Тема Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка

Музыка.

Урок  № 32 (6 класс)

Дата 08.05.2020 г.

Тема Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

 

Что такое мюзикл?

Мюзикл (иногда называется музыкальной комедией) — развлекательное представление, в котором соединяются различн6ые жанры искусства – эстрадная и бытовая музыка, хореография и современный танец, драма и изобразительное искусство.

 

Откуда появился мюзикл?

Мюзиклы пришли к нам из Америки в 60-е г.г. ХХ века. И быстро полюбились зрителям разных возрастов и различных музыкальных пристрастий.

 

Среди наиболее известных мюзиклов -

«Моя прекрасная леди»

«Звуки музыки»

«Приключение кузнечика Кузи»

«Юнона и Авось»

"Notre Dame de Paris»

«Кошки»

«Призрак оперы» и т.д.

 

Особенности мюзикла

Манера пения в мюзикле отличается, например от оперной. Это скорее напевание, восклицания, вскрики, пение-шёпот.

Танцующий хор в мюзикле – обычное явление.

Оркестр аккомпанирует действию, сопровождая и пение, и танцы, используя ритмы и тембры джаза, рок-музыки.

Рок-музыка, как любое направление в искусстве постоянно развивается, обогащает свой запас художественных средств. И вот к началу 70-х годов ХХ столетия появляется новый жанр – «рок-опера». Легко ли в то время было представить себе возможность такого союза? (Почему появился такой союз?).

Что такое опера? (Музыкально-драматическое произведение со сложной драматургией и сквозным музыкальным развитием).

Действительно, опера – один из самых престижных, высокородных жанров «серьезной» академической музыки, имеющий 4-х вековую историко-культурную традицию.

Можно ли представить себе оперу без развитой и сложной музыкальной драматургии, без высокого профессионализма исполнителей, без особой манеры пения, поставленного, классического вокала, уходящего своими корнями в итальянское бельканто, без богатого своими тембровыми возможностями звучания симфонического оркестра?

Казалось бы нет. Но тогда причем здесь рок? Ведь он как будто бы вовсе не отвечает этим требованиям.

Что же привело столь далекие виды музыки как опера и рок к взаимному согласию. Что сблизило их?

Уже первое десятилетие развития рок-музыки показало, что она представляет собой крайне неоднородное явление.

Во-первых, одной из линий развития рока стало его сугубо развлекательное, ориентированное на заполнение молодежного досуга, танцевально-прикладное назначение.

Во-вторых, в роке молодежь нашла одну из форм своего обособления, противопоставления себя миру взрослых, вызова против их лицемерия и ханжества.

И, наконец, в роке действовала третья тенденция. Дело в том, что в рок пришло немало ярких индивидуальностей, поэтически и музыкально-одаренных людей. Они стремились найти в роке музыкальные возможности раскрытия содержания, а это требовало расширения и обогащения выразительных средств и приемов, новых творческих идей. Тем более, что рок - музыканты взрослели, повышалось их исполнительское мастерство, совершенствовалась техника, появлялись качества подлинного профессионализма.

Серьезная, классическая музыка все больше привлекала к себе их внимание. Музыканты не только создавали обработки и переложения классических произведений, но и использовали принципы классического музыкального мышления, особенности формы, гармонии, лада, полифонии, характерных для серьезной музыки того или иного периода. Они обращались к сложившимся традиционным жанрам классической музыки, в особенности к тем, что позволяют создать масштабные, образно-контрастные композиции, - симфонии, концерту, оратории.

Особе место среди этих жанров занимает опера. Ведь опера – это театр, действо. А рок-музыка всей своей атрибутикой со всей своей манерой сценического поведения исполнителей, формой общения, различными декоративно-световыми эффектами, атмосферой карнавальности тяготеет к театру.

Таким образом, опера открывала перед роком возможности решать серьезные темы, используя богатый, накопленный за столетия арсенал драматургических приемов и при этом сохранить яркую сценическую индивидуальность.

Опера в сотрудничестве с роком также нашла для себя немало привлекательного. На протяжении всей своей истории она не раз вбирала в себя находки других видов искусства: комедии, балета, кантаты, оратории, симфонии, драматического театра и кино.

Могла ли опера, так склонная к контакту с другими жанрами, пройти в поисках нового музыкального языка мимо совсем юного, но уже завоевавшего огромную популярность жанра, как рок?

Совершенно очевидно, что встреча оперы с роком – массово-бытовой музыкой наших дней, должна была состоятся.

Произведением, которое в полной мере обозначило рождение нового жанра, стала рок-опера композитора Э.Л. Веббера и либретиста Тима Райса. «Иисус Христос – суперзвезда». Поставленная в 1971 году на Бродвее, она стала настоящей сенсацией нью-йоркского театрального сезона. Огромный успех она имела и в Лондоне. Публика приняла оперу с восторгом, а некоторые из ее песен стали исполняться в церквях в дни религиозных празднеств. Впоследствии опера была экранизирована режиссером Норманом Джюйсоном.

Начало жизни кинематографа в его современном виде началось с показа короткометражных фильмов. Первые кинокадры (примерно полторы минуты демонстрации) были документальными.

Первый киносеанс состоялся 22 марта 1895 года в Париже. Узкому кругу друзей братья Люмьер показали коротенькую ленту «Выход рабочих с завода Люмьер».

И вот следующий показ. «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» вызвал настоящую панику у зрителей. Люди вскакивали с мест и убегали из зала. Складывалось впечатление, что приближающийся поезд выскочит из экрана и раздавит их. Это казалось кошмаром, и тогда кинематограф обратился к музыке.

Показ фильмов проходил в специальных помещениях и сопровождался игрой пианиста (тапёра).

Тапёр – музыкант второй половины девятнадцатого – начала двадцатого века, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением немые фильмы.

В основном это были импровизации в стиле джаза, блюза. Пианист своей игрой «изображал» и «оживлял» происходящее на экране, определяя настроение картины. Пианистам приходилось импровизировать на ходу. Разные сюжеты кино сопровождалась соответствующей музыкой: мелодрама – надрывно-романсовой, комедии – юморесками, приключенческие – галопом. Впоследствии режиссёры обратились к экранизациям классических произведений. Трагедия Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» впервые была экранизирована Жоржем Мельесом в 1902 году.

Это была немая, чёрно-белая лента.

С тех пор десятки раз кинорежиссёры представляли зрителю свои версии бессмертного сюжета. Фильм Франко Дзеффирелли «Ромео и Джульетта», вышедший в 1969 году, прославился благодаря музыке Нино Рота. Колорит Италии передан не только благодаря красочным костюмам, но и с помощью музыки, выдержанной в духе того времени.

В 1954 году в Советском Союзе вышла экранная версия балета «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева. Эту постановку высоко оценил Франко Дзеффирелли. В одном из своих интервью он сказал: «Во время работы над фильмом я часто обращался к творению Сергея Прокофьева и Галины Улановой, к традициям русского балета. В балете Прокофьева есть всё: и большая идея, и высокий, неукротимый дух, и наш национальный темперамент».

Одна из самых запоминающихся сцен – поединок Меркуцио и Тибальда. Перед гибелью Меркуцио улыбается – гобой и флейта передают трагизм сцены.

В отечественном кинематографе музыка к фильмам нередко создавалась композитором в тесном содружестве с режиссёром. Примером такого взаимодействия служит музыка Сергея Прокофьева к кинофильму режиссёра Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». В кульминационной сцене созыва на бой звучит колокол, символизирующий беду. Вступает хор.

«Вставайте, люди русские!» начинается протяжно, тревожно, постепенно наращивая темп и переходя в марш. Музыка воодушевляет на подвиг.

Мелодии к советским кинокартинам писали виднейшие композиторы своего времени.

В 1934 году на экраны СССР вышла комедия «Весёлые ребята». Главной музыкальной темой в фильме стал знаменитый «Марш весёлых ребят» Исаака Дунаевского.

Эта мелодия любима до сих пор. И хотя она названа маршем, весёлая и задорная песенка оставляет лёгкое, приятное впечатление.

Лента «Весёлые ребята» стала первой музыкальной кинокомедией в советском кинематографе. С неё началась блестящая карьера композитора Дунаевского в кино.

За «Весёлыми ребятами» с Леонидом Утёсовым и Любовью Орловой в главных ролях последовал «Цирк», «Волга-Волга», «Весна», «Дети капитана Гранта».

Фильм «Дети капитана Гранта» был поставлен режиссёром Владимиром Вайнштоком. Это была экранизация популярнейшего в те годы романа французского писателя Жюля Верна. Роман 1866 года (по другим данным – 1867-1868 годов) повествовал об опасном путешествии в поисках пропавшего капитана Гранта и об увлекательных приключениях, которые пережили герои романа.

Фильм начинается симфонической увертюрой.

Увертюра – инструментальное (оркестровое) вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте).

О ней Шостакович напишет: «Эта увертюра – симфоническое произведение большого накала и темперамента…»

В увертюре звучат фанфары. Вступают фаготы и кларнеты. Достигается кульминация, звучат деревянные и струнные инструменты, создавая новую лирическую мелодию. В финале мелодия повторяет начало.

До сих пор в нашей стране исполняются произведения из фильма: «Песенка Роберта» или по-другому «Весёлый ветер», «Песенка о капитане».

Всё это – романтические мечты о путешествиях и приключениях. Музыка в кино заставляет зрителя сопереживать героям и придаёт картине неповторимый характер. Сегодня трудно представить себе фильм без музыки, ведь она по праву стала частью кинопроизведения.

Экранизация трагедии Шекспира известного итальянского режиссёра Ф. Дзеффирелли появилась в конце 60-х гг. XX в. Фильм обошёл экраны всей планеты и завоевал несколько премий «Оскар». Тема любви из кинофильма, которую сочинил композитор Нино Рота, раскрывает чувства влюблённых. Заглавную композицию можно назвать лейтмотивом фильма. Это грустная, светлая мелодия выражает романтические мечтания героев. Солирует фортепьяно. Оркестр дополняет музыкальную картину.

В кинопавильонах студии Мосфильм, где создавались «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Дети капитана Гранта», родился жанр советской музыкальной кинокомедии. Песни Исаака Дунаевского стали основой этих фильмов. Эти наивные комедии полюбились всей стране.

«Весёлые ребята» отражают моральные идеалы того времени. Герои Леонида Утёсова и Любови Орловой борются за своё счастье, справедливость торжествует. Звучат весёлые, лёгкие песенки.

Фильм «Дети капитана Гранта» можно отнести к жанру приключений. Ему вторит настроение увертюры к картине.

«Александр Невский» – это историческая кинолента. «Вставайте, люди русские!» композитора Сергея Прокофьева – четвёртая часть музыкальной кантаты из фильма. Это хоровая песня – призыв к бою за русскую землю, подражание боевым кличам. Картина была снята в годы Великой Отечественной войны.

 

Тапёр – музыкант второй половины XIX-начала XX века, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением немые фильмы.

 

Увертюра – это музыка, которая открывает оперу, драматический спектакль, кинофильм.

 

Лейтмотив – в музыке характерная тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают персонаж, его черты, драматическую ситуацию, и звучат при появлении этого персонажа или при повторении этой ситуации.

 

Кантата – вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

ВОПРОСЫ

 

Что такое мюзикл?

Откуда появился мюзикл?

Какие особенности музыкального языка и манеры исполнения вокальных номеров отличают мюзикл от оперы?

Что такое опера?

Что такое рок-опера?

Тапёр – это кто?

Что такое увертюра?

Что такое лейтмотив?

Что такое кантата?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: