Общение - основа педагогической деятельности. Стили и функции педагогического общения

Общение - один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка.

Пед. общение – профессиональное общение с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные пед. функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной д-ти и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива.

Стороны пед. общения:

1 – коммуникативная (обмен информацией между общающимися)

2 – интерактивная – организация взаимодействия

3 – перцептивная – восприятие друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания.

Компоненты пед. общения:

- когнитивный – знание общих закономерностей общения, структуры общения, методик исследования общения, межличностных отношений.

- регулятивный представлен умениями передавать информацию, используя весь арсенал коммуникативных средств, методов и приемов, умение организовать взаимоотношения с детьми и взаимоотношения детей, понимать эмоционально-психологическое состояние детей и собственное.

- аффективный эмоциональное состояние, характеризующее отношение переживания, которое возникает между партнерами.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. В наиболее ярко выраженной форме этот стиль проявляется при автократическом подходе к воспитанию, когда учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций. Личность и индивидуальность учащегося оказываются вне стратегии взаимодействия.

Авторитарный стиль общения, по данным Н.Ф.Масловой, порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми. Более того, доминирование авторитарных методов в общении с учащимися приводит к искаженному пониманию ценностей, к высокой оценке таких качеств личности, как безответственность, властность; культивированию в ущерб внутренним достоинствам внешней привлекательности и физической силы.

Попустительский (либеральный) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.

Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения между учителем и учащимися, отсутствие между ними доверия, явная обособленность, отчужденность учителя, демонстративное подчеркивание им своего доминирующего положения.

Альтернативой этим стилям общения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля — взаимоприятие и взаимоориентация. В результате открытого и свободного обсуждения возникающих проблем учащиеся совместно с педагогом приходят к тому или иному решению. Демократический стиль общения педагога с учащимися - единственный реальный способ организации их сотрудничества.

Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. По внешним показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их классах всегда более благополучен. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим. При демократическом стиле общения педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации.

Характеристика приведенных выше педагогических стилей общения дана в «чистом» виде. В реальной педагогической практике чаще всего имеют место «смешанные» стили общения.

Кан-Калик выделяет виды стилей:

1 – стиль увлеченности педагога совместной с учащимися творческой деятельностью.

2 – стиль дружеского расположения (общение будет успешным)

3 – стиль общения – устрашение.

4 – стиль общения – дистанция

5 – стиль общения – заигрывание

Индивидуальные стили пед. д-ти (Бодалев, Коломинский)

- эмоционально-импровизационный – педагог ориентирован на учебный процесс, для него важны сильные ученики;

- эмоционально-методический – ориентация идет на процесс и результаты обучения, на всех учеников;

- рассуждающий импровизационный – ориентация на процесс и результат обучения, контакты с учениками находятся на низком уровне;

- рассуждающе-методичный – ориентация на результаты и на слабых учеников.

Средства общения необходимы для реализации и достижения конкретных педагогических целей. Выбор зависит от личности учителя. К операциональным средствам общения педагога относятся: приказ, повеления, пример, просьба, ласка, поощрение, одобрение

. Конфликты в педагогической деятельности и их профилактика.

В основе педагогических конфликтов лежат противоречия, возникающие в учебно-воспитательном процессе в условиях дефицита гармонизации складывающихся в нем отношений.

Среди особенностей пед.конфликта можно выделить следующие:

1. ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа - модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;

2. участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель - ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;

3. разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;

4. различное понимание событий и их причин (конфликт “глазами учителя” и “глазами ученика” видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику - справиться с эмоциями, подчинить их разуму;

5. присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них.

Пед.конфликты можно разделить на деструктивные и конструктивные.

Деструктивный - когда он не касается важных рабочих проблем, разделяет коллектив на группы и т.д. Конструктивный конфликт - когда открывается острая проблема, приводит к столкновению с реальной проблемой и путями ее решения, помогает совершенствоваться. Реально возникающий конфликт между педагогом и учеником можно проанализировать на трех уровнях: с точки зрения объективных особенностей организации учебно-воспитательного процесса в школе; с точки зрения социально-психологических особенностей класса, педагогического коллектива, конкретных межличностных отношений учителя и ученика; с точки зрения возрастных, половых, индивидуально-психологических особенностей его участников.

Объективными причинами возникновения конфликтов на уроке могут быть: а) утомление учащихся; б) конфликты на предыдущем уроке; в) ответственная контрольная работа; г) ссора на перемене, настроение учителя; д) его умение или неумение организовать работу на уроке; е) состояние здоровья и личностные качества.

Конфликт часто вырастает из стремления учителя утвердить свою педагогическую позицию, а также от протеста ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. Правильно реагируя на поведение подростка, педагог берет ситуацию под свой контроль и тем самым восстанавливает порядок. Поспешность в оценках происходящего нередко к ошибкам, вызывает возмущение у учеников несправедливостью, вызывает к жизни конфликт.

Более эффективный способ профилактики конфликтов в педагогическом коллективе – создание благоприятной атмосферы, повышение психологической культуры администрации и педагогов, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.

Памятка учителю по профилактике конфликтов

1. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмо­ции.

2. Никогда не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии учеников.

3. Оценивая результаты учебы и поведение школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика

4. Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации шко­лы, родителей.

5. По своему социально-психологическому статусу вы всегда выше любого ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учи­тельским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать автори­тет, повышая качество преподавания и создавая высоконрав­ственную атмосферу в классе.

6. Во все времена у всех народов сложно было жить без чув­ства юмора. Смех способен предотвратить многие конфликты. В со­временной России, тем более в общеобразовательной школе, без чувства юмора вообще прожить невозможно. Учитель без чувства юмора ограничено профессионально пригоден.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: