перечень показателей качества образования :

а) состояние материально-технической базы учебного заведения;

б) мотивация преподавательского состава;

в) качество учебных программ

2. Продолжите перечень направлений, по которым в педагогике могут проводиться инновационные преобразования:

а) совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;

б) обновление содержания образования;

в) улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;

г) проектирование новых моделей образовательного процесса

Почему целевой установкой реформирования современной высшей школы является личностный подход в образовании? В чем его суть? Раскройте его методологический потенциал.

Характерной чертой всех инновационных систем является личностно ориентированное образование, в котором личность рассматривается как педагогическая категория, отражающая специфическую сферу образования и развития человека, и в этом отношении есть специфической целью этой сферы. В образовательном процессе человек овладевает опытом «быть личностью», то есть опытом выполнения специфических личностных функций (избирательности, рефлексии, самоопределения, самореализации, социальной ответственности) как целью деятельности, своеобразного внутреннего плана любой деятельности.

К основным закономерностям личностно ориентированного образования относятся следующие:

1. Если в традиционном образовательном процессе предметом проектирования является содержание образования и его деятельностно-процессуальное обеспечение, то в личностно ориентированном – событие в жизни личности, которое дает жизненный опыт, частью которого являются знания.

2. Проектирование учебного процесса становится предметом совместной деятельности педагогов и студентов, а диалог выступает способом жизнедеятельности субъектов образования.

3. Образовательный процесс в виде диалога, поиска, игры и т. п. становится источником личностного опыта, поэтому сглаживается граница между содержательным и процессуальным аспектами обучения.

4. Обучение в большей степени напоминает естественную жизнедеятельность человека, теряют свое значение искусственные проявления и регламентация процесса обучения.

 

 


5. Поскольку внутренний мир педагога становится компонентом содержания образования, то он в наименьшей мере остается функционером. Появляются черты межличностного, межсубъектного общения.

6. Развитие «Я» идет через «диалог», происходит ролевое воссоздание жизненных ролей и ситуаций. Очень значимым становится контекст, а не просто фрагмент текста, так как идет ориентация на актуализацию личностных смыслов, а не на их поверхностное усвоение.

На основании этих закономерностей можно выделить основные принципы личностно-ориентированной педагогики:

▪ индивид находится в центре постоянно меняющегося мира, значит, для каждого индивида значим собственный мир восприятия окружающей действительности, этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне;

▪ человек относится к окружающей действительности сквозь призму собственного восприятия и понимания;

▪ человек стремится к самопризнанию и к самореализации, он обладает внутренней потребностью к самосовершенствованию;

▪ взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения;

▪ самосовершенствование, развитие происходит на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых или скрытых контактов.

Целевой установкой реформирования современной высшей школы является также и личностный подход в образовании – последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.

Личностный подход выступает как базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребёнком и коллективом. Личностный подход способствует:

– осознанию каждым воспитанником себя как личности;

–выявлению, раскрытию своих возможностей;

– становлению самосознания.

Именно на основе личностного подхода оказывается возможным осуществление личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения. В условиях, когда содержание и формы организации жизнедеятельности разнообразны и соответствуют возрастным особенностям и интересам, учёт своеобразия личности обогащает коллектив и других его членов.

Модель личностно-ориентированного обучения включает в себя следующие требования:

существенное увеличение объемов самостоятельной и индивидуальной работы студента;

 полный учет личностных, индивидуальных и психологических особенностей каждого студента;

 реализация индивидуальных графиков и планов обучения;

качественное и эффективное информационно-методическое и нормативно-правовое обеспечение учебного процесса;

современное техническое оснащение учебного процесса;

продуктивное сотрудничество и взаимодействие студента и преподавателя.

 

4. Почему в трансформирующемся обществе возрастает роль исследовательского обучения? Какие составляющие оно включает? Дайте характеристику различных видов этой аналитической образовательной деятельности.

«Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления подростка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у обучающегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере.

С точки зрения педагогической психологии и образовательной практики важно, что исследование тесно связано с прогнозированием, а потому может служить инструментом развития интеллекта и креативности развивающейся личности в обучении. Увидеть эти возможности позволит изучение особенностей действия механизмов мышления при исследовании.

При построении прогнозов обычно будущее раскладывается на три составляющие:

1) детерминированную – полностью предсказуемую, обусловленную действием известных причин;

2) вероятностную - предсказуемую с большей долей вероятности;

3) случайную - принципиально не поддающуюся никакому прогнозированию.

Первая составляющая опирается преимущественно на знания и логику. Вторая требует от человека уже не столько логического, сколько альтернативного, дивергентного мышления, умения вырабатывать гипотезы. И наконец, третья – интуиции. В прогностике существует закономерность: чем более развита наука, тем выше доля первой – детерминированной части, но чем интенсивнее она развивается, тем все объёмнее становится непрогнозируемая, случайная составляющая.

Исследование находится преимущественно в поле третьей, «случайной» (принципиально не поддающуюся никакому прогнозированию) составляющей. Вторая составляющая – «вероятностная» - в силу своего промежуточного положения тоже может присутствовать в так называемых «проблемных исследованиях». Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, поиска новых знаний. Это один из видов познавательной активности человека. Познавательная активность обучающегося, если она достаточно устойчива, характеризуется:

поисковой направленностью в учении;

познавательным интересом, стремлением удовлетворить его при помощи различных источников, как в учении, так и во внеурочной деятельности;

эмоциональным подъёмом, благополучием протекания деятельности.

Познавательный интерес – один из самых значимых мотивов учения, формируя который мы создаём прочную и надёжную основу личности. Рассматривая вопрос об укреплении познавательного интереса в учебном процессе, необходимо обратить внимание на то, каким колебаниям подвергается познавательный интерес обучающихся на уроке. Его динамика в течение одного занятия различна. Приведём три наиболее типичных проявления динамики познавательного интереса.

1. Самой благополучной тенденцией движения познавательного интереса является постепенное возрастание от начала до конца урока. В первые пять минут, на организационном этапе урока, познавательный интерес ещё мало заметен. С осознанием поставленной задачи, которая реализуется при помощи впечатляющей информации педагога (мастера производственного обучения), интерес начинает проявляться, поддерживается он на протяжении всего урока многообразием самостоятельных работ, проблемной ситуацией, фронтальным поиском решения поставленной проблемы, богатой информацией, полученной как от педагога (мастера производственного обучения), так и от своих товарищей. Уходя с таких уроков, обучающиеся находятся под их впечатлением и на переменах.

2. Самой неблагополучной линией движения интереса на уроке является его «ниспадающий» характер. Высокое напряжение внимания обучающихся в начале урока связано с ориентировкой их в предлагаемых ситуациях. Чаще это не подлинный интерес к познанию, а интерес – ожидание (вызовут – не вызовут). Таким он держится во время опроса, когда, во-первых, шансы на вызов к ответу есть у каждого и, во-вторых, когда можно дополнить ответ товарища. Затем, когда мотив ожидания проходит, интерес к уроку неуклонно падает. Это вызвано слабой подачей содержательной информации и отсутствием необходимой стимуляции активности самих обучающихся. Конец подобных уроков обычно сопряжён с множеством отвлечений, а звонок воспринимается с радостью, как избавление от неприятной обязанности. Такие уроки наносят значительный урон формированию познавательных интересов обучающихся.

3. Третий тип – ступенчатая динамика познавательного интереса, где отчётливо видны кульминации и точки спада. Интерес непостоянен и поэтому не выступает в качестве общего мотива деятельности, он, скорее, связан с совершаемым действием, с определённым актом деятельности. Так, обучающийся бывает увлечён эффектными умениями и навыками выполнения, понравившимся ему задания, но в другом задании он не видит смысла, поэтому выполняет его по принуждению. Успех в формировании познавательного интереса на таких занятиях решают последние минуты. Если его линия будет неуклонно идти вниз, эффект и последствия будут незначительными, И наоборот, если линия будет возрастать, то интерес постепенно увеличиваться, следовательно, результат станет иным. Данный тип динамики свидетельствует о недостаточной устойчивости познавательного интереса, недостаточности внутренней мотивации.

Существует несколько представлений о том, как повысить и укрепить познавательный интерес в учебном процессе

Во-первых, необходима опора на активную мыслительную деятельность обучающихся. Развитию познавательного интереса способствуют ситуации решения познавательных задач, активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

Во-вторых, учебный процесс необходимо вести на оптимальном уровне развития обучающихся. Познавательный интерес обучающихся не будет повышаться и усиливаться, если операционная сторона учения остаётся постоянной. Обязательно нужно поступательное движение. Только тогда обучающиеся, оценивая свои возросшие возможности и силы, сознаёт, что теперь он по-другому, по-новому, лучше, легче, быстрее, успешнее действует в учебно-производственной обстановке.

В-третьих, не обойтись без положительного эмоционального тонуса учебного занятия. Благополучная эмоциональная атмосфера обучения связана с двумя главными источниками развития обучающегося: с деятельностью и общением. Не каждый педагог (мастер производственного обучения) задумывается над всеми нюансами создания благополучной обстановки. Так, один пресекает подсказки, заглядывание в конспект соседа, другой содействует тому, чтобы при затруднении обучающийся обращался к товарищу. Один, педагог (мастер производственного обучения), используя эмоциональную силу оценки, подчёркивает слабости обучающегося, укоряет его за плохо выученное домашнее задание. Другой, мастер производственного обучения, ставя туже оценку, пытается показать обучающемуся его еле видимые сдвиги, рисует перед ним лучшую перспективу, к достижению которой он может стремиться. Так как стремление обучающегося подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, благодаря которому работается быстрее и продуктивнее.

Формирование понятия «познавательный интерес» - одна из определяющих линий деятельности педагога (мастера производственного обучения), а сформированность активности и самостоятельности – важнейший показатель плодотворности учения.

Таким образом, учебный процесс, обладая определённым содержанием учебных дисциплин, организуя деятельность обучающихся, обладает значительными объективными возможностями стимулирования познавательных интересов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: