Сначала проводится простая ориентировка, если это задание выполнено, то переходят к следующему, если нет – прекращают.
Первая инструкциядля простой ориентировки: «Подними левую руку (начинать только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу».
Вторая инструкция:«Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой – за правое ухо, правой рукой – за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».
Оценка выполнения:
3 балла – выполнены оба задания,
2 балла – выполнена только простая ориентировка,
1 балл – не выполнено ни одного задания.
V. Исследование лингвистических представлений (пространство языка)
Оценивается понимание и возможность оперирования речевыми конструкциями, в том числе пространственно – временными и причинно – следственными. Для этого последовательно анализируются:
1. Возможность словообразования, включая формирование сравнительных степеней прилагательных,
2. Подбор антонимов,
3. Понимание и формирование пространственно – временных и причинно-следственных речевых конструкций.
1. Формирование сравнительных степеней прилагательных.
Инструкция:«Подбери нужное слово: Карандаш длинный, а линейка ещё… Стул жесткий, а стол ещё… Стол гладкий, а стекло ещё…».
2. Подбор антонимов.
Инструкция:«Стул жесткий, а подушка…»
«Карандаш короткий, а линейка …»
3. Понимание и формирование пространственно-временных и причинно-следственных речевых конструкций.
Инструкция:«Перед осенью бывает…»
«После зимы наступает…»
«Перед средой бывает…»
«После пятницы наступает…»
Оценка выполнения: правильно названное слово 1 балл (максимум 10 баллов). Для удобства описания полученных результатов условно выделим три уровня понимания и возможности оперирования речевыми конструкциями:
низкий уровень – 1 – 3 балла,
средний уровень – 4 – 7 баллов,
высокий уровень – 8 – 10 баллов.