Теории циклических изменений

Тема 4. Право и социальные изменения

Трактовки понятия «социальные изменения»

В социологии под социальными изменениями понимаются преобразования, происходящие с течением времени в организации, структуре общества, образцах мышления, культуре и социальном поведении. Это переход социального объекта из одного состояния в другое; существенная трансформация социальной организации, социальных институтов; рост многообразия социальных форм и др. (по материалам статьи Козырева Г.И.)

Социальные изменения в социологии – это масштабные изменения организации общества, его структуры. Появление новых групп, смена властных элит, масштабное изменение форм поведения масс людей, появление новых социальных институтов – все это примеры социальных изменений. (по материалам статьи Холодковой Н. А.)

Социальные изменения – это преобразования, происходящие с течением времени в организации, структуре  общества, образцах мышления, культуре и социальном поведении человека. В приведенном определении подчеркивается несколько положений.

· Во-первых, социальное изменение — это всегда появление чего-то нового (хотя подчас оно может быть «хорошо забытым старым»).

· Во-вторых, говоря о социальном изменении, мы имеем в виду появление не просто любой новации, а только такой, которая имеет существенный характер, поэтому она рассматривается на уровне социальных систем и подсистем.

· В-третьих, изменение является социальным постольку, поскольку оно возникает в процессе взаимодействия нескольких социальных систем и подсистем, затрагивая тем самым различные стороны жизнедеятельности каждой из них.

(по материалам статьи Карповой М. К)

Теории социальных изменений

Эволюционистским теория

Исходит из того, что общество развивается по восходящей линии от низших форм к высшим. Это движение постоянно и необратимо. Все общества, все культуры проходят путь от менее развитого состояния к более развитому по единому заранее установленному образцу. Представителями классического эволюционизма являются Ч. Дарвин, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм.

Классический эволюционизм рассматривает изменения как строго линейные восходящие и развивающиеся по единому сценарию. При этом считалось, что существующие в настоящее время примитивные общества показывают нам, что представляло собой развитое общество в прошлом, а развитое общество показывает, каким станут примитивные общества в будущем. Теория классического эволюционизма неоднократно подвергалась обоснованной критике. При этом в качестве аргументов выдвигались следующие доводы: многие исторические события имеют ограниченный и случайный характер; рост многообразия человеческих популяций (племен, культур, цивилизаций) не дает оснований говорить о едином эволюционном процессе; нарастающая конфликтогенность социальных систем не соответствует эволюционным взглядам на изменения; имеющиеся в истории человечества случаи отступлений, провалов и гибели государств, этносов, цивилизаций не дают оснований говорить о едином эволюционном сценарии; эволюционистский постулат о неизбежной последовательности развития подвергается сомнению тем историческим фактом, что одни стадии могут быть пропущены, а прохождения других - ускорено.

Классический эволюционизм по сути исключает человеческий фактор в социальных изменениях, внушая людям неизбежность восходящего развития.

Неоэволюционизм

В 50-х годах XX в., после периода критики и опалы, социологический эволюционизм вновь оказался в центре внимания социологов. Такие ученые как Г. и Ж. Ленски, Л. Уайт, Дж. Стюарт, М. Салинс, Е. Сервис, Т. Парсонс и др., дистанцируясь от классического эволюционизма, предложили свои теоретические подходы к эволюционным изменениям. Рассмотрим основные положения неоэволюционизма.

· представители неоэволюционизма приходят к выводу о том, что каждая культура, каждое общество, наряду с общими тенденциями, имеют свою логику эволюционного развития.

· Основное внимание направляется не на последовательность необходимых стадий, а на причинный механизм изменений.

· При анализе изменений неоэволюционисты стараются избегать оценок и аналогий с прогрессом. Основные взгляды формируются в виде гипотез и предположений, а не в виде утверждений

· Эволюционные процессы протекают не равномерно по восходящей прямой линии, а скачкообразно.

· Эволюционные изменения носят многолинейный характер исторического процесса.

·  На каждой новой ступени общественного развития ведущей может стать одна из линий, игравших второстепенную роль на предыдущей стадии

Теории циклических изменений

Цикличность природных, биологических и социальных явлений была известна уже в глубокой древности. Приверженцем данных теорий были П.А. Сорокин и А.Тойнби (Цивилизации возникают и развиваются как ответ на вызов окружающей природной и социальной среды (неблагоприятные природные условия, нападение иноземцев, гонение предшествующих цивилизаций)).. Свою версию зарождения, развития и упадка цивилизаций предлагает Ю.В. Яковец в книге "История цивилизаций".

Общие выводы о теории циклических изменений в целом:

· представления о циклическом характере социальных изменений существуют с глубокой древности;

·  циклические процессы бывают замкнутыми, когда каждый полный цикл возвращает систему в исходное (тождественное первоначальному) положение;

· циклические процесс бывают спиралевидными, когда повторение определенных этапов происходит на качественно ином уровне (более высоком или более низком);

· любая социальная система в своем развитии переживает ряд последовательных стадий: зарождение, развитие (зрелость), упадок, разрушение;

· фазы развития системы, как правило, имеют различную интенсивность и временную протяженность ускоренные процессы изменений на одной фазе могут сменяться длительным застоем (консервацией) на другой;

· ни одна цивилизация (культура) не является лучшей или более совершенной;

· социальные изменения - это не только результат естественного процесса развития социальных систем, но и результат преобразующей деятельности человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: