Тема урока: «М. Пришвин «Золотой луг»

1. - А сейчас послушайте, пожалуйста, историю про солнышко, которое заглянуло к нам в гости.

 

- Встало однажды по  весне Солнышко спозаранку и пошло гулять по небу. Смотрит: «Хороша земля! Леса, луга в зеленом наряде. Но чего - то не хватает?» – подумало солнышко. «Чем людей порадовать»? Взмахнуло оно лучиком, и засветились луга желтыми огоньками. «На меня похожи!»- обрадовалось Солнышко и пошло дальше прогуливаться по небу. 

 

 - Вы догадались, что это за огоньки, которыми засветились луга?   (Одуванчики)

 

-  Конечно же, вы все знаете и видели эти цветы! Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним свою головку-цветок.

 

- Прослушав историю, найдите самое верное, более точное утверждение про одуванчик.

1. Одуванчик – это цветок.
2. Одуванчик – это красивый цветок.
3. Одуванчик – это красивый цветок жёлтого цвета.
4. Одуванчик – это красивый цветок жёлтого цвета, похожий на маленькое солнышко.
5. Одуванчик – это красивый цветок жёлтого цвета, похожий на маленькое солнышко,  растущий на лугу.  

 

- Молодцы! Всё верно.

2. - Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением М. Пришвина «Золотой луг».

- Прежде чем знакомиться с произведением, рассмотрите иллюстрацию, обратите внимание на передний план и соотнесите её с заглавием.

 

 

 

 - Соответствует ли иллюстрация названию? (Называется произведение «Золотой луг», а на иллюстрации мы видим луг с бело-зелёными цветами, а не золотой).

 

- Можем ли мы уже предположить, что одуванчик действительно не совсем обыкновенный цветок, а цветок со своими тайнами и секретами?

 

- Не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки. Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.

 

- Чтобы открыть другие тайны, мы должны будем познакомиться с самим произведением.

 

3. Первичное чтение произведения.

- Но прежде чем читать, давайте вспомним, как Эдуард Юрьевич Шим сказал о М. Пришвине «Он из хитрости пишет о зверях и птицах. На самом деле он учит мальчишек и девчонок, как вырасти настоящими людьми».

 

- Значит, что можно предположить? (Что произведение М. Пришвина «Золотой луг» кроме того, что поможет ответить вам на ваши вопросы, также должно вас чему научить, какой – то дать вам совет, чтобы вы смогли вырасти настоящими людьми!)

 

- Поэтому будьте внимательны!

- Чтение произведения взрослым.

 

4. Беседа по прочитанному произведению. Словарная работа.

- Сумели ли вы представить всё то, о чём вам хотел рассказать автор?

- Я попрошу вас закрыть глаза и попробовать представить не тот луг, который на иллюстрации, а именно золотой луг.

- Откройте глаза и сравните свою картинку с картинкой.

- Совпали ваши представления?

- А видели вы когда-нибудь такое в природе?

 

- К какому жанру и, к какому типу текстов можно отнести это произведение?

              (Это рассказ, текст - повествование с элементами описания)

 

- Можно ли сказать, что автор и рассказчик одно и тоже лицо? (автор-М. Пришвин, рассказчик — мальчик, который рассказывает про себя и своего брата).

 

- Где жили братья? (В деревне)

 

- Попробуйобъяснить значение слов со звёздочкой, если нужно воспользуйтесь толковым словарём: промысел, идти в пяту.

 

- Итак, что такое промысел?

Промысел – это добыча чего – либо или охота.

- Подумайте, каким промыслом могли заниматься ребята?

- Как это — идти в пяту?

Идти в пяту – идти за ним, след в след.

- Можете сделать вывод, кто был старше из братьев и почему?

 

- А сейчас попробуйте объяснить значение слова «фукать». Что это значит?

                                                

- А что такое забава?О какой детской забаве идёт речь в рассказе?

 

5. Самостоятельное чтение текста.

6. Обсуждение по вопросам.

1.  Почему М. Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»? 

2. Найдите подтверждение того, почему луг назван «золотым»? Прочитайте.

3. Почему луг стал зелёным?

4. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика? (Пальчики на ладошке).

Найдите в тексте и подчеркните. 

5. Как рассказчик в начале своего повествования называет одуванчики?   

Найдите  в тексте и подчеркните простым карандашом.

 (Неинтересные цветы — простые, обычные, без всякой тайны).

6. Как в конце рассказа называет одуванчики рассказчик?

                (Один из самых интересных цветов).

 

7. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?

8. Какое объяснение происходящему нашел рассказчик? Найдите  в тексте и подчеркните простым карандашом.

9. Благодаря чему изменилось мнение героя об одуванчиках? 

                            (Наблюдательности).

10. Что он заметил? Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?

 

7. Итог урока.

- Итак, поработав с рассказом, какому выводу вы пришли? Что можете сказать об одуванчике? (Одуванчик – интересный загадочный цветок со своими тайнами и секретами).

 

- Какие тайны помог вам раскрыть этот рассказ? (Одуванчик может быть не только жёлтым, но и белым, и даже зелёным).

 

- А хотите узнать, какие ещё тайны (секреты) у одуванчиков есть?

 

1. Одуванчики закрывают свои ладошки не только к вечеру, но и перед дождём. 

2. Существует такая примета «Одуванчик снимает свой шар — к дождю».

3. Листья и корни одуванчика используют для лечения кашля и улучшения аппетита.

4. Из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье.

5. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.

 

8. Домашнее задание по выбору.

1. Сочинить мини-стишок про одуванчики.

2. Составить синквейн.

3. Сочинить сказку.

4. Поделиться рецептом приготовления одуванчиков в пищу.

5. Найти фото одуванчиков в разных состояниях. Можно составить презентацию.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: