Адольф Шарль Адан (24.07. 1803, Париж – 3.05. 1856, там же)
Автор всемирно известного балета "Жизель" Адольф Адан был одним из
наиболее знаменитых и любимых композиторов Франции первой половины
19 в. Его оперы и балеты пользовались огромным успехом у публики, слава Адана еще при жизни перешагнула рубежи Франции.
Наследие его огромно: свыше 46 опер, 18 балетов (среди которых "Дева Дуная, Корсар, Фауст"). Его музыку отличают изящество мелодии, пластичность рисунка, тонкость инструментовки.
Адан родился в семье пианиста, профессора Парижской консерваторий Луи Адана. Известность отца была довольно большая, среди его учеников - Ф. Калькбреннер и Ф. Герольд. В молодые годы Адан не проявлял интереса к музыке и готовился к карьере ученого. Но получил музыкальное образование в Парижской консерватории.
Сильное воздействие на развитие его композиторских способностей оказала встреча с композитором Ф. Буальдьё - одним из ведущих французских композиторов того времени.
Он сразу заметил в Адане мелодический дар и взял его в свой класс.
|
|
Успехи молодого композитора были настолько значительны, что в 1825 г. он получил Римскую премию. Адана и Буальдьё связывали глубокие
творческие контакты. По эскизам своего учителя Адан написал увертюру к
самой известной и популярной опере Буальдьё "Белая дама".
В свою очередь Буальдьё
Угадал в Адане призвание к театральной музыке и посоветовал ему
в начале обратиться к жанру комической оперы.
Первая комическая опера Адана была написана в 1829 г. на сюжет из русской истории, в которой одним из главных действующих лиц был Петр I. Опера
называлась "Петр и Екатерина". Наибольшую известность и популярность
снискали оперы, появившиеся в последующие годы:
"Хижина" (1834), "Почтальон из Лонжюмо" (1836), "Король из Ивето" (1842), "Калиостро"(1844).
Композитор писал очень много и быстро.
Почти все критики обвиняют меня в слишком быстром сочинении, - писал Адан, - я сочинил "Хижину" за пятнадцать дней, "Жизель" - за три недели и "Если бы я был королем" за два месяца.
Однако наибольший успех и самая долгая жизнь выпала на долю его
балета Жизель (либретто Т. Готье и Г. Корали), послужившего началом
французского романтического балета. С балетом Адана связаны имена
замечательных балерин Ш. Гризи и М. Тальони, создавших поэтичный и
нежный образ Жизели.
Имя Адана было хорошо известно в России. Еще в
1839 г. он приезжал в Петербург, сопровождая в гастрольной поездке свою
ученицу - известную певицу Шерри-Куро.
Все новейшие достижения французского балета быстро переносились на
|
|
русскую сцену. Балет "Жизель" был поставлен в Петербурге в 1842 г.,
через год после парижской премьеры. Он и по сей день входит в репертуары многих музыкальных театров.
В течение ряда лет композитор не приступал к сочинению музыки. Поссорившись с директором театра Opera Comique, Адан решил открыть собственное
театральное предприятие под названием Национальный театр. Он просуществовал всего лишь год, и разорившийся композитор вынужден был, для того
чтобы поправить свое материальное положение, вновь обратиться к композиции. В эти же годы (с1847по1848) появляются в печати его многочисленные
фельетоны и статьи, а с 1848 г. он становится профессором Парижской консерватории.
Среди сочинений этого периода ряд опер, поражающих разнообразием
сюжетов:
"Тореадор" (1849), "Жиральда" (1850),
"Нюрнбергская кукла" (по новелле Т. А. Гофмана "Песочный человек" - 1852), "Будь я король" (1852),
"Фальстаф" (по В. Шекспиру - 1856).
В 1856 г. был поставлен один из самых популярных его балетов "Корсар".
С литературным талантом композитора русская публика имела возможность познакомиться на страницах Театрального и музыкального вестника, опубликовавшего в 1859 г. на своих страницах фрагменты из воспоминаний композитора.