Литературный процесс (ЛП)

Тема: «Закономерности развития литературы. Понятие литературного процесса».

1. Ознакомится со статьей, взятой из «Литературного энциклопедического словаря»

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС (ЛП)

ЛИТЕРАТУ́РНЫЙ ПРОЦЕ́СС, историческое существование, функционирование и эволюция литературы как в определённую эпоху, так и на протяжении всей истории нации, страны, региона, мира. 

В каждый исторический момент ЛП включает в себя все словесно-художественные произведения, — от высоких образцов до бульварной или массовой литературы, литературную критику, мемуары, письма (эпистолярный жанр) и читательские реакции. Литературный процесс, таким образом, включает в себя: 1) все написанное и опубликованное в определенный период - от произведений первого ряда до книг-однодневок массовой литературы; 2) читательское восприятие и 3) реакцию критики. Исходя из этого, можно выделить три субъекта литературного процесса - читатель, писатель, критик.

Порой значительные произведения становятся достоянием ЛП. лишь через большой промежуток времени после их создания или первой публикации (многие стихи Ф.И. Тютчева, роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

С другой стороны, важным фактором ЛП эпохи становятся явления, которые в масштабах всей истории национальной литературы малозначительны (увлечения отдельными писателями (С.Я. Надсон во 2‑й половине 1880‑х гг., И. Северянин в середине 1910‑х гг.). Нередко возникает резкая диспропорция между популярностью и культурно-эстетической значимостью произведения.

Важная сторона ЛП — взаимодействие художественной литературы с другими видами искусства, а также с общекультурными, языковыми, идеологическими, научными явлениями. Нередко (особенно в последние столетия) наличествует прямая связь литературного творчества с общественно-политическими движениями. ЛП способен непосредственно преломлять в себе философские концепции. Неотъемлемыми компонентами ЛП последних столетий стали как факты литературного «самопознания» эпохи (программы литературного творчества, литературные манифесты), так и борьба различных идейно-художественных направлений и течений (романтиков — с классицистами, реалистов — с последователями романтизма, славянофилов — с западниками, революционных демократов — с либералами и «почвенниками», символистов — с  натурализмом).

Термин  возник ЛП на рубеже 20—30‑х гг. XX в. и стал широко употребительным с 60‑х гг. Само же понятие формировалось на протяжении XIX—XX вв. по мере постижения литературы как исторически меняющейся целостности (уже в XIX в. использовались терминологические выражения «литературная эволюция» и «литературная жизнь эпохи»). Первоначально ЛП (применительно к современной эпохе) осознается критикой, и, прежде всего в обозрениях, которые вначале, например, в русской литературной критике 20—30‑х гг. XIX в., обладали своего рода энциклопедичностью (по широте охвата литературы за определённый отрезок времени). В XX в. формой осмысления текущего ЛП и одновременно — воздействия на него становятся также дискуссии в печати и на писательских конференциях, симпозиумах, съездах.

ЛП — важнейший предмет историко-литературного рассмотрения, или истории литературы. Если сторонники так называемого биографического метода вслед за классицистической и романтической эстетикой обращались исключительно к образцам, шедеврам, творениям гениев, то научное литературоведение 2 ‑ й половины XIX в. (в т.ч. русское) преодолело избирательность в изучении литературы и сделало предметом исследования все созданное писателями — независимо от степени его художественности, идеологической направленности и сферы социального бытования.

Важным этапом научного освоения ЛП определённой эпохи явились сочинения филологов 20—30‑х гг. XX в.: исследования В.М. Жирмунского, В. Виноградова и Ю. Тынянова о пушкинской эпохе; работы, посвященные малозначительным или забытым писателям (А.П. Скафтымов о русской драме «между» А.Н. Островским и А.П. Чеховым), представителям «низовой» или массовой литературы (В.Б. Шкловский о Матвее Комарове), бытованию отечественных или иностранных произведений. Теоретические суждения о важности «исследования эволюции литературного ряда» (Тынянов), о нежелательности «обособления» отдельного произведения от контекста его возникновения и о необходимости его соотнесения с эволюцией жанров, стали доминирующими в литературоведении.

Изучение ЛП эпохи в его целостности важно и потому, что большие художники вступают в творческий «диалог» не только с признанными предшественниками, но также и с «второстепенными» авторами, с массовой литературой (воздействие на Ф.М. Достоевского жанра «бульварного романа», на Чехова — газетной юмористики). Современные ученые (напр., Г.Н. Поспелов и М.Б. Храпченко) избегают превращения литературоведения как в «историю генералов», так и в историю литературы «без имен» (идея немецкого искусствоведа Г.Вёльфлина, культурно-историческая школа литературоведения).  

Современное литературоведение рассматривает ЛП как процесс, обусловленный культурно-исторической жизнью. При этом подчеркивается, что литературу «…нельзя изучать вне целостного контекста культуры…и непосредственно (через голову культуры) соотносить с социально-экономическими и иными факторами… Литературный процесс есть неотторжимая часть культурного процесса» (Бахтин М. М., Эстетика словесного творчества, 1979, с. 344).

ЛП соотносим со стадиями общественного развития человечества (мифологическая архаика, древность, средневековье, новое время, новейшее время). Он стимулируется прежде всего потребностью писателей (не всегда осознанной) откликаться на сдвиги в исторической жизни, участвовать в ней, влиять на общественное сознание.

Т. о., литература меняется в историческом времени прежде всего под воздействием «толчков» извне. Вместе с тем огромное значение в ее эволюции имеет наследование литературных традиций, что и дает основание говорить о ЛП как таковом: развитие литературы обладает относительной самостоятельностью, в нем важны имманентные начала. Наследование художественных тем, идей и форм является, однако, производным от миросозерцания писателя и выступает, при всей его важности, в качестве вторичного стимула литературного развития. Исходя из этого, современное литературоведение критически переосмысливает опыт «формальной школы», выдвигавшей в качестве главного фактора ЛП «таинственную жизнь и рост формы» (Вельфлин) либо полемику последователей с поэтикой предшественников.

Исторически повторяющиеся виды идейно-эмоционального отношения к жизни (трагическое и комическое, сатира и патетика), «вечные темы» искусства, общечеловеческие нравственные и философские проблемы (добра, истины, красоты), а также накопленные веками художественные формы (в первую очередь жанровые) составляют «фонд преемственности», без которого ЛП. невозможен. Литература любого периода является «сплавом» историко-художественных компонентов разного временного происхождения: одно присуще только ей, другое роднит ее с ближайшими «предшественницами», третье сближает с давними эпохами или с архаико-мифологической стариной. При этом культурные традиции приходят в художественные произведения, иногда почти вовсе минуя субъективную индивидуальную память творцов. Важнейшие литературные факты подготовляются веками и бытуют в большом историческом времени.

ЛП (как в рамках национальной литературы, так и в масштабе всемирном) складывается из литературных эпох, одновременно сходных и несходных между собой; каждая из них заключает в себе как усвоенное старое, так и созданное новое, являя собой вместилище художественных богатств, обретенных человечеством за многие века и существенно пополненных ею самой. Чем более ярко выражены в определённой культурной общности одновременно традиции и новаторство, тем она богаче и плодоноснее; такова, например, эпоха западноевропейского Возрождения, ставшая символом всемирно-значимого творчества. Напротив, литературные движения, воспринимавшие себя исключительно как хранителей прошлого (напр., музейно-филологическая культура Александрии эпохи эллинизма) или в качестве «чистых» новаторов, пренебрегающих традицией (напр., футуризм), не сыграли серьезной роли во всемирном ЛП.

Другая сторона ЛП связана с диалектикой сходств и различий между литературами разных народов и наций, географических зон и регионов. Современное литературоведение, преодолевая традиционный европоцентризм, выявляет как черты типологического сходства литературной эволюции у всех народов и наций, так и ее сущностную разнокачественность: общие, всемирно-исторические тенденции.

ЛП проявляется в отдельных литературах по-разному. Сопоставляя литературные эпохи разных регионов, одни ученые констатируют общность ЛП. на Западе и Востоке и полагают, что выявленные первоначально в западноевропейской литературе Возрождение, Барокко, Просвещение имели место также в восточных странах. Но эта гипотеза как «искусственно выпрямляющая» всемирную литературу вызывает возражения у других ученых, акцентирующих разнокачественность культур. В последние годы подчеркивается своеобразие русского культурно-художественного развития, во многом предопределенного влиянием исихазма в XIV—XV вв. (первоначально византийского); в этой связи о Предвозрождении говорится не столько как об универсальной стадии культуры, сколько как о мощном влиятельном восточно-европейском движении (Д.С. Лихачев).

Разнокачественность литератур — это неоценимое богатство мировой культуры. «Путь» всемирной литературы — это своего рода равнодействующая разных «дорог» национальных, зональных, региональных литератур. Вместе с тем существуют общие, глобальные тенденции ЛП: выделение словесного искусства из синкретического, мифологического и фольклорного творчества, утрата письменностью анонимности, усиление диалогичности художественного мышления, формирование личного, индивидуального авторства, ослабление канонического начала в жанрообразовании (эволюция от народного эпоса к роману), становление психологической и социально-исторической конкретности (реалистичности) художественного освоения жизни. Уяснение типологических схождений между национальными литературами и специфических особенностей каждой из них — равнозначные и равноправные научные цели.

Неотъемлемым слагаемым ЛП являются международные литературные связи. Усвоение инонационального опыта — это прежде всего фактор становления оригинальных, не похожих одна на другую литератур, принадлежащих отдельным народам. Факты же вненационального уподобления литератур, их космополитического «усреднения» являются преимущественно спутниками влияний поверхностных, знаменующих простое «подражание» и следование моде - называется этот процесс – эпигонство. Объект литературных связей и влияний современная наука понимает шире, чем когда-либо: это не только темы, образы, мотивы, сюжетные ходы, но и художественные идеи, принципы формообразования, жанры и их системы, творческие программы и т. п. Международные литературные связи активно воздействуют на литературное творчество. Воля к постижению культуры, не тождественной собственной, исторически универсальна; международные связи возможны не только при стадиальной общности литератур, нередко сильное влияние исходит от инонациональной литературы, соответствующей иной стадии истории, развития, — таково, напроимер, воздействие Достоевского на европейскую литературу XX в.

Следовательно, ЛП направляется двумя взаимодействующими факторами: национально-культурной традицией и воздействием инонациональной культуры — т. е. в нем синтезируются «местное» («свое») и заимствованное извне («чужое»). «Всемирная отзывчивость» (Достоевский) и одновременно приверженность к собственной традиции — непременные условия богатства и гармоничности развития каждой национальной литературы.

Литература:

1. Жирмунский В.М., Сравнит. литературоведение: Восток и Запад, Л., 1979;

2. Реизов Б.Г., Об изучении литературы в совр. эпоху, «Рус. литература», 1965, № 1;

3.Артановский С.Н., Историческое единство человечества и взаимное влияние культур, Л., 1967;

4. Баткин Л.М., Тип культуры как историч. целостность…, «Вопросы философии», 1969, № 9;

5. Храпченко М.Б., Творч. индивидуальность писателя и развитие литературы, М., 1970;

6. Благой Д.Д., Лит. процесс и его закономерности, в его кн.: От Кантемира до наших дней, т. 1, М., 1972;

7. Лихачев Д.С., Развитие русской литературы X—XVII вв. Эпохи и стили, Л., 1973;

8. Бушмин А.С., Преемственность в развитии литературы, Л., 1975;

9. Неупокоева И.Г., История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнит. анализа, М., 1976;

10. Лит. процесс, под ред. Г.Н. Поспелова, М., 1981.

Источник: http://niv.ru/doc/encyclopedia/literature/articles/88/literaturnyj-process.htm

 

2. Ознакомиться с фрагментом главы монографии Т.Т. Давыдовой, И.К. Сушилиной «Современный литературный процесс в России», в котором в концентрированном виде обобщается приведенная выше статья. Сделать конспект.

Термин «литературный процесс» в отечественном литературоведении возник в конце 1920-х гг., хотя само понятие сформировалось в критике еще в XIX веке. Знаменитые обзоры Белинского «Взгляд на русскую литературу 1846 года» и др. - одна из первых попыток представить особенности и закономерности литературного развития того или иного периода отечественной литературы, т. е. особенности и закономерности литературного процесса.

Термином «литературный процесс» обозначается историческое существование литературы, ее функционирование и эволюция как в определенную эпоху, так и на протяжении всей истории нации».

Ю. Тынянов в статье «О литературной эволюции» употребил термин «эволюция литературного ряда» как один из вариантов терминологического обозначения понятия «литературный процесс». Разрабатывая основные принципы изучения литературного процесса, он убедительно показывал неплодотворность и «опасность изучения лишь главных явлений», приводящих историю литературы «к истории генералов».

Литературный процесс включает в себя все написанное и опубликованное в определенный период - от произведений первого ряда до книг-однодневок массовой литературы. Читательское восприятие и реакция критики - непременные составляющие литературного процесса. Три субъекта литературного процесса - читатель, писатель, критик - являют собой нерасторжимое единство, обеспечивая функционирование литературы. Тем более что порой незначительные в масштабах истории национальной литературы произведения оказываются в центре литературного процесса эпохи, а шедевры остаются в тени, по-настоящему не прочитанные современниками. Некоторые произведения становятся фактом литературного процесса спустя десятки лет после их написания.

Каждое явление литературы существует не только как художественный текст, но и в контексте социальных и культурных факторов эпохи. Именно эти факторы контекста актуализируют понятие «литературный процесс» и обусловливают необходимость изучения особенностей литературного процесса того или иного периода, что никак не противоречит склонности современного литературоведения к выявлению имманентных свойств литературы - ее внутренних законов и эстетического начала.

В литературоведении последних лет существует точка зрения, что понятие «литературный процесс» себя изжило, если иметь в виду разрушение причинно-следственной линейности литературного движения, обеспеченной в прежние годы идеологическим единством литературы. Сегодняшняя литературная жизнь действительно не подчиняется закономерностям линейного порядка. Перед нами сложная многоуровневая система со столь же сложной и неоднозначной иерархией ценностей. Эта «многоуровневость» литературы и есть определяющая качественная черта современного литературного процесса. Однако и в другие времена литературный процесс не представлял собой исключительно линейную последовательность явлений литературного развития. Литературный процесс включает все написанные в данный период художественные тексты в их восприятии читателем и критикой. Осознать особенности литературного развития - значит дать характеристику состояния литературы того или иного периода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: