Профессия педагога требует от него выдержки, эмоционального благополучия, умения создавать благоприятную психологическую обстановку и бороться с негативными следствиями межличностного взаимодействия – конфликтностью, плохим самочувствием, усталостью, что выражается во взаимоотношениях с коллегами, учениками и родителями. Чрезвычайно значимым компонентом работы преподавателей признается саморегуляция – способность, направленная на контроль своего личного психического состояния с целью того, чтобы оптимальным способом находить в сложившихся педагогических ситуациях.
Саморегуляция – это умения управлять всеми процессами своего
организма и самой личностью: эмоциями, мыслями, поведением, поступками и переживаниями.
Саморегуляция считается необходимой в следующих ситуациях:
1. Если перед педагогом предстает трудная, сложноразрешимая для него проблема, возникшая перед ним впервые;
2. Если у появившейся проблемы нет единого способа решения, или же нет решения в данный отрезок времени, или присутствуют различные варианты ее разрешения, но наиболее благоприятный выбрать довольно таки сложно;
|
|
3. Если у педагога повышенное эмоциональное и физическое состояние, которое может подвести его к выполнению импульсивных действий;
4. Если педагогу необходимо принять быстрое решение для будущих поступков в рамках полной нехватки времени.
5. Если поступки учителя оцениваются, когда на него обращают внимание коллеги, обучающиеся, другие люди, в условиях выявления его авторитета и престижа.
Психологические основы саморегуляции содержат в себе умения управлять познавательными процессами: восприятием. воображением, мышлением, вниманием, памятью и речью. Помимо этого, они несут в себе управление личностью: его эмоциями, действиями, поведением – разнообразными реакциями на появившиеся проблемы.
Саморегуляция представляет собой конкретную постановку целей восприятия –приобретение однозначных ответов на вопросы, построение образа определенного объекта.
Сложная и нужная для педагогов задача – это саморегуляция памяти. Такие процессы памяти, как запоминание и воспроизведение – легко поддаются саморегуляции. А вот сохранением информации управлять гораздо трудней, поскольку оно работает на подсознательном уровне.
Наряду с восприятием, вниманием и памятью, педагогу необходимо владеть саморегуляцией таких важных познавательных процессов, как мышление и воображение, активизируя их для решения профессиональных задач, делая их наиболее продуктивным.
Основные пути саморегуляции мышления:
- анализ условия задачи, которую требуется решить;
|
|
- сравнение требуемого результата с определенными условиями с целью
установления того, чего в них недостаточно для получения необходимого результата;
- периодическая тренировка мышления, которая происходит в решении
аналитических и проектировочных задач;
- формирование дисциплины мышления, предполагающей поэтапный поиск и полную проработку различных альтернативных способов решения;
- проговаривание про себя или вслух определенных идеи, связанных поиском решения задачи;
В профессиональной деятельности педагога важную роль играет умение
управлять своими эмоциями
Существует большое количество разнообразных техник и приемов саморегуляции своего поведения, например,:
- дыхательные техники, которые способствуют успокоению личности;
- релаксационные техники, которые снимают напряжение;
- медитативные техники, снимающие эмоциональное напряжение и
останавливают поток мыслей; эти техники саморегуляции основаны на различных способах сосредоточения внимания
- аутогенные техники, способствующие снятию эмоционального и мышечного напряжения, а также улучшают психическое состояние здоровья педагогов, повышают его работоспособность и увеличивают его педагогическую отдачу.
Таким образом, владение способами саморегуляции позволяет педагогу управлять своими познавательными процессами и эмоционально-волевой сферой личности, регулировать свое психофизическое состояние, выбирая и оптимальные для себя методики и используя их для мобилизации своих возможностей или релаксации.
Кейс-задания
Подберите для себя приемы психологической саморегуляции
1. нервно-мышечная релаксация (активная релаксация);
2. аутогенная тренировка;
3. саморегуляция с помощью НЛП;
4. дыхательная гимнастика;
5. арттерапия.
Упражнение 1. «Дыхание на счет 7-11»
Дышите медленно, глубоко. Живот во время вдоха должен максимально подниматься, вовремя выдоха- максимально опускаться. Считайте до 7 при вдохе и до 11 при выдохе. Необходимость так долго растягивать дыхание требует полной концентрации внимания и максимально способствует расслаблению.
Упражнение2. «Внутренний луч»
Упражнение выполняется индивидуально и направлено на снятие утомления, обретение внутренней стабильности.
Для выполнения упражнения необходимо занять удобную позу – сидя или стоя, в зависимости от того, в какой конкретной ситуации оно будет выполняться (в учительской, на уроке, в транспорте)
Упражнение 3. « Краска под музыку». Позвольте себе пофантазировать под музыку-это отличный способ расслабиться и просто отдохнуть.
Приведите несколько случаев реализации учителем разных стилей педагогического общения (примеры из собственного опыта, из литературных источников, из художественных фильмов и т.д.).
1.Демократический стиль общения. Замечательным примером демократического стиля общения взрослого с ребенком может стать мисс Моди из повести американской писательницы Харпер Ли «Убить пересмешника», которая общалась с детьми на равных.
2.Авторитатный стиль общения. главный герой романа Ф. Сологуба «Мелкий бес», учитель гимназии Передонов — это авторитарный педагог. Он считает, что гимназиста можно усмирить только силовыми методами, и главным средством воздействия считает заниженные оценки и розгу.