Через год после парижской премьеры. Он и по сей день входит в репертуары многих музыкальных театров

Адольф Шарль Адан (24.07. 1803, Париж – 3.05. 1856, там же)

Автор всемирно известного балета "Жизель" Адольф Адан был одним из

наиболее знаменитых и любимых композиторов Франции первой половины

19 в. Его оперы и балеты пользовались огромным успехом у публики, слава Адана еще при жизни перешагнула рубежи Франции.

Наследие его огромно: свыше 46 опер, 18 балетов (среди которых "Дева Дуная, Корсар, Фауст"). Его музыку отличают изящество мелодии, пластичность рисунка, тонкость инструментовки.

Адан родился в семье пианиста, профессора Парижской консерваторий Луи Адана. Известность отца была довольно большая, среди его учеников - Ф. Калькбреннер и Ф. Герольд. В молодые годы Адан не проявлял интереса к музыке и готовился к карьере ученого. Но получил музыкальное образование в Парижской консерватории.

Сильное воздействие на развитие его композиторских способностей оказала встреча с композитором Ф. Буальдьё - одним из ведущих французских композиторов того времени.

Он сразу заметил в Адане мелодический дар и взял его в свой класс.

Успехи молодого композитора были настолько значительны, что в 1825 г. он получил Римскую премию. Адана и Буальдьё связывали глубокие

творческие контакты. По эскизам своего учителя Адан написал увертюру к

самой известной и популярной опере Буальдьё "Белая дама".

В свою очередь Буальдьё

Угадал в Адане призвание к театральной музыке и посоветовал ему

в начале обратиться к жанру комической оперы.

Первая комическая опера Адана была написана в 1829 г. на сюжет из русской истории, в которой одним из главных действующих лиц был Петр I. Опера

называлась "Петр и Екатерина". Наибольшую известность и популярность

снискали оперы, появившиеся в последующие годы:

"Хижина" (1834), "Почтальон из Лонжюмо" (1836), "Король из Ивето" (1842), "Калиостро"(1844).

Композитор писал очень много и быстро.

Почти все критики обвиняют меня в слишком быстром сочинении, - писал Адан, - я сочинил "Хижину" за пятнадцать дней, "Жизель" - за три недели и "Если бы я был королем" за два месяца.

Однако наибольший успех и самая долгая жизнь выпала на долю его

балета Жизель (либретто Т. Готье и Г. Корали), послужившего началом

французского романтического балета. С балетом Адана связаны имена

замечательных балерин Ш. Гризи и М. Тальони, создавших поэтичный и

нежный образ Жизели.

Имя Адана было хорошо известно в России. Еще в

1839 г. он приезжал в Петербург, сопровождая в гастрольной поездке свою

ученицу - известную певицу Шерри-Куро.

Все новейшие достижения французского балета быстро переносились на

русскую сцену. Балет "Жизель" был поставлен в Петербурге в 1842 г.,

через год после парижской премьеры. Он и по сей день входит в репертуары многих музыкальных театров.

В течение ряда лет композитор не приступал к сочинению музыки. Поссорившись с директором театра Opera Comique, Адан решил открыть собственное

театральное предприятие под названием Национальный театр. Он просуществовал всего лишь год, и разорившийся композитор вынужден был, для того

чтобы поправить свое материальное положение, вновь обратиться к композиции. В эти же годы (с1847по1848) появляются в печати его многочисленные

фельетоны и статьи, а с 1848 г. он становится профессором Парижской консерватории.

Среди сочинений этого периода ряд опер, поражающих разнообразием

сюжетов:

"Тореадор" (1849), "Жиральда" (1850),

"Нюрнбергская кукла" (по новелле Т. А. Гофмана "Песочный человек" - 1852), "Будь я король" (1852),

"Фальстаф" (по В. Шекспиру - 1856).

В 1856 г. был поставлен один из самых популярных его балетов "Корсар".

 

С литературным талантом композитора русская публика имела возможность познакомиться на страницах Театрального и музыкального вестника, опубликовавшего в 1859 г. на своих страницах фрагменты из воспоминаний композитора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: