О. Кургузов «Мы пишем рассказ»

Подготовить литературно- исполнительский анализ рассказов Н. Носова, В.Драгунского, О. Кургузова для детей.

Н.Носова

Повесть Н. Носова «Весёлая семейка» адресован младшим школьникам.

По тематике соответствует возрасту.

В повести рассказывается о двух друзьях: Мише и Николае, которые делали инкубатор для выведения цыплят, это главные герои. Автор использует как простые, краткие предложения, так и описания.

 Повесть разбита на части, что удобно для длительного разрывного чтения.

 Текст по объему - небольшой, используется шрифт 14 размера. Эстетически красиво оформлена: иллюстрации яркие, большого размера (иллюстрации Е. Афанасьевой). Н. Носов в своей повести использует много незнакомых детям слов (инкубатор, паровая машина и т.д.), но в процессе чтения герои «сами» расшифровывают эти понятия

(»… Марья Петровна, а что такое инкубатор? - задал вопрос Костя.

Марья Петровна начала рассказывать про инкубатор…»). Носов использует интересный приём - он смотрит на окружающий мир как бы из детства, которое описывает. Писатель не наблюдает за своими героями со стороны, а рассматривает события их глазами.

Повесть Носова «Весёлая семейка» рассказывает о серьезных вещах: мальчики узнают, как трудно, но и как хорошо быть ответственным за порученное дело, о трудолюбии, заботе, о радости и печалях. Лаконичный выразительный диалог героев, серьёзность ситуация помогают автору обрисовать характеры ребят.

Читая повесть Н. Носова, видишь перед собой реальных ребят - точно таких, каких мы встречаем в повседневной жизни, с их достоинствами и слабостями, глубокомыслием и наивностью. Писатель в своём произведении прибегает к фантазии, озорной выдумке.

В повести Н. Носов даёт много познавательной информации. Уже самое начало повести интригует, захватывает читателя: «Это случилось после того, как взорвалась паровая машина, которую мы с Мишкой делали из консервной банки. Мишка слишком сильно нагрел воду, банка лопнула, и горячим паром ему обожгло руку. Хорошо, что Мишкина мама тут же намазала ему руку нафталановой мазью. Это очень хорошее средство.

Кто не верит, пусть сам попробует.

Только мазать нужно сейчас же, как обожжёшься, пока не сошла кожа»… стал называть по-гречески - Николаки»… курица высиживает цыплят двадцать один день, потом она выращивает маленьких цыплят, так что пройдёт три месяца, прежде чем она снова начнёт нестись….»…

В инкубаторе должна быть всё время одинаковая температура - тридцать девять градусов….»,»… Взяли консервную банку, просверлили в ней два круглых отверстия: одно - вверху, другое - внизу.

 К верхнему отверстию припаяли медную трубку, потом проделали в инкубаторе сбоку дырочку, просунули в неё трубку и согнули её так, чтобы она проходила внутри коробки, как будто паровое отопление. Конец трубки мы вывели наружу и припаяли к нижнему отверстию консервной банки….» и т.д.

Автор в повести рассказывает о серьёзности мальчишек, наводя читателя на размышления, сравнения с собою:»… Но ничто нас не радовало. Такой уж у нас с Мишкой характер - нам обязательно нужно какое-нибудь занятие. Когда нечего делать, мы начинаем скучать и скучаем до тех пор, пока не находим какого-нибудь дела….»,»… Мишка такой человек - ему обязательно надо, чтоб от всего была польза.

Когда у него бывают лишние деньги, он идёт в магазин и покупает какую-нибудь полезную книжку…»

Очень интересно Носов описывает эксперименты ребят с градусником и керосиновой лампой, с лампочкой, водой.

Носов описывает и сомнения ребят:»… Включай лучше ты: я несчастливый.

- Почему же это ты такой несчастливый?

- Мне не везёт в жизни. Я за какое дело ни возьмусь, обязательно неудача будет.

- У меня ведь тоже всегда неудачи, - говорю я. Мы стали припоминать разные случаи из нашей жизни, и оказалось, что мы оба страшные неудачники…» Только ты в школе никому не рассказывай, что у нас инкубатор.

- Почему?

- Ребята станут смеяться…»… Я не знал, что сказать Мишке. У меня не хватило смелости ему признаться, и я решил молчать, хотя это, конечно, свинство»… Почему же так вышло? - спрашивали они. - Ведь мы, кажется, всё правильно делали!»

В своей повести Н. Носов описывает не только радостные события, но и печальные, которые заставляют читателя задуматься:»… Цыплёнок был там.

Он лежал на полу, и я сначала подумал, что он просто прилёг отдохнуть. Я протянул руку и взял его.

В руке у меня очутилось маленькое холодное тельце. Головка цыплёнка свесилась книзу и безжизненно моталась на тоненькой шейке. Номер пятый был мёртв»…

В рассказах Н. Носова всегда таится что-то такое, что заставляет всерьез задуматься.

 Задуматься над тем, как необходимо с ранних лет готовить себя к самостоятельной жизни. Красной нитью повести проходит мысль о дружбе, взаимопомощи, любознательности и ответственности мальчишек.

Читая повесть, взрослые начинают лучше понимать детей, их проблемы и интересы.

 

 

В. Драгунский

Замечательный писатель Виктор Драгунский по праву занимает достойное место в детской литературе как в Отечественной, так и в мировой. Его добрая, весёлая история читают дети с интересом и удовольствием.

Истории, которых достаточно в жизни каждого ребёнка, Виктор Драгунский

рассказывал с неповторимым юмором и душевностью. Эти интересные

случаи составляют основу Денискиных рассказов. Главным героем этих

интересных случаев стал мальчик Дениска. Весёлые и необыкновенные

истории составляют основу Денискиных рассказов. Эти рассказы можно

считать автобиографичными. Виктор Драгунский говорил, что прожил

интересную и длинную жизнь с множеством интересных случаев. Которые он описал в своих рассказах и открыл читателю неповторимый мир Дениса

Кораблёва, в котором есть всё: веселье, грусть, предательство, дружба.

Одним из Денискиных рассказов является рассказ "Друг детства".

 В данном рассказе другом детства является игрушка. То есть не только человек может быть другом. Любимая игрушка- это самый верный близкий друг. Он не обидится, не убежит, не даст сдачи, не предаст.

Композиция рассказа построена так, что в ней соединены различные типы речи.

Рассказ начинает повествование, потом идёт описание предмета.

Рассказ заканчивается рассуждением.

Писатель превосходно понимал детскую натуру, а также отлично разбирался во взрослых проблемах. В рассказе тесно переплелись темы детская и взрослая. Но Драгунского больше всего интересовала детская психология.

Он точно показал как расширяется и усложняется мир ребёнка,

происходит самоопределение личности. Дениска натура яркая, цельная.

Но и с не меньшей психологической точностью предстают взрослые- родители главного героя. Автор выстраивает систему героев так, что Дениске легче осваивать жизнь, преодолевать противоречия. Писателю важен не только взгляд Дениски на мир, но и реакция других героев на события или поступки главного героя.

 Внутренний мир человека -это его духовный мир, состоящий из его чувств,

мыслей, представлений об окружающей действительности.

О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам. И мы видим какой богатый мир у главного героя рассказа "Друг детства".

Об этом свидетельствует его поступок. Когда мама предложила ему в качестве боксёрской груши плюшевого мишку, Дениска сначала обрадовался, но потом вспомнил как проводил с ним всё своё время, не расставался с ним. Нахлынувшие воспоминания заставили мальчика отказаться не только от "новой груши", но и вообще от желания стать боксёром. Это говорит о том, что у него доброе и преданное сердце.

 

О. Кургузов «Мы пишем рассказ»

Главные герои рассказа Олега Кургузова «Мы пишем рассказ» из книги «Рассказы маленького мальчика» — мальчик и его папа. Однажды весной они сидели у окна, и папа предложил сыну написать художественный рассказ. Мальчик спросил у папы, про что будет этот рассказ, и папа предложил сочинить рассказ о дереве, которое росло под окном.

Они стали смотреть на дерево, и думать над рассказом. Но тут к дереву подбежал мальчишка из соседнего подъезда и стал качаться на ветке. Папа и сын стали ему кричать, чтобы мальчишка отошел от дерева, потому что они пишут про него рассказ. Мальчишка удивился и убежал.

Но вскоре он вернулся со своими друзьями, они встали вокруг дерева и стали его пристально рассматривать. Потом они стали спрашивать у мальчика и его папы, почему те пишут рассказ про дерево? Папа и сын сказали, что это дерево особенное.

Узнав об этом, мальчишки сбегали за кольями и проволокой и огородили дерево. А еще они повесили на ограду бумагу, в которой написали, что про это дерево пишут рассказ. После этого папа и сын пошли обедать, отложив сочинение рассказа на будущее.

Они так и не вернулись к сочинению рассказа. Прошла весна, за ней лето. В конце лета на дереве выросли красивые яблоки золотого цвета.

Папа и сын удивлялись, рассматривая яблоню, а потом они обратили внимание на остальные деревья, растущие во дворе. Остальные деревья были в плачевном состоянии, они все были ободраны, потому что про них никто не писал рассказ, и дворовые мальчишки с ними не деликатничали.

Увидев такую картину, папа предложил сыну написать рассказ про все деревья, растущие во дворе. Он сказал, что тогда у них под окном будет настоящий сад. Сын обрадовался, и сказал, что искусство – великая сила. И папа с сыном стали писать рассказ про сад.

Главная мысль рассказа Кургузова «Мы пишем рассказ» заключается в том, что бережное отношение к природе надо воспитывать с самого раннего возраста. Мальчишки во дворе грубо обращались с деревьями, потому что им никто не объяснил, что деревья следует беречь. И только одно дерево они оставили в покое, потому что про это дерево папа и сын писали рассказ.

Рассказ Кургузова «Мы пишем рассказ» учит любить природу и активно защищать ее от посягательств агрессоров. Мальчик и его папа, увидев результат, решили написать рассказ про все деревья, растущие во дворе, чтобы к этим деревьям относились бережно.

В рассказе мне понравились главные герои, мальчик и его папа, которые заботились о судьбе насаждений двора. Про любое дерево можно написать рассказ, надо только внимательно понаблюдать за ним. Наверняка найдется что-то такое, что можно интересно описать, подать в необычном ключе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: