Необходимый инвентарь: счетные палочки (или спички).
❀ Расскажите ребенку об основных геометрических фигурах. Объясните, что такое сторона, угол.
❀ Вместе с ребенком начните составлять геометрические фигуры из палочек. Затем попросите его делать это самостоятельно.
❀ Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек. Предложите ему, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами две и три палочки.
❀ Попробуйте составлять фигуры разного размера, с разным количеством палочек.
❀ Учите ребенка сравнивать фигуры.
❀ Еще один вариант — комбинированные фигуры, у которых некоторые стороны будут общими. Например, из пяти палочек нужно одновременно составить квадрат и два одинаковых треугольника или из десяти палочек сделать два квадрата — большой и маленький (маленький квадрат составляется из двух палочек внутри большого).
❀ Комбинируя счетные палочки, ребенок закрепляет знания математических понятий: «число», «больше», «меньше», «столько же», «фигура», «треугольник».
|
|
Счетная мозаика
Необходимый инвентарь: счетные палочки.
❀ Вместе с ребенком с помощью счетных палочек начните составлять цифры или буквы.
❀ Рядом с составленной цифрой попросите ребенка выложить соответствующее ей количество счетных палочек.
Точка - путешественница
Упражнение знакомит ребенка с основами написания цифр, прививает навыки тонкой моторики, что в дальнейшем поможет ребенку при обучении письму
Необходимый инвентарь: тетрадь в клетку, ручка.
❀ Сядьте за стол, разложите тетрадь, покажите ребенку, как правильно держать ручку.
❀ Предложите поиграть в точку-путешественницу. Для этого нужно попросить ребенка поставить точку в правом верхнем углу клетки, затем в четвертой клетке левого угла в низу тетрадки (в середине клетки, в середине правой стороны клетки и т. д.).
❀ Можете с помощью точек и линий нарисовать простейшие узоры-дорожки.
Счет в дороге
❀ Чтобы не скучать в машине, можно провести это время с пользой: все считать.
❀ Сосчитать можно проезжающие автобусы, дома, фонарные столбы, магазины или аптеки.
❀ Можно придумать каждому играющему объект для счета: например, ребенок считает большие дома, а вы — маленькие. Вы считаете желтые машины, ребенок — красные. У кого больше?
Я вижу третью березу
❀ Выберите вместе с ребенком какой-нибудь объект для счета. Можно показать ему, например, березу. А потом дать задание сосчитать, сколько берез на улице, по которой вы гуляете.
❀ Можно подсчитать, сколько прошло мимо людей в пальто, сколько белых машин припарковано у подъезда или сколько собак гуляет на улице.
|
|
Пространственный тренинг
Необходимый инвентарь: пуговицы (большие и маленькие) и листок бумаги.
❀ Задача — научить ребенка правильно пространственно мыслить.
❀ Пусть ребенок по вашей инструкции положит пуговицы в нужном месте. Например: «Положи большую пуговицу в центре листка, еще одну — в правом углу, еще — под лист бумаги в середине» и т. д.
❀ Если эго задание выполнено без ошибок, приступите к более сложному. Попросите малыша: «Положи маленькую пуговицу над большой пуговицей, которая лежит на листе бумаги (под бумагой)». (Или: слева от большой пуговицы, которая лежит в левом углу листа; справа у большой пуговицы, которая лежит в правом нижнем углу листа и т. п.)
❀ Сложность задания увеличивайте постепенно, от занятия к занятию, но ни в коем случае не в течение одного занятия! Если ребенок стал испытывать трудности, вернитесь к более простому заданию. Не волнуйтесь, это временная ситуация.
Угадай, сколько и в какой руке
Необходимый инвентарь: спички, пуговицы (камешки).
❀ Ведущий берет в руки восемь - десять пуговиц (камешков) и сообщает играющим их количество.
❀ После этого, убрав руки за спину, он раскладывает пуговицы в обе руки и просит детей угадать, сколько пуговиц в какой руке.
❀ Малыши по очереди отвечают на вопрос. Тот, кто угадает, становится ведущим.
❀ Можно усложнить задачу. Ведущий, назвав общее число пуговиц и распределив их в обе руки, говорит, сколько пуговиц у него в левой руке. Дети должны посчитать, сколько пуговиц осталось в правой руке.
Звонкий мяч
Игра на развитие пространственного мышления, усвоение и закрепление понятии «верх», «низ», «право», «лево», «ближе», «дальше»
Необходимый инвентарь: мяч.
❀ Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед - назад.
❀ Задание можно и усложнить, попросив ребенка: «Ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой — к моей левой». В активной игре малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.
Длиномер
В игре ребенок обучается и закрепляет навыки обращения с понятиями «длина», «ширина», «Высота»
Необходимый инвентарь: полоски бумаги.
❀ Взрослый загадывает какой-нибудь предмет (например, шкаф) и делает узкую бумажную полоску, равную его ширине.
❀ Чтобы найти отгадку, ребенку надо будет сравнить ширину разных предметов, находящихся в комнате, с длиной полоски.
❀ Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту, и следующий, измерив его длину.
Слева, справа, ниже, выше - нарисую, как услышу!
Игра на развитие пространственного мышления, усвоение и закрепление понятии «лево», «право», «верх», «низ», «между», «над», «под», «за» и т. п.
❀ На листе бумаги в центре нарисуйте круг. А дальше должен рисовать ребенок, но строго следуя вашей инструкции:
♦ Слева от круга нарисуй треугольник, а справа от круга квадрат.
♦ Справа от квадрата на некотором расстоянии нарисуй круг, но так, чтобы он был больше уже нарисованного.
♦ Между большим кругом и квадратом нарисуй прямоугольник.
♦ Слева от треугольника нарисуй маленький квадрат. Он должен быть меньше треугольника.
♦ Выше большого квадрата нарисуй овал. Под треугольником нарисуй круг. Между маленьким квадратом и треугольником нарисуй линию. Справа от большого круга нарисуй флажок.
♦ Правее флажка, на некотором расстоянии от него нарисуй треугольник. Он должен быть меньше уже имеющегося.
♦ Слева от маленького треугольника, но справа от флажка нарисуй снежинку.
|
|
Примерно такой рисунок должен получиться у ребенка.
Какой длины
Необходимый инвентарь: полоска бумаги длиной 10 см.
❀ Загадайте какой-нибудь предмет. Например, стол. Измерьте полоской бумаги его длину (пусть она будет равна 50 см).
❀ Дайте ребенку полоску бумаги и попросите его найти в комнате предмет, длина которого равна пяти этим полоскам.
❀ Чтобы найти отгадку, ребенку надо будет сравнить длину разных предметов, находящихся в комнате. И все время упражняться в счете.
❀ Потом можно поменяться ролями.