Особенности употребления причастия и деепричастия

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

Имя существительное

1. Какие факторы влияют на форму рода несклоняе­мых существительных? В каких источниках имеется информа­ция о роде имен существительных? Определите род следующих существительных: Рояль, какао, госпиталь, лебедь, мозоль, шампунь, дитя, тезка, задира, непоседа, забияка, кенгуру, Баку, СМИ, жалюзи, Сочи, пенальти, МГУ, США, ВВС, ДНК, ВИЧ, ВВЦ, ЧП, РАО, самбо, гороно, загс, ГЭС, ГУМ, алиби, тюль, повидло, вуаль, вестибюль, тюль, бра, фойе.

2. Вставьте пропущенные окончания; объясните, когда
допустимы варианты в подобных конструкциях.

Прославленн... космонавт Валентина Терешкова, выдающ...ся математик Софья Ковалевская, известн... композитор Александра Пахму­това, молод... аспирант Петрова, наш... директор Кузнецова, опытн... экскурсовод Смирнова, врач Плетнева выписал..., биб­лиотекарь Борисова посоветовал..., известн… архитектор Шувалова предложил…

3. Образуйте формы именительного падежа множественного числа в форме множественного числа. При наличии двух форм составьте словосочета­ния, в которых были бы очевидны семантические разли­чия слов. Образ, учитель, повод, лес, тормоз, сын, мех, счет, хлеб, корпус, тополь, сосед, дом, пропуск, лоскут, поезд, крыло, уголь.

4. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор. Укажите стилистические различия между вариантами. Чашка ча.., выпить ча.., выпить чайк.., стакан остывшего ча.., про­изводство сыр.., килограмм сыр.., килограмм пошехонского сыр.., гу­лять в лес, играть роль Несчастливцева в «Лес..» А. М.Островского; ожидать в аэропорт…


Имя прилагательное

1. Образуйте все возможные степени сравнения от следующих прилагательных: большой, маленький, дорогой, дешевый, удобный, плохой, хороший, медленный, сложный, короткий, дальний, повторный, правильный, приятный, сырой, быстрый, соседний, очередной, глубокий, яркий, богатый, строгий, холостой.

2. Найдите ошибки в употреблении форм прилагательных и исправьте их:  На этих соревнованиях он был самым сильнейшим. Наиболее худшие игроки были удалены с поля. Эта книга более интереснее, чем та. Это был самый наипрекраснейший день в моей жизни. Этот свитер наиболее шерстяной из всех. На уроках я стал более внимательнее. Эти книги увлекательны и интересные.

Имя числительное

1. Просклоняйте следующие словосочетания: полтора яблока, полторы груши, полтораста километров, оба приятеля, обе подруги, пятеро ребят, две пятых, 567 километров, 2340 килограммов, 20,7 секунды.

2. Раскройте скобки, запишите. Дайте ком­ментарий. Путешествие длилось (32; сутки), закуплено (204; ножницы); (двое, два) солдат; (пять, пятеро) женщина; (три, трое) ученик; (пять, пятеро) телят; (семь, семеро) козлят; (четыре, четверо) сани; 3,7 (метра, метров); 75,6 (процента, процентов).

3. Спишите, заменяя числа буквами: 1) К 345 прибавить 157. 2) К 768 прибавить 349. 3) От 964 отнять 89. 4) Это число сло­жить с 798. 5) Автобус с 59 пассажирами. 6) Не прошло и 200 лет.7) Ему уже больше 450 лет. 8) Парк с 79 деревьями. 9) Город с 200000 населением. 10) От 953 отнять 421.11) К 1,5 стаканам молока добавить 150 грамм масла. 12) Предложение принято 375 (голос). 13) Деревня на­ходится в 163 км от города. 14) Книга иллюстрирована 34 рисун­ками и снабжена 29 чертежами. 15) Пароход с 750 отдыхающими вышел в круиз.

4. Найдите ошибки в употреблении числительных. Исправьте пред­ложения. 1) Город готовится к праздничным мероприятиям в связи с двести трехлети­ем. 2) Ему (фарфору) уже больше сто пятидесяти лет. 3) У остальных срок эксплуа­тации под десять и более годов. 4) На занятиях не было обоих девушек. 5) Более пятиста спортсменов участвует в соревнованиях. 6) С девяти пострадавшими уже по­беседовал следователь. 7) К девятьсот прибавить пятьдесят.

5. Просклоняйте числительные: 1765652, 4527, 458, 790.

Местоимение

1. Найдите ошибки в употреблении местоимений и исправьте их. 1) Больной попросил сестру принести себе воды. 2) В библиотеке размещались шкафы с книгами. Их было всего восемь. 3) Отец позвал к себе его сына. 4) Я так за тобой соскучился. 5) Вся молодежь пришла на этот праздник. Они веселились до утра. 6)    В прихожей стояло зеркало, а напротив его висела картина. 7) Он собирал на улице каждый хлам. 8) Мы смотрели спектакль в новом театре, и он показался нам очень необычным. 9) Этот парень, он ведет себя вызывающе. 10) Я изучил этот курс без никакой пользы для себя.

2. Образуйте нормативные формы место­имений. Без (он), в (она), до (оно), на (они), над (он), из (она), под (оно), с (они), впереди (он), мимо (она), напротив (оно), среди (они), соглас­но (он), наперекор (она), навстречу (оно), благодаря (они), в отноше­нии (он), в противовес (она), за исключением (оно), наподобие (они).

3. Обратите внимание на особенности употребления местоимения МЫ в следующих ситуациях общения и объясните.

Учитель: Сегодня мы познакомились с новой темой... Научный работник: Мы предлагаем новую методику обучения... Врач: Ну, как мы себя чувствуем? Мы, Николай II, приказываем...

Глагол. Функциональной особенности глагола.

Особенности употребления причастия и деепричастия

1. Если возможно, поставьте предлагаемые глаголы в форме 1-го лица настоящего или буду­щего времени. Если это сделать невозможно, сформулируйте причину. Судить, лететь, ощутить, гудеть, пылесосить, рассветать, зно­бить, чудить, учредить, победить, кадить, сле­дить, зеленеть, скрипеть, косить, махать, запретить, затмить, пылесосить, лебезить, скользить, дерзить, принудить, лазить.

2. В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении глагольных форм и исправьте их: 1) Спортсмены на поле мечут ядро. 2) Героем двигают высокие чувства. 3) Весь его пыл скоро иссякнул. 4) Кто-то махает мне рукой. 5) В этих местах рыба метает икру. 6) Если ты заболел, ляж в кровать. 7) Ехай быстрее домой, там тебя ждут. 8) Я им говорю, не ложьте книги на пол а они ложут. 9) Он сыпет так много сахару. 10) Помоги мне вылезть отсюда. 11) Приятно отдохнуть на берегу и смотреть на воду. 12) Я одел шапку и выбежал из дома. 13) Я никогда не убежу тебя в этом. 14) Мой брат ездиет на машине. 15) Внук часто одевается бабушкой. 16) Мой друг скоро выздоровит. 17) Не порти, пожалуйста, стол. 18) Мы долго мокнули под дождем.

3. Подберите видовую пару к приведенным ниже глаголам. Вложить, захлопнуть, изготовить, класть, кусать, найти, накопить опорочить, оспорить, поймать, положить, положиться, приколоть, раз­бросать, узаконить, усвоить, просрочить.

4.Образуйте от данных глаголов указанные формы и дайте комментарий. Укажите справочники, ко­торые вы использовали. 1.Будущего времени: я (победить, очутиться, ощутить, выздоро­веть). 2.Настоящего времени: он (полоскать, мурлыкать, махать, рыскать, сыпать). 3.Повелительного наклонения: напоить, кроить, портить, почи­стить, ехать, класть, положить, уведомить, откупорить. 4.Деепричастий: читать, гулять, спать, замереть, бежать, искать, писать, играть, жить.

5.    Раскройте скобки, выберите нужный глагол. 1) (Опустите, отпустите) письмо в почтовый ящик. 2) В комна­тах полы тщательно (помыты, промыты). 3) Хлеб к обеду был (наре­зан, порезан) тонкими ломтиками. 4) Сестра (одела, надела) новое пальто. 5) Пассажир (оплатил, заплатил) проезд. 6) (Представить, предоставить) (документ, слово, квартиру). 7) (Нарушить, разру­шить) (закон, чужую жизнь). 8) Им (сопутствовала, способствовала) (удача, погода). 9) (Сломать, сломить) (сопротивление противника, прибор). 10) (Преклонить, приклонить) (колени, голову).

6.Определите, к какому реальному времени относятся следующие высказывания. Иду я вчера по площади Горького и вижу: около почтамта
много машин стоит. Игорь плавает разными стилями, сейчас он плывет брас­сом. Поднимается ветер - плыви быстрее к берегу. Вчера я видел, как он ездит на велосипеде. Сегодня вече­ром он едет с друзьями за город. Прежде чем идти в библиотеку, нужно пообедать. Каждый день мы ходим по этой улице. Сегодня трамваи не ходили.

7. Найдите ошибки в использовании форм причастий и исправьте их. 1) По перрону шли хорошо одевающаяся женщина и стригущийся наголо мужчина. 2)   Лектор, прочитающий нам лекцию, рассказал много нового. 3)    Все, интересующие этим предметом, могут прийти сегодня. 4) Я сейчас читаю книгу, рассказавшую о событиях далекого прошлого. 5) Это был человек, с детства проникнувшийся любовью к поэзии. 6) На деревьях лопнули набухающие почки. 7)   Вопрос, обсуждающийся нами, решить очень трудно. 8) Обучаемые на курсе студенты слушали лекции. 9) Мы сделали работу раньше намечаемых сроков. 10) Он играет главную роль в снимающемся сейчас фильме, 11) Были продемонстрированы модели на одном из показов, из­готовленные известным модельером.

8. В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении
деепричастия и исправьте их:
1)    Слушая его, ей казалось, что он лжет. 2) Встретясь случайно на улице, их охватила бурная радость. 3) Прощаясь с ними, у меня возникла одна странная мысль. 4)    Проходя по темному переулку, мне послышались чьи-то шаги. 5) Издавая громкий гудок, мы плыли на пароходе. 6) Читая материал и законспектировав важные мысли, я лучи подготовился к семинару. 7) Увидя себя в зеркале, я улыбнулся. 8) Услыша резкий стук, я вздрогнул.   9) Думаю, поступив в институт, моя мечта сбудется. 10) Дело­вые люди, берегя время, четко планируют свой день. 11) Испытав на себе действие водки и мучительные головные боли, это заня­тие пришлось Павлу не по душе. 12) Читая пьесу, перед нами про­ходит жизнь одного из провинциальных городов России. 13) Ус­лышав это, у меня подкосились ноги. 14) Пиша тебе об этом, жду срочного ответа. 15) Бежа изо всех сил, она споткнулась. 16) Он чи­тает и сижа и лежа.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: