Глава 2 развитие технологии художественного литья (2)

Лучше всего делать стержни из песчано-глиняных смесей с последующей сушкой для повышения прочности. Такие стержни проще удалять, особенно из внутренних полостей полой отливки. Их можно изготовлять по принципу детских куличей, имея образец изделия (например, полусферическую посуду) или специальный «стержневой ящик», имеющий полость необходимой конфигурации (последнее относится к более поздним техническим достижениям).


Рис. 101. Ассирийская форма для отливки металлических изделий [21]

Рис. 102. Конструкции медных топоров [3] и каменных литейных форм [2, 22]:
а — топор, длина 8,5 см, ширина 4,2 см. Медный век. Толна, Венгрия; 2а — топор, длина 7,5 см, ширина 3,9 см. IV-III тысячелетие до н.э. Элам, Месопотамия; 16 — закрытая форма со стержнем для бердыша. Кон. II тысячелетия до н. э. Древняя Грузия; 2б — открытая форма со стержнем для топора, показанного на рис. 2а. Кон. II тысячелетия до н.э. Древняя Грузия

Последовательность технологического процесса литья, в том числе плавки металла в печи с использованием глиняного тигля изображена на росписи гробницы Рехмира, относящейся ко времени XVIII династии (рис. 103). Сначала показана

загрузка исходных материалов в тигель, затем процесс плавления металла. В печь проведены воздуходувные полые трубки, вероятно, тростниковые стебли с глиняными наконечниками типа 5 показанного на рис. 97. Конец трубки входит в мех; мастеровые, нажимая ногой на один мех, одновременно веревочкой расправляют другой. На рисунке видно, как двое мастеровых вынимают тигель из печи, а двое других заливают металл из тигля в удобно расположенные формы. Возможно, в мастерской было несколько плавильных печей, что позволяло заливать металлом и более крупные формы. Справа в нижнем ряду рабочие подносят материал для изготовления форм.

Изготовление металлических изделий в бронзовом веке почти всегда предполагало совместное использование приемов литейной и кузнечной технологий. Один и тот же мастер плавил металл, изготавливал формы, разливал в них металл, ковал его, украшал изящной гравировкой готовое изделие: оружие, орудия труда, бижутерию. Полируя бронзу, он придавал ей цвет и блеск золота. Мастера уважали и побаивались почти также, как волшебника. Показателен набор инструментов бронзолитейщика, обнаруженный во Франции (рис. 104): точильный камень 1, два резца для гравировки узоров 2, 3, наковальня6 4, маленькая пила 5.


Рис. 103. Египетские литейщики за работой. Роспись из гробницы в Фивах. XVI—XIV вв. до н.э. [21]

Некоторые из характерных операций изготовления металлических изделий можно видеть на изображении в гробнице Петосириса (рис. 105). Надпись гласит, что «здесь выделывается бронзовая домашняя утварь». В верхнем ряду — отделка металлических изделий. Крайний слева ремесленник обрабатывает ритон7, заканчивающийся головой газели; средний — выполняет чеканку, по-видимому, отлитой нижней части канделябра, так как по описанию обрабатываемый предмет имеет колонку с капителью и крылатой фигурой наверху [21]. Крайний справа ремесленник отделывает выпуклую крышку сосуда. В нижнем ряду слева показана ковка металла. Один из ремесленников держит клещами кусок, видимо, нагретого металла, второй бьет по нему прямоугольным камнем. Справа мастер держит одной рукой сосуд, фиксируя его на специальной подставке. Другой рукой он отбивает края возможно литого сосуда.

Разнообразие используемых технологических приемов можно проследить и на изделиях одинакового функционального назначения, но в зависимости от местности различающихся по конструкции (рис. 106). Шлем из Франции, найденный в реке, состоит из двух бронзовых литых половинок, скрепленных заклепками. Греческий же шлем — цельнолитой. Более сложный римский шлем центуриона8 — видимо, составной из литых элементов. Отдельно отливался, скорее всего, орел — символ бога Юпитера, принятый римлянами в качестве знака власти и могущества. Именно этой деталью рассматриваемый шлем отличался от шлема обычного воина. Соединение частей могло производиться клепкой, пайкой. Последняя была известна в Египте, Месопотамии в середине II тысячелетия до н.э., в Италии — в начале I тысячелетия до н.э. Причем, наряду с припоями на основе олова и свинца использовались и твердые припои на основе меди и свинца с температурой плавления 600° С [3].Использование литейных стержней, разъемных глиняных форм, имеющих иногда несколько разъемов, позволяло по модели получать литые изделия типа рассмотренных шлемов воинов и других, аналогичных им (рис. 107).


Рис. 104. Инструмент бронзолитейщика. Порсье-Амбланье, Изер, Франция [4]

Рис. 105. Обработка металла. Роспись из гробницы Петосириса [21]

Рис. 106. Типы бронзовых шлемов древних воинов:
а — из р. Сена, Франция [4]; б — греческий из Солоник. Ок. V в. до н.э. [23]; в — римский. Кон. I тысячелетия до н.э. [7]


Рис. 107. Конструкция литейной формы, изготавливаемой по модели чаши на трех ножках. Ок. Ill тысячелетия до н. э. Китай [24]

Традиционная конструкция изделия на трех ножках, в данном случае сосуда 3, обеспечивала устойчивость наиболее экономичным способом, так как именно три точки определяют геометрическую плоскость. Такая отливка могла быть получена в форме, состоящей из трех частей (рис. 107, 2) и центрального стержня (рис. 107,1).

_____________

6 Один конец ее крепился в деревянной колоде.

7 Ритон — древний питьевой сосуд в виде рога с небольшим отверстием в нижнем узком конце.

8 Центурион — начальник отряда воинов из 80—100 человек.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: