Назовите все функции речи

Мирошниченко Анастасия, 1 курс, 2 группа

Ответы на контрольные лекционные вопросы по общей психологии на тему                                                                       «Мышление как высшая психическая функция».

Дать определение термину «речь».

Речь – это особый способ общения людей между собой посредством языка.

В чём заключается проблема соотношения мышление и речи. Укажите отличия между языком и речью.

В культурно-исторической концепции Л.С. Выготского речевое мышление рассматривается как одна из высших психических функций. Т.е. роль слова, знака в продуктивной перестройке человеческих интеллектуальных функций является определяющей. Ведь именно благодаря знаковым системам отражения объективной реальности мир окружающих человека физических предметов дополняется для него миром мыслимым

Для того, чтобы познавать мир в его существенных связях и отношениях, человеку необходимо осуществлять ряд особых операций:

1. Фиксировать полученные знания для передачи их последующим поколениям.

2. Сопоставлять эти знания между собой в целях открытия существенных сторон объективной реальности.

3. Иметь для этого сокращённые формы и способы мыслительной деятельности.

Для выполнения этих задач ряд чувственно воспринимаемых человеком звуков, жестов, предметов обретают особую функцию: они становятся обозначениями → знаками.

Системой знаков, а также правил оперирования ими является язык.

Различия межу языком и речью:

1)Язык – это система знаков и правил их преобразования, а речь – это реальный процесс оперирования языком.

2) Язык – достаточно устойчив, стабилен и правила преобразования знаков остаются относительно неизменными, то речь – предполагает динамику: использования языка в живом речевом процессе является расширенным.

3) Язык – это система общественно выработанных обобщений, понятий, то речь – отражает процесс их индивидуального присвоения, в ходе чего понятия могут обретать различные конкретные смыслы.

4) Язык и речь различаются по способам овладения ими: языком человек овладевает сначала теоретически, осваивая его условные связи, то речью человек владеет сразу практически, не осознавая языковых правил.

В чём состоит единство мышления и речи в речевом мышлении.

Единство мышления и речи состоит в том, что речевое мышление как высшая психическая функция обладает 4 основными свойствами, где отводится своя роль языку и речи.

1. Во-первых, собственно человеческий мыслительный акт является социальным, т.е. он присутствует в любой трудовой деятельности, и для его осуществления необходима речь как средство коммуникации.

2. Во-вторых, мышление возникает как процесс, опосредованный сначала материальными орудиями труда, а затем – системой знаков, в том числе, устной и письменной речью, т.е. средствами закрепления и передачи общественно-исторического опыта.

3. В-третьих, понятийное, логическое мышление является произвольным и речь выступает как система средств, овладевая которой человек может сознательно управлять мыслительным процессом, организовывать совместную мыслительную деятельность.

4. Мышление как высшая психическая функция обладает системным строением, т.е. построена на материале различных натуральных процессов (памяти, внимания, воображения и т.д.) и именно речь является тем основным "инструментом", с помощью которого эта система организуется и существует как единое психическое образование.

Перечислите виды речи. Дайте им краткую характеристику.

Существует 2 вида речи: внутренняя и внешняя. Внешняя речь подразделяется на письменную и устную. Устная же речь в свою очередь подразделяется на диалогическую и монологическую речь. Конкретнее:

Внутренняя речь – "речь для себя", это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей. Это словесная оболочка мышления. Она очень сокращена и свёрнута. Всегда сопровождается скрытой артикуляцией. Чаще протекает как монолог, но и бывает диалогом. Внутренняя речь – это средство организации и управления собственной жизнедеятельностью.

Внешняя речь – речь, которой мы пользуемся при непосредственном общении с другими людьми. Она доступна восприятию других людей. Она бывает письменной и устной.

Устная речь – диалог, т.е. разговор 2 человек. Диалог ситуативен, контекстуален (идёт в контексте). Она свёрнута (неполные предложения), н-р, 2 на 3, это может быть 6, это может быть размер чего-либо, а если подойти к кассе, то интерпретация кассира другая (два билета на три часа). Она мало организованная.

Монолог – когда говорит один, а второй слушает. Она развёрнута, т.к. направлена на слушателей, для передачи информации. Она организованна. Монологическая речь протекает с напряжением. В монологической речи выделяют два вида (Бюллер):

1. Драматизация – разыгрывание сообщения. Ярко проявляется на ранних этапах развития ребёнка.

2. Эпос – использование средств языка. Неязыковые средства используются мало.

Письменная речь – разновидность монологической речи. Ей свойственны те-же характеристики, но более выраженные. Она более развёрнута. Нет непосредственной обратной связи с собеседником. Это наилучшее средство оформления наших мыслей. Обязательно сочетается с использованием внутренней речи. Это наиболее произвольный вид речи.

Что касается онтогенеза, то сначала возникает диалогическая речь, по мере развития ребёнка возникает затем драматизация, потом эпос, далее письменная речь (самая сложная). Внутренняя речь - это оболочка мышления. Как только возникает мышление, так и возникает внутренняя речь.

Назовите все функции речи.

Функции речи:

1) коммуникативная – т.е. речь - это средство общения между людьми и средство передачи информации;

2) мыслительная – т.е. речь - это средство мышления;

3) эмоционально-выразительная – т.е. речь - это средство выражения эмоций человека

4) воздействующая функция заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.

5) обозначающая функция состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: