Эволюция правовой системы России

Тема 3. Право и демократический транзит

Отечественное право представляет собой весьма интересное, самобытное явление на правовой карте мира и имеет многовековую историю. Изначально, первыми источниками русского права были — обычаи славянских племен, населявших Древнюю Русь. При разложении родовых общин и возникновении княжеств, обычаи переродились в обычное право (жалованные грамоты, купчии, духовные грамоты, накладные).

Неотъемлемой и характерной частью того времени, было заимствование византийского права. Непосредственным источником становления русского права играла государственная власть. Следует отметить уставы Владимира Мономаха, Ярослава, его сыновья и их потомки.

В XVI веке Московское государство укрепляется. Иваном IV была проведена земская реформа — реформа местного управления, в ходе которой было ликвидировано кормление, то есть содержание должностных лиц за счет населения, и введено земское самоуправление. Наместничьи сборы сменились на «посошной окуп», который стал поступать в царскую казну, осуществлявшую и общий надзор за деятельностью органов земского самоуправления. Таким образом, земская реформа Ивана IV завершила перестройку на сословно-представительских началах местного управления и усилила централизацию государственного управления. Русская правовая традиция выработала способы восполнения пробелов в законодательстве, появлявшихся после издания Судебников. Так, был создан механизм обновления права, соединявший в себе элементы различной государственно-правовой природы. Правовая система Московской Руси в качестве важной составляющей имела церковное право и довольно развитую церковную юрисдикцию — основой которого был Стоглав — нормативный акт, содержащий сто статей церковно-светского права, принятый церковным Собором в 1551 году.

XVII век начался со Смутного времени, а закончился значительным усилением позиций центральной власти. Во второй половине этого столетия в России складывается абсолютная монархия. Земские соборы, которые в какой-то степени ограничивали царскую власть, постепенно перестают функционировать. Царская власть приобретает финансовую независимость, получая доходы от вотчин, различные подати и сборы. Политическая и экономическая роль боярства снижалась, соответственно, снижалось значение Боярской Думы. Одновременно укреплялась приказная система управления, подчинявшаяся непосредственно царю.

Следующий этап развития правовой системы России связан с деятельностью Петра I. Реформы государственного аппарата при Петре I явились важным шагом на пути превращения русского самодержавия в чиновничье-дворянскую монархию. Московское государство претерпевает радикальные изменения своей юридической организации, превратившись в Российскую империю. Государство-империя утратило земскую территориальную организацию и вместе с тем важные составляющие своей сущности. Реформы Петра 1 объективно способствовали тому, что был расчищен путь для более интенсивного экономического и культурного развития страны, и в этом заключается их прогрессивный характер.

В результате в XVIII в. Россия стала полицейским государством, отличающимся детальной регламентацией всех сторон социальной, политической и экономической жизни, ограничением гражданской и политической инициативы, ликвидацией общественной автономии. Правовая система полицейского государства характеризуется тем, что чрезмерное усиление нормативной регламентации многочисленных и второстепенных вопросов вызывает произвол чиновничьего аппарата в правоприменительной деятельности и тем самым ведет к реальному снижению роли права как регулятора общественных отношений. Одновременно усиливается нигилистическое отношение к праву во всех слоях российского общества, правовое сознание россиян, с одной стороны, смиряется перед правовым произволом государственного аппарата, воспринимая его как должное, с другой стороны, оправдывает самые крайние меры борьбы против этого произвола. Реформаторская деятельность Петра I задала новое направление развития российской правовой системы, по которому она продвигалась до 1917 г.

В 1917 г. в России начался коммунистический эксперимент – строительство социалистического общества. Этот эксперимент повлек за собой беспрецедентную по размерам попытку фундаментально изменить общество посредством права.

Создание советской правовой системы означало появление в мировой истории: — нового исторического типа права; — одной из возможных разновидностей этого типа; — первой конкретной социалистической правовой системы. В первые годы после революции 1917 г. советское право формировалось как право sui generis, источником которого являлись не столько правовые нормы, сколько усмотрение правоприменителей, которые руководствовались «пролетарским правосознанием».

Правовая система современной России развивается прежде всего в виде изменений тех функций, которые она выполняет в различные периоды существования трансформирующегося общества. Рассматривая право в качестве социального института общества, мы изучаем его как систему, порожденную социальными потребностями. Эти потребности отражены в функциях, в той роли, которую играет право в обществе.

Право выполняет ряд важнейших социальных функций общества. Социальные институты имеют функции двух типов: во-первых, общие для всех институтов; во-вторых, внутренние или специализированные функцииСквозными (социальными) функциями социальных институтов, которыми обладает и право, являются:

функция установления легальных и общепризнанных способов и форм удовлетворения особо значимых потребностей;

Материальные потребности теоретически можно удовлетворить как правомерным, так и неправомерным способом. Но последнее является правонарушением. Расхитительство, грабеж, кража, взяточничество, мошенничество и другие формы неправомерного обогащения преследуются законом. Однако проблемой российского общества является до сих пор то, что данная функция в целом не может быть реализована полностью.Пока что мы наблюдаем рост преступности, спровоцированный, в частности, низким уровнем сознания населения, а также разрывом между декларативными правовыми нормами и экономическими и социальными возможностями членов общества.

регулятивная;

Связана с координацией деятельности членов общества. Так, именно регулятивная функция права особенно важна при решении споров при установлении сложных правоотношений между сторонами.. Рыночные отношения, в которые вступила Россия, породили и новые общественные отношения. Их регулирование является актуальным для нашего общества. интегративная;

функция обеспечения устойчивости социального статуса и ролей индивидов и социальных групп в обществе;

Направлена на социальную консолидацию индивидов и социальных групп. Так, избирательное право направлено, в частности, на социальную консолидацию индивидов в решении политических проблем, в выдвижении и избрании кандидатов во все органы власти. Слабость закона до сих пор создает условия для манипулирования правом для недобросовестных лиц и тем самым создает угрозу возникновения новых социальных конфликтов и раскола общества. Миллионы людей стали заложниками слабого нового Жилищного кодекса РФ, определившего немыслимую по своим масштабам и качествам материальную ответственность членов ТСЖ.

функция предупреждения, урегулирования и разрешения многообразных проблем, противоречий и конфликтов между людьми;

Позволяет обществу не разрушаться даже в период перемен. Особенно это важно в условиях реформ. Сейчас в российском обществе важно сохранить согласие, уважение к лицам, проявившим патриотизм и отстоявшим нашу родину в период войны, важно сохранить социальную поддержку малообеспеченных граждан.

функция социальной мобильности.

Социальная мобильность как горизонтальная, так и вертикальная во многом определяется теми правовыми механизмами, которые существуют в обществе. Процессы изменений социальной структуры в России постсоветского периода направлены на повышение адаптации различных социальных групп в условиях трансформирующегося общества. Этот процесс наблюдается во всех типах стратификационных систем, в частности, таких как социальноправовая, классовая, культурно-символическая, культурно-нормативная. Показатель социальной мобильности весьма высок в условиях трансформирующегося общества.

Специализированными функциями является функция нормотворчества, правоисполнения. Развитие правовой системы в России можно проследить через развитие ее основных функций, прежде всего – социальных, поскольку право является важнейшим социальным институтом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: