Https://uchitelya.com/literatura/98198-obzornyy-urok-russkaya-literatura-2-poloviny-hih-veka-9-klass.html

ИЗУЧЕНИЕ ОБЗОРНЫХ ТЕМ В СТАРШИХ КЛАССАХ

 

ПЗ

 

1. Прослушайте лекцию (см. прикрепленный файл), ознакомьтесь с главой, посвященной изучению обзорных тем в старших классах, в учебниках З.Я.Рез и О.Ю. Богдановой  и ответьте на вопросы / выполните задание:

   1) дайте определение обзорной темы;

Обзорные темы – неотъемлемая часть учебного курса литературы старших классов, которая обеспечивает целостное представление об историко-литературном процессе в целом.

Обзорные темы в курсе литературы разнообразны по содержанию и по принципам, на основе которых они выделены. Обзор — это изложение обозрения, т. е. видного со всех сторон, рассмотренного в общем виде, краткое, сжатое и обобщенное сообщение о ряде однородных явлений.

В теории и практике школьного преподавания литературы закрепилось употребление понятия «обзор» в следующих значениях:

- во-первых, для указания на степень «развернутости» рассмотрения объекта (историко-литературные сведения, творчество писателя, художественное произведение);

- во-вторых, для характеристики уроков особой структуры.

Н.И Кудряшев определяет обзоры как уроки особого вида, требующие сложного сочетания лекции учителя, сообщений учащихся и чтения полностью или в извлечениях художественных произведений, т.е репродуктивного, эвристического и исследовательского методов.

 

  2) каково место и назначение обзорных тем в курсе литературы в старших классах?

Обзоры как бы «цементируют курс старших классов, связывают объединяющей идеей творчество разных писателей, изучаемых монографически». Не описание, а выявление закономерностей должно определять целенаправленность обзорного занятия.

Уроки такого плана насыщены большим количеством информации, которую следует донести до ученика, и это предполагает использование средств, с помощью которых такой объем информации будет усваиваться интенсивнее.

 

Каковы основные разновидности обзорных тем (обзоров)?

В современной методике выделяют следующие виды обзорных тем:

- собственно обзорные темы (например, обзор «Из литературы XVIII века», «Русская литература 1930-1941 гг»)

- обзорное изучение творчества писателя - монографические темы (В.Жуковский и К.Рылеев; поэзия А.Фета и Ф.Тютчева).

1. Обзорные темы установочного характера предшествуют или целому курсу литературы, или какому-то разделу. Такой урок-пролог подготавливает учащихся к целостному изучению многоуровневого литературного явления, прогнозирует систему в «неразвернутом виде».

2. Темы, которые завершают изучение конкретного периода или эпохи.

3. Концептуальные обзоры этапов развития литературы.

- обзор с акцентом на теоретико-литературном понятии;

- обзор-веха, характеризующий узловые этапы в развитии истории литературы;

- проблемно-тематический обзор.

Цель каждого из них – дать представление о характере литературы, отразившей движение нашей жизни от первых послереволюционных лет до сегодняшнего дня.

Задачей обзора является выявление пафоса, стиля, героя времени изучаемого периода.

 

Каковы требования к изучению обзоров всех типов?

Обзорные темы установочного характера.

- Прежде всего, нужно заглянуть в программу по истории, в которой есть целый ряд тем, соприкасающихся с программой по литературе.

- Затем определить основную идею, объединяющую между собой уроки обзорной темы.

- В работе над темой можно опереться на имеющиеся у учеников знания по истории.

- Очень важно, чтобы исторические и литературные события эпохи не представляли двух параллельных рядов, а выступали в единстве и рождали у школьников представления об изучаемом времени.

- Рассказ об исторических событиях целесообразно сопровождать демонстрацией произведений искусств, выразивших данное время.

Темы, которые завершают изучение конкретного периода или эпохи.

После изучения творчества ряда советских писателей, после обзорных лекций, освещающих основные этапы в истории русской литературы, необходимо подвести итог.

Концептуальные обзоры этапов развития литературы.

- Невозможно вместить в обзор рассказ о каждом из писателей и рассмотреть даже наиболее крупные произведения авторов. Поэтому учителю дается право выбора имен и произведений для показа характерных тенденций литературы каждого периода.

- Желательно, чтобы через обзорные темы учащиеся не только приобрели сведения о литературе каждого периода, осведомленность о ней, но чтобы у них сложился образ эпохи.

 

· в лекцию учителя целесообразно вставлять сообщения учеников по конкретной теме;

· рекомендуется широко использовать в обзорах художественное рассказывание;

· помимо лекций при изучении обзорной темы возможна беседа;

· рекомендуется активно использовать дифференциацию заданий по степени сложности, типу восприятия и эстетическим предпочтениям.

Как можно проверить знания учащихся, полученные ими на уроках по обзорной теме?

Работа со словарем, формулирование ответа на проблемные вопросы, составление синхронической таблицы, составление конспекта лекции.

ЛЗ

https://uchitelya.com/literatura/98198-obzornyy-urok-russkaya-literatura-2-poloviny-hih-veka-9-klass.html

Тема: «Русская литература 2 половины ХIХ века» (обзорный урок)

 

Планируемые результаты: 

личностные: воспитание уважительного отношения к истории России и

художественным произведениям, соответствующим исторической эпохи;

метапредметные: понимание проблемы, заявленной на уроке, умение собирать

и систематизировать необходимую информацию.

 предметные: умение устанавливать связь между основными направлениями

развития литературы и историческими событиями России 19 века.

Методы обучения: метод творческого чтения (слово учителя);

исследовательский (рекомендации по различным источникам с целью поиска нужной

информации); репродуктивный (конспектирование лекции).

Оборудование: презентация по теме, выставка литературы.

 

Ход урока.

1.Оргмомент

2.ФНЗ

(1.Общественно-политическая и культурно-историческая ситуация в России

второй половины ХIХ  века. 2.Особенности развития литературы и искусства во второй половине ХIХ века. Слайд1.)

 

1) Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами познакомимся с

особенностями истории и культурного развития России во 2 половине Х I Х века.

Хочу обратить ваше внимание на эпиграф (слайд 2)– слова Н.Г.Чернышевского, который сказал о роли литературы в этот исторический период так: «Литература у нас пока сосредоточивает почти всю умственную жизнь народа, и потому прямо на ней лежит долг заниматься и такими интересами, которые в других странах перешли уже, так сказать, в специальное заведование других направлений умственной деятельности…»

 

2) Индивидуальное сообщение - Историческая справка. 1850-е годы.

Особое место в политике России этого периода занимал восточный вопрос. В 1853 г. Началась война между Россией и Турцией. (слайд 3) Феодально–крепостническая, технически отсталая, с армией, сформированной на основе рекрутчины из поголовно неграмотного населения, Россия оказалась не в силах противостоять врагам. 

Основные военные действия развернулись непосредственно на ее территории, в  Крыму. В октябре 1854 года союзники осадили Севастополь. Вступление на престол Александра II. (слайд 4). Новый государь оказался во главе страны, уставшей от кровопролитной войны. В дни его коронации многим была дарована свобода, в том числе и декабристам. Произошло пробуждение общественной мысли. В философии и литературе начались напряженные искания социального идеала, остро встала проблема сплочения нации, ее духовного единства. Особенно активно проявились эти поиски в наиболее влиятельных идейных течениях в русской общественной мысли - славянофильстве и западничестве. (Любящие славян и любящие западные идеи).

 

3) Индивидуальное сообщение (кратко) - Исторические события 1860-1870-х гг.

1861 – отмена крепостного права. Огромное историческое значение. Было

отменено рабство, появились возможности для развития рыночных отношений в деревне. Россия стала практически на капиталистический путь развития. (слайд 5).

Рубеж 1860-1970-х годов - возникновение революционного народничества. (слайд 6).

 

4) Слово учителя.  

Общественная борьба в России отражалась на страницах многочисленных журналов. Журнальная полемика стала яркой страницей историко-литературного процесса в России.

 Огромной популярностью пользовалась лондонская газета «Колокол»(1857-

1867), которую Герцен А.И. издавал вместе с Огаревым Н.П. Газета критиковала реакционные устремления высших чиновников, правительство и весь государственный строй царской России. Многим «Колокол» помог критически взглянуть на реформы Александра II, расстановку общественно-политических сил в стране. (Уроки русской литературы, Автор – Бикулова И.А., Брянск, 2003) (слайд 7)

Журнал «Современник». (слайд 8)

Талантливый публицист Д.И.Писарев и журнал «Русское слово».(слайд 9)

С «Современником»  и «русским словом» полемизировали многие. Известные критики А.Дружинин, В.Боткин, П.Анненков считали, что художественная полноценность произведений не связана с требованиями общественной ситуации. Поэтому они были сторонниками только «чистого искусства». Критики спорили с Чернышевским, Добролюбовым и Писаревым и оценивали не идейную направленность, а художественные особенности произведений. Главными были для них степень талантливости автора и «вечные ценности» - Бог, любовь, красота, милосердие.

 Нелегко было читателям разобраться в журнальной полемике и в противоречивых оценках одного и того же произведения. 

 

Особенности развития литературы и искусства во второй половине ХIХ века.

 В это время именно критический реализм дал блестящие творческие

результаты. Реалистические традиции культуры утвердили понятие «золотой век» в русском искусстве и литературе. Галерея художественных образов в творчестве Достоевского и Толстого, Некрасова и Тургенева, в музыке Чайковского и Мусоргского, в полотнах Репина и Перова, Крамского и Сурикова, в Малом театре времен Щепкина и Островского явилось своего рода зеркалом, отразившим своего рода зеркалом, отразившим российскую действительность.

    Литература, живопись, музыка, театр «золотого века» целенаправленно утверждали эстетику общественной жизни, порождавшую мир «униженных и оскорбленных» и мир «лишних людей», «типические образы в типических обстоятельствах». Но русское искусство не только отражало окружающий мир, но преображало его. Русское искусство было тесно связано с духовными исканиями в общественной жизни. (слайд 10)

Золотым веком русской литературы по праву называют 19-тый век.

Отечественная литература стремительно прошла серьезный путь, она, озаренная гением А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и

А.П.Чехова, блеском таланта целого созвездия крупнейших писателей, выдвинулась в число величайших литератур мира и оказала заметное влияние на художественную культуру всего человечества. Она стала средоточием духовной жизни общества, его совестью, всегда выделялась накалом философских исканий.

Грандиозную панораму жизни России второй половины 19-го века создали

выдающиеся произведения: «Обломов» И.А.Гончарова, «Гроза» и «Бесприданница» А.Н.Островского, романы И.С.Тургенева, «Что делать?» Н.Г.Чернышевского, «Былое и думы» А.Н.Герцена,  «История одного города» Салтыкова-Щедрина М.Е., «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова,»Война и мир» Л.Н.Толстого, рассказы А.П.Чехова, лирика Тютчева Ф.И., Толстого А.К., Фета А.А. 

Основным направлением отечественной литературы стал реализм (слайд 11), а

самым актуальным жанром стал роман (слайд 12).

Широкое распространение получили широкие разновидности жанра:

социальный, политический, исторический, философский, психологический,

любовный, семейно-бытовой, приключенческий, фантастический. Роман широко охватывал социальные условия бытия человека, глубоко проникал во внутренний мир персонажа. Именно романы приобрели огромный резонанс не только в России, но и за рубежом. Произведения Толстого Л.Н., Достоевского Ф.М., Тургенева И.С. почти сразу же переводились на иностранные языки и пользовались большим успехом.

 Русская литература второй половины ХIХ века совершила восхождение на

высочайший идейно-художественный уровень и достигла такого положения, которое можно определить как вершину мирового искусства (слайд 13).

 

3. Домашнее задание: Читать произведения А.Н.Островского «Гроза», «Банкрот»,

«Бесприданница»; индивидуальное задание: сообщение по биографии

А.Н.Островского.

 

4. Итог урока

1) Выставление отметок за урок.

 

 

Я выбрала этот урок, потому что он подходит под критерии обзорного урока, а именно обзорной темы установочного характера. Учитель заранее дал некоторым ученикам подготовить сообщение по теме. Благодаря этому, урок не был полностью лекционным, в процессе участвовали и учащиеся. В работе над темой опирался на имеющиеся у учеников знания по истории. Сообщения получились краткими, но затрагивали основные необходимые моменты. Далее учитель читает лекцию под запись. Информация учителя как бы «вытекает» из докладов учеников. Лекция читается об особенностях развития литературы в контексте истории. Этот урок проводится перед изучением произведений А.Н.Островского.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: