Теория идеи Раскольникова и её крах

15.05

Группа 4

Литература

Тема: Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Цель: формирование умений учащихся работать с выбранной темой: собирать материал, продумывать план, использовать информационную базу и опорную лексику.

Задачи:

1. Обобщить и систематизировать материал по изучению романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»;

2. Развивать умение выявлять и формулировать основные, концептуальные идеи произведения; делать выводы, дополнять высказывания других, формировать аргументированную речь учащихся;

3. Воспитывать внимательное отношение к слову, умение находить в каждом литературном произведении морально-эстетические ценности, ориентировать на современное прочтение произведений классической литературы.                                                      

Ход урока

            Умение убедительно, ярко, красиво говорить и писать необходимо каждому человеку, шахтёру и врачу, рабочему и колхознику. Сочинение – это возможность красиво и эмоционально высказать то, что не всегда можно сказать вслух. И цель сегодняшнего урока – выявить ваше отношение к «вечно живому роману» Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», а также научиться самостоятельно мыслить, творить, сочинять, излагая на бумаге примеры ученической мудрости.

                                                                             

1. Актуализация опорных знаний

1. Кто из героев считает, что выгоднее брать жену из нищеты, чтобы потом над ней властвовать и попрекать? Лужин.

2. Кто из героев говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»? Свидригайлов.

3. Какую библейскую легенду читает Соня Раскольникову?

4. Кто помогает определить осиротевших детей Мармеладова в приют, отчислив деньги на их счёт? Свидригайлов.

5. Кто первым догадался о том, что Раскольников – убийца старухи?

6. Кому Раскольников признаётся в убийстве Алёны Ивановны? Соне.

7. Почему Раскольников решил признаться в содеянном?

8. В чем суть теории Раскольникова?

9. Как мы должны относиться к убийству?

10. Может ли современный человек оказаться в таких же условиях, что и Раскольников?

11. Как созревала у Раскольникова идея убийства? Какие эпизоды из жизни укрепили его намерения убить?

2. Работа по теме урока

- Хочется понять, что вас взволновало и заинтересовало в романе Достоевского, о чём бы вы хотели поразмышлять в своём сочинении. Тема, сформулированная и представленная вами, поможет нам понять это. Подумайте, ребята, какие темы сочинений мы можем предложить друг другу на основе наших с вами знаний о романе?

                                                                                                                  Ученики представляют и защищают темы сочинений. Под руководством учителя они выбирают наиболее интересные темы и обосновывают свой выбор. В итоге класс выбирает две темы:

1. Изображение жизни «униженных» и «оскорблённых» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

2. Теория идеи Раскольникова и её крах.

 

Сбор материала к сочинению

Эпиграфы. - Присутствие эпиграфа очень украшает работу и свидетельствует о глубоком понимании темы ее автором. Поэтому очень важно уметь удачно подбирать подходящие эпиграфы и правильно оформлять их. Я предлагаю вам ряд эпиграфов, среди которых вы должны выбрать наиболее удачные, те, которые соотносимы с темой сочинения и вашими собственными мыслями.

· В беду попадают, как в пропасть, вдруг, но в преступление сходят по ступеням. (А. А. Бестужев-Марлинский).

· Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

· Для нас орудие одно. (А. С. Пушкин)

· Он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало втягивать. (Ф. М. Достоевский)

· Одна смерть и сто жизней взамен. Да ведь тут арифметика. (Ф. М. Достоевский)

· Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны. (Ф. Вольтер)

· Всякая идея для своего успеха нуждается в жертвах; из житейской борьбы никто не выходит незапятнанным. (Ж. Ренан)

· Преступление и наказание растут на одном стебле. (Р. Эмерсон)

· Если человек другого равнодушно убивает, то, значит, он в себе уже убил все человеческое. (Сае)

· Преступление доводит. преступника до душевного ада. (В. Набоков)

· Самое жестокое наказание то, которое вызывает искреннее раскаяние. (Э. Севрус)

· Я себя убил, а не старушонку! (Ф. М. Достоевский)

 

Составление плана.

Изображение жизни «униженных» и «оскорблённых» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

I. Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей

II. Широта изображения в романе нищеты и страданий «бедных людей»

1. Петербург Достоевского

а) описание домов, комнат-«гробов»;

б) будничные кошмары на улицах города;

в) петербургские распивочные.

2. «Униженные» и «оскорбленные» в романе

а) Соня Мармеладова и ее семья

б) сестра и мать Раскольникова

3. Мир насилия и грабителей в романе

а) старуха-ростовщица, «высасывающая кровь из людей», как символ этого страшного мира;

б) мир Лужина и Свидригайлова.

4. Идеи Раскольникова как протест против этого мира.

III. Боль за человека – основа авторской позиции в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Теория идеи Раскольникова и её крах

I. Социальные и философские истоки теории Раскольникова.

II. Как развенчивается в романе теория Раскольникова?

1. Идеи Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений:

а) «недодуманность» теории до конца, несоответствие замыслов и результатов;

б) поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем: мастерство следователя в опровержении теории «двух разрядов» людей.

2. Наказание Раскольникова за преступление

а) мучительнейшее ощущение «разомкнутости и разъединённости с человечеством»;

б) смерть матери;

в) всенародное осмеяние и осуждение;

г) каторга - юридическое наказание и очистительное страдание.

3. Почему Раскольников, несмотря на совершённое им преступление, вызывает не только сочувствие, но даже сострадание?

а) Раскольников в оценке положительных героев романа: Дуни, Разумихина, Сони;

в) душевные страдания Раскольникова, переживаемые им после преступления?

г) возможность нравственного перерождения Раскольникова из его человеческой натуры.

III. «Я хотел Наполеоном сделаться…». Проблема наполеонизма в романе и в наши дни.

 

Домашнее задание:

 

1. Назовите героев романа:

 

“Это был человек лет 50, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, а руки были в свежих перчатках. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью.”

____________________________

“Это было странное зрелище. В своем стареньком платье, в драдедамовой шали и в изломанной соломенной шляпке, сбившейся комком в сторону…Она устала и задыхалась. Бросалась к детям, кричала на них, уговаривала, учила их тут же как плясать и что петь”.

____________________________

“С новым чувством всматривался он в это бледное, худое, неправильное угловатое личико, в эти кроткие голубые глаза, могущие сверкать таким огнем, таким суровым энергетическим чувством, в это маленькое тело, еще дрожавшее от гнева и негодования”.

____________________________

“Он был одет в старый, совершенно оборванный старый фрак, с осыпавшимися пуговицами. Одна только еще держалась кое-как и на нее-то он и застегивался, видимо желая не удаляться приличий. Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая. Лицо было выбрито по-чиновничьи, но давно уже…”

____________________________

“ Девушка замечательно хороша собою – высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная…Ее даже можно было назвать красавицей… Глаза ее почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна, лицо ее сияло свежестью и здоровьем”.

____________________________

“Несмотря на то, что ей уже было 43 года, лицо ее все еще сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась гораздо моложе своих лет. Волосы ее уже начали седеть и редеть, маленькие лучистые морщинки уже давно появились около глаз, щеки впали и высохли от заботы и горя, и все-таки это лицо было прекрасно”.

____________________________

“Она как всегда была простоволосая. Светлые с проседью, жидкие волосенки ее, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку и подобраны под осколок розовой гребенки, торчащей на ее затылке…Глаза ее были вытаращены, как будто хотели выпрыгнуть, а лоб и все лицо были сморщены…”

____________________________

“Он пробившись из ничтожества, болезненно привык любоваться собою, высоко ценил свой ум и способности и даже иногда, наедине, любовался своим лицом в зеркале… Человек он деловой и занятой…человек он благонадежный и обеспеченный, служит сразу в двух местах и уже имеет свой капитал”.

____________________________

“Это была высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, тридцати пяти лет, бывшая в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои”.

____________________________

“Это был необыкновенно веселый и сообщительный парень, добрый до простоты. Впрочем, под этой простотой таились и глубина, и достоинство. Был он очень неглуп, хотя и действительно иногда простоват. Наружность его была выразительная – высокий, худой, всегда худо выбритый, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача”.

____________________________

 

2. Приложение к уроку.

 

 

Интернет – ресурсы.

«Правда» Сони и «правда» Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

I. Вступление. Соня и Раскольников — герои, у которых много общего: оба они грешники («убийца и блудница»), оба по натуре своей добры, оба остро и болезненно воспринимают зло и несправедливость окружающей жизни, они понимают друг друга сердцем и сострадают друг другу. Не случайно их судьбы так тесно переплелись.

II. Основная часть 1. Но в то же время Соня и Раскольников — идейные антиподы. В противостоянии окружающему злу Раскольников предпочитает путь насилия, путь героической переделки мира при помощи активных действий, а Соня — путь смирения и сострадания. Соня очень близко подходит к любимой мысли Достоевского о том, что каждый человек нравственно ответствен за все грехи мира и что, следовательно, человек должен принять образ Христов и своим страданием стараться иску­пить хоть сколько-нибудь грехи всех. Для Сони эта мысль — не теория, а практическое действие: она не просто жертвует собой ради других, но даже и не задумывается над этим; у нее есть какой-то нравственный инстинкт сострадания. Еще одна важная черта ее натуры — она никогда никого не обвиняет, отчасти потому, что искренне считает себя грешнее всех, а отчасти потому, что очень остро чувствует страдания людей и обращает внимание в первую очередь на это (ее отношение к Катерине Ивановне, Мармеладову, Раскольникову. Последнее особенно показательно: глядя на Раскольникова, она видит не преступника, а безмерно страдающего человека). 2. Конфликт убеждений Сони и убеждений Раскольникова ярче всего проявляется в их разговорах. Здесь действительно сталкиваются две «правды». «Правда» Раскольникова в том, что мерзавцы и негодяи имеют неограниченную власть над беззащитными и добрыми людьми, и с этим надо что-то делать. Правда Раскольникова в том, что Катерина Ивановна скоро умрет, ее дети останутся сиротами и Сонечка их не спасет, что Полечке скорее всего, останется та же дорога, что и Соне. На это Соня не может возразить ничего, кроме того, что «Бог, Бог такого ужаса не допустит!», на что Раскольников вполне резонно отвечает: «Других допускает же». Но есть и «правда» Сони: она в том, что человек — не «вошь», в том, что убийство и вообще насилие — нравственное преступление, грех перед Богом и людьми, в том, что никакой человек не судья людям даже в крайних и на первый взгляд очевидных обстоятельствах. На вопрос Раскольникова — «Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне? то как бы вы решили: кому из них умереть?» — Соня отвечает: «Кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»

III. Заключение. Достоевский дает спорящим сторонам высказать сильнейшие аргументы. Поэтому в его романах не явная правда борется с явной неправдой, а одна «правда» — с другой.

 

 

Материал – рекомендации.

 

 

Состав сочинения: введение (В) основная часть (ОЧ) заключение (З) 1 – 1,5 стр. 4 – 5 стр. 1 – 1,5 стр.
В + З = 1/3 Vсочинения   6 – 8 стр. (3 – 4 листа)

 

 

Введение (вступление). Вступление - это тезис сочинения. Поэтому оно должно содержать зерно будущей работы, нести достаточно большой объем информации, должно быть написано "выпукло", ярко. Для "надежности" можно повторить (несколько видоизменив) формулировку темы. Начинать с излюбленной всеми школьниками фразы о том, что великий (гениальный, замечательный) русский (современный) писатель (поэт) родился (написал), - категорически нельзя. Это равносильно тому, чтобы исследование, скажем, почвы Нечерноземья начиналось с описания того, как "сначала Земля была огненным шаром"… Началу сочинения следует быть не просто точным и емким, но и нетривиальным.

Вариантами начала вступления могут быть

- цитата из анализируемого текста;

- высказывание критика, суждение которого автор сочинения "с текстом в руках" решил подтвердить или опровергнуть;

- вопрос, требующий разрешения;

- рассуждение о том главном (ключевом) понятии, которое вынесено в заглавие темы;

- наконец, биографические или библиографические сведения, но только если они существенны для развития дальнейшей мысли автора.

Аналитическое введение (анализирующее ключевое понятие темы) может быть дополнено литературным контекстом, именами авторов или названиями произведений, в которых затрагивается та же тема, в которых ставятся сходные проблемы. Как один из возможных вариантов, литературной ряд может заключаться именем того писателя, творчеству которого будет посвящено данное сочинение.

Основная часть. Если целью введения было подвести к теме, приоткрыть некий аспект, в котором тема будет раскрыта, то в основной части (в двух и более подпунктах центральной части составляемого плана) необходимо раскрыть тему, причем сделать это логично, аргументированно и динамично.

Если вступление в плане может быть озаглавлено по ключевому слову, выделенному в теме сочинения, то основная часть может иметь в качестве заголовка формулировку основной идеи сочинения, а ее подпунктами может стать совокупность тех аргументов (материала, фактов, эпизодов, мыслей и т. д.), из которых складывается (или на которые раскладывается) эта основная идея. В хорошо составленном плане, ориентированном на максимально полное и изящное раскрытие темы, подпункты основной части не могут быть свободно, без потерь для идеи сочинения, поменяны местами и заменены друг другом, так как каждый из аргументов - составляющая логической цепи развития мысли автора работы. Впрочем логика расположения аргументов (т. е. подпунктов основной части плана) может быть различной.

Иногда самый сильный аргумент уместно поставить первым, тогда последующие будут как бы углублять доказательство, освещать идею с новой стороны, придавать ей иные, дополнительные оттенки. А иногда, наоборот, интереснее самый важный аргумент поставить последним с тем, чтобы доказательства шли "по нарастающей".

Например, основная часть плана к теме ""Оружия любимейшего род" (сатира

В. Маяковского)" может выглядеть следующим образом:

Сатира В. Маяковского в борьбе:

- против мещанства ("О дряни", "Маруся отравилась");

- против бюрократизма ("Прозаседавшиеся", "Бумажные ужасы");

- против подхалимажа и сплетен ("Общее руководство для начинающих подхалимов", "Подлиза", "Сплетник").

Формулировки пунктов плана могут быть более обширными и развернутыми. В данном случае они представлены в кратком виде, во-первых, для наглядности, во-вторых, как пример того, как могут быть сформулированы пункты плана в "рабочей" экзаменационной обстановке в условиях ограниченного времени.

Работая над основной частью, следует также помнить о красных строках, грамотном цитировании текстов произведений, способах оформления поэтических и прозаических цитат. Вводные слова "я думаю" или "мне кажется" ("Я думаю, что Л. Толстой - великий русский писатель") лучше заменить конструкциями типа "вероятно", "думается, что", "кажется", "возможно", "может быть" и другими. Постарайтесь уже в черновике устранить речевые недочеты и грамматические ошибки.

Заключение. Как уже говорилось, каждая часть сочинения, а следовательно, и составляемого плана выполняет особую, только ей присущую функцию. И, как явствует из названия, функция заключения - в подведении итогов, в оформлении выводов, которые родились в ходе рассуждений на заданную тему.

Традиционно выделяется два типа заключения: заключение-вывод и заключение-следствие, хотя на практике эти "чистые" виды нередко могут сливаться и соприсутствовать в сочинении.

Что касается заключения-вывода, то уже само название демонстрирует его главную черту: основная мысль, которая превалирует в данном заключении, выводится из тех аргументов, к которым прибегал экзаменующийся. Однако не следует под заключением-выводом понимать краткое повторение того, о чем шла речь в основной части. Окончательный вывод, содержащийся в заключении, должен нести в себе некую новизну и обобщение в сравнении с тем, о чем говорилось прежде. Так, например, если тема сочинения ""В мой жестокий век восславил я свободу" (А. С. Пушкин)" и аргументы основной части заключались рассмотрении свободолюбивых мотивов пушкинской лирики, то заключение-вывод может содержать мысль об органичности этой темы поэзии Пушкина в целом.

Заключение-следствие, как правило, выводит автора сочинения за рамки того материала, который анализировался в основной части сочинения. Заключение- следствие требует привлечения знаний экзаменующегося из сферы общественно-исторической или литературно-исторической. Например, это может быть разговор о влиянии данного произведения на общественную ситуацию, на развитие литературного процесса, на творчество отдельных представителей других видов искусств, а может быть, на последующее творчество того художника, о котором шла речь в сочинении, и т. д.

 

  1. Написать сочинение на одну из предложенных тем или написать на свободную тему.

Срок с 15.05 до 19.05

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: