Тема 4. Право и социальные изменения
Трактовки понятия «социальные изменения»
В социологии под социальными изменениями понимаются преобразования, происходящие с течением времени в организации, структуре общества, образцах мышления, культуре и социальном поведении. Это переход социального объекта из одного состояния в другое; существенная трансформация социальной организации, социальных институтов; рост многообразия социальных форм и др. (по материалам статьи Козырева Г.И.)
Социальные изменения в социологии – это масштабные изменения организации общества, его структуры. Появление новых групп, смена властных элит, масштабное изменение форм поведения масс людей, появление новых социальных институтов – все это примеры социальных изменений. (по материалам статьи Холодковой Н. А.)
Социальные изменения – это преобразования, происходящие с течением времени в организации, структуре общества, образцах мышления, культуре и социальном поведении человека. В приведенном определении подчеркивается несколько положений.
· Во-первых, социальное изменение — это всегда появление чего-то нового (хотя подчас оно может быть «хорошо забытым старым»).
· Во-вторых, говоря о социальном изменении, мы имеем в виду появление не просто любой новации, а только такой, которая имеет существенный характер, поэтому она рассматривается на уровне социальных систем и подсистем.
· В-третьих, изменение является социальным постольку, поскольку оно возникает в процессе взаимодействия нескольких социальных систем и подсистем, затрагивая тем самым различные стороны жизнедеятельности каждой из них.
(по материалам статьи Карповой М. К)
Эволюционистским теория
Исходит из того, что общество развивается по восходящей линии от низших форм к высшим. Это движение постоянно и необратимо. Все общества, все культуры проходят путь от менее развитого состояния к более развитому по единому заранее установленному образцу. Представителями классического эволюционизма являются Ч. Дарвин, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм.
Классический эволюционизм рассматривает изменения как строго линейные восходящие и развивающиеся по единому сценарию. При этом считалось, что существующие в настоящее время примитивные общества показывают нам, что представляло собой развитое общество в прошлом, а развитое общество показывает, каким станут примитивные общества в будущем. Теория классического эволюционизма неоднократно подвергалась обоснованной критике. При этом в качестве аргументов выдвигались следующие доводы: многие исторические события имеют ограниченный и случайный характер; рост многообразия человеческих популяций (племен, культур, цивилизаций) не дает оснований говорить о едином эволюционном процессе; нарастающая конфликтогенность социальных систем не соответствует эволюционным взглядам на изменения; имеющиеся в истории человечества случаи отступлений, провалов и гибели государств, этносов, цивилизаций не дают оснований говорить о едином эволюционном сценарии; эволюционистский постулат о неизбежной последовательности развития подвергается сомнению тем историческим фактом, что одни стадии могут быть пропущены, а прохождения других - ускорено.
Классический эволюционизм по сути исключает человеческий фактор в социальных изменениях, внушая людям неизбежность восходящего развития.
Неоэволюционизм
В 50-х годах XX в., после периода критики и опалы, социологический эволюционизм вновь оказался в центре внимания социологов. Такие ученые как Г. и Ж. Ленски, Л. Уайт, Дж. Стюарт, М. Салинс, Е. Сервис, Т. Парсонс и др., дистанцируясь от классического эволюционизма, предложили свои теоретические подходы к эволюционным изменениям. Рассмотрим основные положения неоэволюционизма.
· представители неоэволюционизма приходят к выводу о том, что каждая культура, каждое общество, наряду с общими тенденциями, имеют свою логику эволюционного развития.
· Основное внимание направляется не на последовательность необходимых стадий, а на причинный механизм изменений.
· При анализе изменений неоэволюционисты стараются избегать оценок и аналогий с прогрессом. Основные взгляды формируются в виде гипотез и предположений, а не в виде утверждений
· Эволюционные процессы протекают не равномерно по восходящей прямой линии, а скачкообразно.
· Эволюционные изменения носят многолинейный характер исторического процесса.
· На каждой новой ступени общественного развития ведущей может стать одна из линий, игравших второстепенную роль на предыдущей стадии
Теории циклических изменений
Цикличность природных, биологических и социальных явлений была известна уже в глубокой древности. Приверженцем данных теорий были П.А. Сорокин и А.Тойнби (Цивилизации возникают и развиваются как ответ на вызов окружающей природной и социальной среды (неблагоприятные природные условия, нападение иноземцев, гонение предшествующих цивилизаций)).. Свою версию зарождения, развития и упадка цивилизаций предлагает Ю.В. Яковец в книге "История цивилизаций".
Общие выводы о теории циклических изменений в целом:
· представления о циклическом характере социальных изменений существуют с глубокой древности;
· циклические процессы бывают замкнутыми, когда каждый полный цикл возвращает систему в исходное (тождественное первоначальному) положение;
· циклические процесс бывают спиралевидными, когда повторение определенных этапов происходит на качественно ином уровне (более высоком или более низком);
· любая социальная система в своем развитии переживает ряд последовательных стадий: зарождение, развитие (зрелость), упадок, разрушение;
· фазы развития системы, как правило, имеют различную интенсивность и временную протяженность ускоренные процессы изменений на одной фазе могут сменяться длительным застоем (консервацией) на другой;
· ни одна цивилизация (культура) не является лучшей или более совершенной;
· социальные изменения - это не только результат естественного процесса развития социальных систем, но и результат преобразующей деятельности человека.