Итальянская литература Возрождения

Литература эпохи возрождения

Литературой эпохи Возрождения (середина XV - начало XVII в., для Италии - с XIV в.) вписана одна из самых блестящих страниц в историю художественного и духовного развития человечества. Необычайные ее успехи объясняются особенностями исторического периода XIV-XVII вв., когда в недрах старого феодального строя вызревал новый капиталистический уклад. Классическая характеристика Возрождения дана Ф. Энгельсом во введении в "Диалектику природы": "Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными. Наоборот, они были более или менее овеяны характерным для того времени духом смелых искателей приключений".

Литературу эпохи Возрождения отличает новое гуманистическое мировоззрение, главное в котором - выдвижение на первый план человека (homo) с его раскрепощенным, освобожденным от средневековых догм разумом и сферой чувств, признанной достойной самого пристального внимания. Борьба за то, чтобы человек стал человечнее, т.е. разумнее и добрее, стала основной темой в произведениях титанов литературы Возрождения. Большую помощь в этой благородной борьбе оказывало им обращение к поэтическому творчеству своих народов, где издавна вырабатывался идеал человека, и к античной культуре времени ее расцвета, которая тоже давала образцы высокой человечности.

Для литературы Возрождения характерен реализм, преодолевающий средневековый аллегоризм, который не был полностью изжит в городской литературе. При этом ренессансному (возрожденческому) реализму присущи такие соответствующие эпохе черты, как титанизм характеров героев, широта показа действительности с воспроизведением ее противоречий, введение в картину действительности элементов фантастики и приключений, имеющих фольклорную основу, оптимизм, порожденный верой в человека. Все названные черты ренессансного реализма с большой силой проявились в творчестве титанов художественной мысли Шекспира, Сервантеса, Рабле и других.

Литература Возрождения не была однородной. Если на раннем этапе Возрождения в той или иной литературе ясно ощущалось присущее гуманистам "жизнерадостное свободомыслие" (Ф. Энгельс), вера в торжество добрых начал, то в произведениях позднейшего времени заметно ощущение кризиса гуманистических взглядов, чувствуется ущербность, трагизм. Так как эпоха европейского Возрождения была временем формирования наций и национальных языков, то литература эпохи рассматривается в связи с историей страны, национальным характером народа и т.д.

Итальянская литература Возрождения

Итальянская литература Возрождения - наиболее ранняя из всех европейских ренессансных литератур. Данный факт объясняется сравнительно ранним вступлением Италии на путь буржуазного развития. Уже к концу XIII в. в Италии заметно интенсивное развитие городов и торговли, впереди которых идут Флоренция, Болонья, Падуя, ставшие колыбелью новой, гуманистической итальянской культуры и литературы. Важную роль сыграло и то, что на территории Италии лучше, чем в других странах, сохранилось античное культурное наследие, ставшее одной из опор гуманистического мировоззрения.

В развитии итальянской литературы Возрождения различаются четыре этапа. Первый из них (конец XIII - начало XIV в.) - Предвозрождение, лишь подготовка Возрождения. Второй (XIV в.) знаменует собой раннее Возрождение и характеризуется особенно бурным его развитием. На третьем (XV в.) - в зрелом Возрождении - уже ощущается начало кризиса гуманизма, определенная утрата литературой ее прежних характерных для XIV в. демократических тенденций, связанных с изменениями во внутриполитической жизни итальянских городов (замена свободных коммун синьориями, представляющими собой зародыш абсолютистского государства). Четвертый этап (конец XV - XVI в.), позднее Возрождение, характеризуется его постепенным закатом, оскудением его литературы, вызванными общим упадком Италии с усилением феодально-католической реакции и в связи с ухудшением ее международного положения после открытия Америки и перемещения мировых торговых путей.

Наибольшие художественные ценности мирового значения созданы в итальянской литературе Предвозрождения, когда творил Данте, и в раннем Возрождении, ознаменованном творчеством Петрарки и Боккаччо.

Данте Алигьери (1265-1321) - "колоссальная фигура", "последний поэт Средневековья и вместе с тем первый поэт Нового времени" (Ф. Энгельс). Не лишенный еще ряда средневековых представлений, Данте одновременно нес миру свежее гуманистическое видение окружающего, высказывая свои мысли со всей страстностью, присущей пролагателю новых путей, и в этом его величие.

Поразительны у Данте его политическая страстность, глубокое понимание им перспектив общественного развития. Именно данное понимание заставило его, выходца из старинного дворянского рода Флоренции, связать себя с городской флорентийской коммуной, стать членом одного из его цехов (аптекарей и врачей), а затем сделаться настолько видной политической фигурой, что в 1300 г. он был избран членом коллегии семи приоров, управляющих Флоренцией. Активная натура, он усиленно боролся против тех, кто угрожал свободе родного города (местные ростовщики и предатели, римский папа Бонифаций VIII). Изгнанный вскоре (в конце 1301) из Флоренции в связи с победой там враждебной ему партии черных гвельфов, сторонников папы, приговоренный в случае самовольного возвращения во Флоренцию к сожжению на костре, Данте и в этой трудной ситуации не сложил оружия, не был духовно сломлен. Наоборот, именно в годы изгнания он сформировался в деятеля нового времени, который стал говорить от имени не только разъединенной Италии того периода, но и от имени всего человечества, которое он хотел видеть живущим в таком обществе, где было бы покончено с несправедливостью, когда "одни правят, а другие страдают".

Новое в литературной деятельности Данте дало о себе знать в раннем произведении - "Новая жизнь" (1291), своеобразном соединении прозы со стихами, посвященными искренне любимой Беатриче. Книга прославляет и воспевает любовь, которая в средневековой клерикальной литературе третировалась как греховное чувство, а в рыцарской лирике не всегда была искренной.

Немало нового, предвосхищающего мысли гуманистов последующего поколения, содержится в научных трактатах Данте, созданных уже в изгнании (1303-1312), не лишенные подчас серьезных противоречий, эти трактаты в целом были прогрессивны для своего времени. Это относится и к "Пиру", написанному вопреки традиции не на латыни, а на народном языке, где автор приглашает простолюдинов вкусить от научных знаний (отсюда название "Пир"). Еще более это касается трактата "О народном красноречии", где утверждается право народного итальянского языка стать вместо обветшалой латыни языком науки и литературы. Третий из трактатов - "О монархии", находившийся до 1896 г. в списке запрещенных Ватиканом книг, выражает протест против претензий римско-католической церкви на политическую власть и вместе с тем мечту о прекращении войн в едином всемирном государстве.

В изгнании Данте создает и венец своей поэзии - "Божественную комедию" (1313-1321), состоящую из трех частей - "Ад", "Чистилище" и "Рай", названия которых соответствуют представлениям средневекового человека католической Западной Европы о загробном мире. Однако фантастические картины загробного мира лишь отдаленно напоминают те, с которыми встречаются в средневековых "видениях". У Данте они превращены в средство отклика на сугубо земные дела, вызывающие критику и осуждение ("Чистилище", "Ад") или возвеличивание ("Рай"). Поэт нового времени чувствуется в Данте при изображении двух противоположных полюсов загробного мира - ада и рая - в том, кого и за что он туда помещает. Видно, что принцип определения преступности для находящихся в аду у него гуманистический: строжайшего наказания, по мнению Данте, достоин лишь тот, кто причинил людям большое зло.

Страшная казнь - погружение живым в кровавый кипяток - придумана поэтом для тех, "кто жаждал золота и крови", ввергал народы в кровопролитные войны. Именно этой казни подвергнут находящийся в седьмом круге ада "бич земли" Аттила и другие завоеватели чужих территорий. Не догмами католицизма, а соображениями гуманизма руководствовался Данте, помещая в ад римского папу Николая III и намечая поместить рядом с ним его преемника Бонифация VIII. Требовался колоссальный разрыв с католическим средневековым представлением о святости пап, чтобы двух из них поместить в один из самых страшных (восьмой) кругов ада. К тем же, кого Данте как "последний поэт Средневековья" в силу до конца не преодоленных им отдельных средневековых представлений решает поместить в не столь мучительные круги ада, поэт относится скорее с сочувствием, чем с осуждением. Это подтверждается отношением Данте к своим собратьям по таланту - античным поэтам, которые хотя и не попадают в рай (поскольку - язычники), но и не мучаются, находясь в Лимбе (первом немучительном круге ада), и встречей с которыми он, избравший себе в проводники по аду Вергилия, гордится. Не следованием церковным и феодальным догмам во взгляде на земную любовь, а глубоким сомнением в их правильности продиктовано поэту глубокое сострадание к Франческе да Римини и Паоло - жертвам любовной страсти.

В "Чистилище" и "Рае" также немало доказательств гуманизма поэта, можно заметить вполне земное намерение его выразить мечту о таком миропорядке, который во всем противостоял бы миру алчности и насилия, царившему в жизни Италии. В облике одного из обитателей "Рая", "старца в ризе белоснежной", видится гуманистический идеал человеческой доброты. Поэт нового времени дает о себе знать в Данте при изображении "Рая" и тогда, когда, еще в большей мере преодолевая средневековые догмы, он помещает там двух добродетельных язычников (Траяна и Рифея) и намекает на пересмотр участи некоторых находящихся в аду, в нарушение рокового "Оставь надежду...", полностью устами апостола Петра осуждает папство.

Глубоко прогрессивные для своего времени мысли облечены Данте в "Божественной комедии" в высокохудожественную форму. Поэт проявил себя большим мастером стройной композиции, обрисовки пейзажа, мудрой краткости речи.

Франческо Петрарка (1304-1374) - младший современник Данте, яркий представитель итальянской литературы раннего Возрождения. Вместе с тем и он подчас не чужд противоречий, порожденных воздействием Средневековья, что заметно в его трактатах. По-ренессансному многосторонняя и активная натура, большой знаток античности, основатель классической филологии, мыслитель, политик, распространитель идей гуманизма далеко за пределы Италии - вплоть до далекой Чехии, где он побывал в 1356 г., Петрарка вошел в историю мировой литературы прежде всего как великий поэт.

Хотя при жизни ему наибольшую славу доставила латинская поэма "Африка", за которую он в 1341 г. был увенчан лаврами, последующие поколения справедливо оценили его как автора сборника стихов на итальянском языке "Канцоньере" ("Книга песен"). Главное место в них принадлежит стихам о любви к Лауре. Непроходящая ценность этих стихов - в пристальном, гуманистическом внимании поэта к внутреннему миру человека, в прославлении в отточенной форме сонета чувства любви, полного красоты, драматизма, облагораживающей силы.

Замечательны помещенные в этом сборнике канцоны, посвященные судьбе Италии: "Италия моя...", "Высокий дух..." и др. Они пронизаны глубоким патриотическим чувством, жаждой мира. Чувство негодования характерно для стихов Петрарки, как и для его публицистического труда "Письма без адреса", обличающего папскую курию за царящие в ней пороки. Патриотическая и гневная лирика Петрарки сыграла значительную роль в освободительном движении в Италии XIX в. Бессмертна и его любовная лирика, породившая множество подражаний и сохраняющая сама по себе немеркнущую свежесть и славу.

Джованни Боккаччо (1313-1375), в отличие от своих предшественников и учителей Данте и Петрарки, по преимуществу поэтов, проявил себя более всего в художественной прозе. Он стал, по существу, ее родоначальником в Италии и одним из ее зачинателей в Европе. Будучи личностью активной и всесторонней, он много сделал и в других областях общественной и научной деятельности. Он был знатоком не только римской, но и греческой античной культуры, выполнял дипломатические поручения Флорентийской республики, являлся сторонником республиканского образа правления и ненавидел тиранов: "Нет жертвы, более угодной Богу, чем кровь тирана". Он стал первым биографом Данте и комментатором его "Божественной комедии", о которой читал лекции флорентийцам.

Как художник Боккаччо в лучших своих произведениях - яркий выразитель характерных для Возрождения "жизнерадостного свободомыслия" и реализма в литературе. Данный факт был заметен уже в его психологической повести "Фьяметта" (1343), в поэме "Фьезоланские нимфы" (1345) и особенно проявилось в знаменитом сборнике новелл "Декамерон" (1353). В нем исключительно выпукло выражено и утверждение новой гуманистической морали, и прославление активного, жизнерадостного человека, и отрицание показного аскетизма и в то же время лицемерия, характерных для служителей церкви. Утверждение оптимизма чувствуется уже в обрамлении сборника - в предшествующем самим новеллам авторском рассказе о десяти жизнерадостных молодых людях - семи женщинах и трех юношах, удалившихся во время чумы 1348 г. за город, чтобы в течение десяти дней (отсюда и название сборника, означающее по-гречески "десятидневие") укреплять свой дух рассказами о победе разумного и светлого над глупым и темным, отжившим, которое подчас приводит к трагедиям. Защита нового и критика старого, средневекового, осуществлена в самих новеллах, будто бы "рассказанных" десятью собеседниками, в действительности созданных автором на основе народного творчества и вложенных в уста десяти молодых людей. Разнообразные в тематическом отношении, новеллы больше всего разрабатывают тему обличения пороков духовенства, монахов, тему любви и тему приключений, в которых выявляется ум человека, его находчивость, выдержка, остроумие. Причину разврата и лицемерия духовенства автор-гуманист видит в таком неразумном, противоестественном установлении католической церкви, как безбрачие духовенства, издавна вызывавшее нападки со стороны средневековых "еретиков".

Тема любви и семейной жизни трактуется в "Декамероне" тоже в плане гуманистического отрицания сословного неравенства, защиты прав женщины на свободный выбор в любви и т.д. Автор осуждает суровые нормы феодального быта, приводящие к трагедиям. Он раскрывает красоту любовного чувства, пробуждающего в человеке все лучшее. Примечательно, что носителями наибольшей красоты чувств - верности в любви, способности в борьбе за торжество любви переносить всевозможные испытания - оказываются у Боккаччо чаще всего люди из простого народа, а не из знати. В этом проявляется демократизм Боккаччо. Демократизм автора заметен и в стиле этого произведения с его живостью повествования, подчас фривольным юмором - во всем, чему писатель учился у народа. Иногда в стиле Боккаччо чувствуется и влияние античных авторов.

В творчестве Боккаччо осуществлен значительный шаг вперед в укреплении позиций гуманизма в итальянской литературе. Как мастер новеллы он проложил путь для позднейших новеллистов, произведения которых, как и его самого, становились источником сюжетов для великих драматургов Возрождения, в том числе для Лопе де Вега и Шекспира.

В XV-XVI вв. в итальянской литературе Возрождения все более нарастают кризисные явления. Хотя количество писателей, выступающих в различных жанрах, увеличивается по сравнению с ранним Возрождением, их творчество уже не достигает той идейной и реалистической силы, которая была присуща Данте, Петрарке, Боккаччо. Даже наиболее яркие и талантливые поэты Л. Ариосто (1474-1533), автор поэмы "Неистовый Роланд", и Т. Тассо (1544-1595), поэма "Освобожденный Иерусалим", не избежали противоречий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: