Список использованной литературы

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА ИМЕНИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»

109387, г. Москва, ул. Краснодонская, д. 2, корп. 4, Телефон/факс: (495) 350-56-88, e-mail: 1148@edu.mos.ru

ОКПО 48488471, ОГРН 1027739431466, ИНН/КПП 7723163200/772301001

 

ЛИТЕРАТУРА И КИНО

 

Выполнила: Сорокина Вера Михайловна

Ученица 10 «В» класса

 

Директор ГБОУ Школы им. Ф.М. Достоевского ______ (Жуков Я.Н.)

 

Научный руководитель ______ (Тенюх О.В.)

 

Москва, 2020


 


Содержание

1. Введение…......................................................................1

2. Цели……………………………………………..………2

3. Задачи…………………………………………………..3

4. Основная часть……………..………………………......4

5. Вывод……..…………………………………………….9

6. Итоговый продукт…………………...………………..10

7. Список использованной литературы….......................11


Введение

В мире существует множество видов искусств и каждое из них отличается своей спецефикой в средствах выражения. Живопись рассказывает нам историю в картинах, в музыке эта же картина нам показывается с помощью звуков и мелодий, литературе, к которой мы обращаемся, мы используем искусства слова, а кинематограф даёт нам уже готовое изображение в движении и со звуком.

Мы все хорошо знаем, что современные подростки читают гораздо меньше, чем раньше. Это связано с тем, что сейчас каждый может найти в интернете фильм, снятый по тому или иному художественному произведению. Проблемой современных школьников, учителей и родителей является нежелание подростков читать литературу. В этом плане им проще посмотреть художественный фильм, ведь по книгам, в том числе классическим произведениям, снято множество экранизаций.

В этом проекте я поставила цель: убедить зрительскую аудиторию в том, что чтение глубже влияет на сознание и душу человека, а также эффективно развивает мышление, память и воображение. Сотрудники Университета Сассекса в Великобритании утверждают, что чтение бумажных книг снижает уровень стресса на целых 68 процентов – это даже больше, чем дают прослушивание музыки или прогулки. Достаточно всего 6 минут чтения газет или книг, чтобы замедлился сердечный ритм и уменьшилось мышечное напряжение. Согласно исследованиям медиков из Клиники Майо, такой ритуал перед сном, как чтение книги, способствует улучшению сна, помогая нашему переходу от бодрствования в состояние сонливости. Также исследования показали, что у тех, кто читает художественные произведения, лучше развита способность воспринимать чужие убеждения, мысли и желания наряду со своими собственными мыслями, и они больше склонны проявлять эмпатию, то есть умение сочувствовать и сопереживать эмоциональному состоянию другого человека. Чтение также повышает словарный запас и интеллект.

Цели

1. Повысить литературный интерес у зрительской аудитории.

2. Сравнить книги и их экранизации

3. Выяснить причины нежелания подростков читать.

4. Создать итоговый продукт.



Задачи

1. Провести опросы.

2. Ознакомиться с литературой по данной теме.

3. Сделать вывод.

 

В литературе существует жанр, которые многие недооценивают – это фэнтези. Давайте попробуем перечислить основные черты этого жанра:

1. В основе сюжета – тема потустороннего.

2. Герои и персонажи обладают сверхъестественными способностями и/или являются представителями потустороннего мира.

3. Сочетаются два мира.

4. Проявление мистики никак не объясняется и всё строится исключительно на веру читателя.

Я хочу остановить своё внимание на книге американского писателя и сценариста Ренсома Риггза. Книга, попавшая в список бестселлеров по версии «The New York Times» - «Дом Странных Детей». Книга, относящаяся к жанру фэнтези, рассказывает нам о мальчике Джейкобе Портмане, детство которого прошло под рассказы его дедушки о приюте необычных детей, среди обитателей которого: девочка, умеющая летать, девочка, управляющая огнём, невидимый мальчик, близнецы, умевшие общаться без слов и многие другие. После смерти дедушки Джейкоб получает загадочное письмо, и он отправляется на остров из рассказов его деда. Там он находит детей, которых прежде видел только на фотографиях.

Данная книга вызвала у меня восторг. Там я находила для себя и детектив, и роман, а местами даже ужасы. Ренсом Риггз описывает всё до мельчайших деталей, что создавало в моей голове целостную картину происходящих событий. Во время прочтения я испытывала те эмоции, которые, как я думаю, и хотел передать автор. Риггз медленно раскрывает сюжетную линию перед читателем, не создавая паузы и постоянно дополняя сюжет различными подробностями. При этом книга не перегружена и читается легко. Также присутствуют иллюстрации и фотографии, которые только повышают интерес к сюжету. Много подробностей, и есть продолжение, целых три книги. Каждым героем проникаешься, начинаешь чувствовать его эмоции, чувства, сопереживаешь им. Каждая глава словно отдельная жизнь и стоит углубиться в эту историю, то просто не захочешь выпускать книгу из рук.

По этой книге существует масштабная экранизация от американской кинокомпании «20th Century Fox» 2016 года «Дом странных детей мисс Перегрин», снятая талантливым режиссёром Тимом Бёртоном. Сценарий был написан британским сценаристом и продюсером Джейн Голдман. Получился увлекательный фильм для семейного просмотра и одна из самых необычных историй последних лет. Бёртон использовал все свои профессиональные навыки – играет со светом и цветами, задействует больше десятка локаций и вовлекает не один десяток персонажей. Определённо, смотря фильм основанной на книге, мы наблюдаем сам взгляд режиссёра на данное произведение, и, скорее всего, это будет сжатая версия сюжета. Но конкретно в этой экранизации допущены, как я считаю, грубейшие ошибки, которые нарушают нормальное восприятие человеком оригинальной истории.

 

КНИГА ФИЛЬМ
Няню зовут Мисс Сапсан Няню зовут Мисс Перегрин
В начале книги Джейкоб едет со своим другом к дедушке Джейкоб едет со своей коллегой Шелли к дедушке
При виде пустоты Джейкоб теряет сознание Шели стреяет в пустоту, а Джейкоб не теряет сознание
Любовная линия между Джейкобом и Эммой (девушкой, владеющей огнём) Любовная линия между Джейкобом и Оливией (девушка, умеющая летать)
На Уэльсе Джейкоб живет отдельно от отца У Джейкоба и его отца совместная комната

 

Итак, в данной таблице представлены различия книги и фильма. В экранизации также отсутствуют некоторые важные моменты. На мой взгляд, самая большая ошибка Тима Бёртона и Джейн Голдман в этой работе – это замена персонажей, что создаёт огромные пробелы в сюжете.

Из этого мы можем сделать вывод, что просмотр экранизации не всегда является верным выбором. Такой вариант не всегда неправильный, но, например, с читателем книги вам будет не о чем поговорить и будет создаваться недопонимание.

Однако существуют экранизации, которые наиболее точно передают сюжет книги. Примером тому может служить серия романов, которые также относятся к жанру фэнтези и являются культовым бестселлером - «Гарри Поттер», созданные британской писательницей, известной под псевдонимами Дж. К. Роулинг и Роберт Гэлбрейт (настоящее имя – Джоан Роулинг). Основной сюжет посвящён противостоянию юного волшебника Гарри и тёмного волшебника по имени лорд Волан-де-Морт, в чьи цели входит обретение бессмертия и порабощение магического мира. Помимо этого в серии затронуты такие темы, как предрассудки и коррупция. За экранизацию взялась американская кинокомпания «Worner Bros. Intertainment» (ранее – Worner Bros. Pictures). Над этой кинокартиной работали такие режиссёры как Дэвид Йейтс, Альфонсо Куарон, Крис Коламбус и Майк Ньюэлл. Ни одна деталь и элемент в фильме не портят общую атмосферу, описанную в книге, и благодаря фанатам эта вселенная существует уже двадцать лет. Многие смотрели и читали знаменитого «Гарри Поттера» ещё в детстве, но спустя много лет, когда у некоторых уже появились даже свои дети, люди всё также продолжают перечитывать и пересматривать эту великолепную историю. Среди фанатов даже существует популярное выражение: «–После стольких лет? –Всегда.» Фраза была взята из книги, но для фанатов она означает, что они всегда будут с трепетом относиться к этой вселенной, и не важно – прошел год или двадцать лет – история всегда останется для них актуальной. Но самым главным преимуществом является конечно то, что люди, которые не читали книг, но смотрели фильмы и люди, которые и читали, и смотрели – прекрасно друг друга понимают, потому что режиссёры подошли с большой ответственностью к съемкам и попытались воссоздать каждую деталь, которая упоминалась в книге.

В данном случае мы можем сделать вывод, что не важно – смотрел ты или читал, можно с уверенностью сказать, что ты по-настоящему знаком с сюжетом истории.

В ходе проекта я провела опрос среди сверстников о том, что они предпочитают. Я спросила 20 человек в возрастном диапазоне от 13 до 18 лет о том, что они чаще всего выбирают.

 

Мы можем наблюдать, что между фильмом и книгой подростки, вероятнее всего, выберут первое. Тринадцать из двадцати человек (65%) выбрали фильм. Давайте попробуем разобраться почему.

Сейчас подросткам вовсе необязательно читать книги, поскольку всю информацию можно найти во всемирной сети «Интернет». Можно всего за несколько минут узнать краткое содержание любого произведения. В наш век технологического прогресса люди стремятся к наименьшим временным затратам. Люди (в том числе и подростки) стараются сделать всё быстрее, именно по этой причине фильмы становятся в разы популярнее книг. Люди не видят смысла в прочтении книги за несколько недель, когда можно всего за час-два узнать всю историю от начала до конца. Но, как мы убедились ранее, это может лишь казаться. Чтобы читать книгу, нужно совершить волевое усилие, начать анализировать, вдумываться, а это зачастую трудно, да и времени нет.

Также причиной нелюбви молодежи к прочтению литературных произведений я вижу в уроках литературы, преподаваемых в школе. Все произведения, входящие в обязательную школьную программу, прошлых веков. Они непонятны подросткам, потому что они живут уже в другом мире и просто не ассоциируют себя с героями классических произведений. Насколько нам известно удовольствие от чтения человек получает только тогда, когда он видит в произведении что-то знакомое ему самому или узнаёт свой образ в каком-то из героев или же образ какого-то своего окружения. Но чаще всего этого не происходит, отчего уроки литературы отталкивают новое поколение. У них формируется зачастую ошибочное мнение, что книги – это не про них. Вот что говорят люди по этому поводу, закончившие школу много лет назад:

1. «Многие годы не прекращаются споры о том, какие книги должны входить в обязательный школьный курс. Программа уже которое десятилетие остаётся практически неизменной. Некоторые книги возможно могли бы войти в школьную программу. Например, Борис и Аркадий Стругацкие. Их творчество вдохновило не одно поколение режиссёров. Многие произведения были экранизированы и изданы в 20 странах».

2. «Некоторые произведения излишне жестоки, содержат сцены насилия. Школьники ещё не в состоянии понять душевные терзания героев. Например, «Тарас Бульба», «Преступление и наказание». Современному школьнику не близки и непонятны произведения, герои которых излишне сентиментальны и мечтательны, такие как «Бедная Лиза», «Алые паруса». А часть произведений сложны для понимания в юном возрасте - «История одного города», «Война и мир».

3. «Когда я училась в школе, я совсем не понимала «Войну и мир», я поняла замысел автора и все философские мысли, например, Андрея Болконского и Пьера Безухова, только когда проходили его уже в университете.»

Классическая литература необходима к изучению в школе, так как она обогащает словарный запас, это эталон и стандарт литературного русского языка, она позволяет познакомиться с бытом той эпохи, понять происхождение многих крылатых выражений и показывает разные модели поведения в тех или иных ситуациях. И хотя мы живем уже в другом государстве с другими понятиями, герои литературных произведений испытывают эмоции, переживают, влюбляются и радуются также как и мы в наше время.

Но современная литература также может рассказывать про проявление добра в мире, в котором живут подростки. И хоть хорошие книги на данную тему на существующем рынке будет найти достаточно сложно, я считаю, что необходимо вводить несколько современных книг в обязательную школьную программу для привлечения внимания школьников к прочтению книг в целом. Ведь это даст им возможность понять, что литература может быть понятной и интересной.

Есть еще одна причина, по которой дети не хотят читать. Много ли мам, пап, бабушек и дедушек читают ребёнку сказки или сами засиживаются с книгой в руках? В век информационных технологий даже старшему поколению проще включить игру на планшете или мультфильм на телевизоре, а самим в это время по йти заниматься своими делами. Любители чтения – не белые вороны, они также как и другие дети, смотрят телевизор, общаются в социальных сетях и играют в компьютерные игры. Но их экранное время должно контролироваться и ограничиваться родителями. Ведь если ребёнку с самого детства преподнести литературу как интересное занятие, то нет сомнений в том, что в будущем он станет заинтересованным читателем.

Смотря на приведенные факты, мнения и опросы можно сделать вывод, что стоит серьёзнее относиться к прочтению литературы, ведь по данным научных исследований чтение развивает воображение и мышление, а также даёт нам возможность задуматься о многих важных вопросах и найти для себя ответы на них. Нужно пытаться искать себя в разных произведениях, тогда заинтересованность в прочтении будет гораздо выше. Родителям стоит обращать внимание на развитие своих детей, а учителям литературы сделать уроки более интерактивными и свободными, давать больше возможностей выражать свои мысли и мнение о той или иной книге. Людям в целом стоит перестать торопиться и стараться сделать всё быстрее, стоит иногда отвлечься от ежедневной спешки и рутины и заняться прочтением литературы. Ведь как говорил великий философ Виктор Гюго: «Всякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг».

Итоговым продуктом моего проекта является паблик в популярной социальной сети «Вконтакте» - «Книги VS Фильмы || Проект по литературе» (подробнее: https://vk.com/bookvsmovie), где я провожу опросы и пытаюсь повысить литературный интерес среди своих сверстников. На данный момент в группе состоят 46 участников, что уже является небольшой победой. Проект в дальнейшем имеет возможность развиваться и заинтересовывать всё большую аудиторию.

 


 


Список использованной литературы

1. «Дом странных детей», Р. Риггз

2. Серия книг «Гарри Поттер», Дж. К. Роулинг

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81_%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%BD_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC)

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2_%D0%BE_%D0%93%D0%B0%D1%80%D1%80%D0%B8_%D0%9F%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5

6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3,_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%B0%D0%BD

7. https://www.google.com/search?gs_ssp=eJzj4tDP1TcwL0oxN2D0Er7YdGHHhT0KFzZe2HqxAcjZd2EvAM7sECw&q=%D1%82%D0%B8%D0%BC+%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BD&oq=%D1%82%D0%B8%D0%BC+%D0%B1%D0%B5&aqs=chrome.1.0j46j0j69i57j46j0l2j46.4396j0j1&sourceid=chrome&ie=UTF-8

8. https://www.google.com/search?sxsrf=ALeKk01MmwA1SqxvLeQh45kY1Wbu2gejAQ%3A1589278233165&ei=GXa6Xp7HCaymmwXY9IbAAg&q=%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%B9%D0%BD+%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%BC%D0%B0%D0%BD&oq=%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%B9%D0%BD+%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%BC%D0%B0%D0%BD&gs_lcp=CgZwc3ktYWIQAzoHCCMQ6gIQJzoECCMQJzoECAAQQzoKCAAQgwEQFBCHAjoCCAA6BwgAEBQQhwI6BAgAEAo6CAgAEBYQChAeOgYIABAWEB5QhscBWP_bAWDV3gFoAnAAeACAAcsBiAGjCpIBBTguMy4ymAEAoAEBqgEHZ3dzLXdperABCg&sclient=psy-ab&ved=0ahUKEwjet6Xkiq7pAhUs06YKHVi6ASgQ4dUDCAw&uact=5

9. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D1%80%D1%80%D0%B8_%D0%9F%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%B5%D1%80_(%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%BE%D0%B2)

10. https://www.marieclaire.ru/stil-zjizny/7-fentezi-snyatyih-po-bestselleram/

11. https://weekend.rambler.ru/items/29239797-ne-gotovy-k-klassike-pochemu-podrostki-ne-lyubyat-chitat/

12.   https://www.kanal-o.ru/news/8947

13.   https://ria.ru/20180820/1526869375.html

14. http://mpgu.su/novosti/uchenyie-nazvali-6-prichin-chitat-knigi/

15. https://zen.yandex.ru/media/id/5ac79bfda936f403513e7545/zachem-chitat-klassicheskuiu-literaturu-5c1b9f08fa582e0246bafdb3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: