Свободное время – это, во-первых, время непреложных затрат,
во-вторых, досуговое время,
в-третьих – особо возвышенная деятельность.
Досуг – отдых, развлечение и потребление культурных ценностей. Задача – восстановление физического и психологического потенциала личности.
Всё, что связано с процессом создания духовных ценностей, - особо возвышенная деятельность.
Исполнительская деятельность является переходным моментом от досуговых занятий к особо возвышенной деятельности.
Досуг является питательной средой для особо возвышенной деятельности; чем содержательнее досуг, тем благоприятнее переход к особо возвышенной деятельности. Переход является процессом направленным и осуществляется под социально значимым контролем.
Уровни перехода:
1. Потребление развлекательной информации.
2. Потребление познавательной информации.
3. Активная деятельность исполнительского характера.
4. Активная деятельность созидательного характера.
|
|
Переход к потреблению более высокого порядка ставит перед работниками КДУ ряд задач:
а). формирование этих потребностей;
б). удовлетворение, дальнейшее развитие потребностей к особо возвышенной деятельности.
Роль культурно-досуговых учреждений в формировании потребностей
1. Самодеятельное творчество в России носит общегосударственный характер. Существуют органы управления (министерство, департаменты культуры, информационно-методические центры); учебные заведения, готовящие профессиональные кадры; культурно-досуговые учреждения финансируются государством.
2. Культурно-досуговое учреждение является специфическим учреждением, где реализуются потребности в творческой деятельности.
3. КДУ ведёт пропаганду самодеятельного творчества в широком смысле слова.
Сущностные признаки самодеятельности.
I. Решающий признак самодеятельности – добровольность деятельности субъекта. Добровольность – действие на основе собственной воли, отрицание какого-либо принуждения.
II. Активность, инициатива субъекта. Определённое действие в реализации своих сущностных сил, своих потребностей, интересов. Участники самодеятельности активны, как правило, и в других видах деятельности.
III. Внутренняя духовная мотивация субъекта. Внутренняя свобода человека. Что движет его поступками, его деятельностью? Интерес к какому-либо жанру, желание развивать свои способности, повышение самооценки, стремление к совершенству, с пользой провести свободное время, получение удовольствия, наслаждения, расширение круга общения, мода на определённые виды деятельности. Могут быть недуховные, эгоистические мотивы – участвовать в коллективе, который часто выезжать за границу.
|
|
Мотивы участия в самодеятельном творчестве.
1. Интеллектуальные мотивы – мотивы самого высокого уровня. Проявляются обычно в техническом и научном творчестве, реже в художественном.
2. Творческие мотивы, связанные с самовыражением (в авторских видах творчества).
3. Коммуникативные мотивы, связанные с общением (минимум – в индивидуальных видах творчества, максимум – в групповых).
4. Адаптационные мотивы связаны с модой, престижем, ценностной ориентацией, подражанием.
5. Рекреационные мотивы связаны с отдыхом, восстановлением физических и эмоциональных сил.
6. Компенсаторские мотивы связаны с предыдущими, но здесь речь идёт не столько о переключении на другую форму занятий, сколько об осознанной неудовлетворённости трудовой деятельностью, когда человек ищет в других видах деятельности.
Стимулы участия в самодеятельном творчестве
1. Общественно-политические стимулы предполагают вовлечение личности в творческую деятельность с общественно-политическими целями.
2. Собственно-моральные стимулы связаны с принципами коллективизма и взаимной поддержки (признание коллектива, рост уважения).
3. Художественно-творческие стимулы – участие в концертах, смотрах, конкурсах, фестивалях.
4. Престижные стимулы – все формы поощрения, при которых участие в самодеятельном творчестве высоко оценивается обществом, коллективом, отдельными людьми, об участниках пишут в прессе, снимают на телевидении, им подражают, их ценят и т. д.
5. Переходные стимулы (от моральных к материальным) – дипломы, звания, места в соревнованиях, знаки отличия и т.д.
6. Материальные стимулы, в полном смысле этого слова, - премии, бесплатные путёвки, зарплата, ценные подарки и т. п.
IV. Самодеятельное творчество протекает в сфере свободного времени. В свободное время включаются затраты на следующие занятия:
- учёба и повышение квалификации кадров;
- общественная работа;
- творческие и любительские занятия;
- пользование средствами массовой информации;
- посещение учреждений культуры и зрелищ;
- общение;
-занятия физкультурой и спортом;
- пассивный отдых и другие виды занятий.
Свободное время представляет большую ценность как для каждого человека, так и для общества в целом. Оно – необходимое временное пространство для ряда важных видов деятельности. Свободное время – специфическая, нематериальная форма богатства каждого человека, семьи и общества.