Психология как научная дисциплина.
План лекции:
- Общее представление о психологии.
- Предмет психологии.
- Основные этапы становления психологии как науки.
- Виды психических знаний.
Общее представление о психологии.
Что означает слово «психология»? Буквально это слово означает «знание о душе».
Слово «психология» греческого происхождения, его можно перевести как «разумная мысль о душе».
Душа- это понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.
В настоящее время слово «психология» означает и науку о душевных или психических явлениях и сами эти явления.
Психика- это свойство мозга отражать объективную реальность и регулировать индивидуальное поведение. Психикой обозначают совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией.
К разряду психических явлений относят:
1) психические или познавательные процессы, с помощью которых человек познаёт мир (ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь человека)
2) психические состояния (эмоции, переживания, состояния удовольствия, неудовольствия, покоя, беспокойства и др.)
3) психические свойства человека- индивидуальные особенности человека, управляющие действиями и поступками (способности, темперамент, воля, характер, чувства, потребности, мотивы поведения …)
4) массовые явления психики (мода, паника, слухи, общественное мнение)
Предмет психологии.
Психология относится к числу наук о человеке. Психологическому знанию приблизительно столько же лет, сколько человечеству. Каждый человек, существуя в системе общественных отношений, демонстрируя различные виды поведения и деятельности, становится в той или иной степени житейским практическим психологом. Без знания психологии нельзя руководить людьми, нельзя учить и воспитывать детей, лечить тоже нельзя.
Внутренний мир человека чрезвычайно сложен и многообразен. Он опирается на факты нашего внутреннего субъективного опыта- это наши чувства, мысли, желания и т.д.
В настоящее время вместо понятия «душа» используется понятие «психика». Предметом изучения психологии является изучение психики. Как наука, психология изучает конкретные факты психической жизни человека, выявляет закономерности их развития, раскрывает механизмы, лежащие в их основе.
Психология изучает психические процессы (восприятие, память, внимание, мышление …), психические состояния (воодушевление, радость, тоска …) и психические свойства человека (характер, темперамент…).
Встречая человека, начиная разговаривать с ним, мы обращаем внимание не только на его внешность, но и пытаемся познать его психологические особенности. Это необходимо для того, чтобы лучше понимать, что говорит и делает данный человек, умело помогать ему, убеждать, располагать к себе, добиваться взаимопонимания в решении разнообразных вопросов, оказывать на него влияние.
Врач должен знать психологию больного. К каждому пациенту нужен свой психологический подход. Об этом писали еще древнеегипетские и древнегреческие врачи.
Основные этапы становления психологии как науки.
Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием «души». Под «душой» с древних времен понимают явления, связанные с феноменом жизни. Душа- это то, что отделяет живое от неживого. Основателем психологии считают Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.).
Начиная с 17 века, в связи с развитием естественных наук, психология развивалась как «наука о сознании». У истоков психологии стоял французский философ и математик Рене Декарт (1596-1650).
Собственное сознание изучали тогда методом интроспекции – методом познания психических явлений путем самонаблюдения, т.е. человек наблюдал за самим собой и описывал выявляемые факты.
В 19 веке психология выделилась как самостоятельная наука. В 1879 г. немецкий психолог, физиолог и философ Вильгельм Вундт (1812-1820) основал в Лейпциге первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию. В конце 19 века шло успешное изучение познавательных процессов: ощущений, восприятия, памяти, мышления и т.д.
В начале 20 века появились различные направления психологии:
- в США- бихевиоризм (англ. behavior – поведение, изучает поведение.)
- в Германии- гештальтпсихология (нем. Gestalt – образ, форма, изучает структуры сознания, образы).
- в Европе- психоанализ( изучает бессознательное и инстинкты).
С 30-40-х годов ХХ века психология стала развиваться как наука о психике. Психика служит целям адаптации индивида в окружающем мире, отражает объективную реальность (внешний мир и внутреннее состояние организма) и регулирует индивидуальное поведение.
Основные этапы становления психологии как науки:
1) Психология как наука о душе (2 тыс. лет назад). Наличием души пытались объяснить всё непонятное в жизни человека.
2) Психология как наука о сознании (с 17в. по 19в.). Под сознанием понимают способность думать, чувствовать, желать.
3) Психология как наука о поведении (первые десятилетия ХХ в.). Задача психологии- наблюдение за поведением- за тем, что можно непосредственно увидеть.
4) Психология как наука о фактах, закономерностях и механизмах психики (с 30-40 гг. 20 века по настоящее время). Задача психологии- научное изучение психики и практическое применение полученных данных.
Виды психических знаний
Основой возникновения психологии как науки явился житейский опыт людей. Психологические знания помогали людям лучше познавать друг друга, влиять на отдельные действия и поступки, предупреждать нежелательные, учитывать индивидуальные особенности.
Эти знания накапливались, передавались из поколения к поколению, закреплялись в пословицах и поговорках, в произведениях искусств.
Различают три вида психических знаний:
1) научные – это такие знания о психологии людей, которые считаются достаточно правильными и точными, причем их правильность можно доказать, пользуясь достоверными фактами и логикой научного доказательства, а точность можно обеспечить за счет применения соответствующих математических расчетов. Научные знания о психологии человека представлены в современной научной литературе, в выступлениях ученых на различных научных собраниях.
2) житейские – это знание, которые научно не проверены, получены путем жизненного опыта. Их имеет каждый человек, однако они недостаточно надежны и достоверны.
3) практические – это психологические знания, которые используются для оказания прямого психологического воздействия на самих себе и на других людей. Практические психологические знания, в свою очередь, могут быть и научными и житейскими. Главное в этих знаниях – быть полезными в работе с людьми.