Тема : Сущностные и специфические признаки самодеятельного творчества в культурно-досуговых учреждениях

Свободное время – это, во-первых, время непреложных затрат,

                                     во-вторых, досуговое время,

                                     в-третьих – особо возвышенная деятельность.

Досуг – отдых, развлечение и потребление культурных ценностей. Задача – восстановление физического и психологического потенциала личности.

Всё, что связано с процессом создания духовных ценностей, - особо возвышенная деятельность.

Исполнительская деятельность является переходным моментом от досуговых занятий к особо возвышенной деятельности.

Досуг является питательной средой для особо возвышенной деятельности; чем содержательнее досуг, тем благоприятнее переход к особо возвышенной деятельности. Переход является процессом направленным и осуществляется под социально значимым контролем.

Уровни перехода:

1. Потребление развлекательной информации.

2. Потребление познавательной информации.

3. Активная деятельность исполнительского характера.

4. Активная деятельность созидательного характера.

Переход к потреблению более высокого порядка ставит перед работниками КДУ ряд задач:

а). формирование этих потребностей;

б). удовлетворение, дальнейшее развитие потребностей к особо возвышенной деятельности.

Роль культурно-досуговых учреждений в формировании потребностей

1. Самодеятельное творчество в России носит общегосударственный характер. Существуют органы управления (министерство, департаменты культуры, информационно-методические центры); учебные заведения, готовящие профессиональные кадры; культурно-досуговые учреждения финансируются государством.

2. Культурно-досуговое учреждение является специфическим учреждением, где реализуются потребности в творческой деятельности.

3. КДУ ведёт пропаганду самодеятельного творчества в широком смысле слова.

 

         Сущностные признаки самодеятельности.

I.  Решающий признак самодеятельности – добровольность деятельности субъекта. Добровольность – действие на основе собственной воли, отрицание какого-либо принуждения.

II.   Активность, инициатива субъекта. Определённое действие в реализации своих сущностных сил, своих потребностей, интересов. Участники самодеятельности активны, как правило, и в других видах деятельности.

III.   Внутренняя духовная мотивация субъекта. Внутренняя свобода человека. Что движет его поступками, его деятельностью? Интерес к какому-либо жанру, желание развивать свои способности, повышение самооценки, стремление к совершенству, с пользой провести свободное время, получение удовольствия, наслаждения, расширение круга общения, мода на определённые виды деятельности. Могут быть недуховные, эгоистические мотивы – участвовать в коллективе, который часто выезжать за границу.

 

   Мотивы участия в самодеятельном творчестве.

1. Интеллектуальные мотивы – мотивы самого высокого уровня. Проявляются обычно в техническом и научном творчестве, реже в художественном.

2. Творческие мотивы, связанные с самовыражением (в авторских видах творчества).

3. Коммуникативные мотивы, связанные с общением (минимум – в индивидуальных видах творчества, максимум – в групповых).

4.   Адаптационные мотивы связаны с модой, престижем, ценностной ориентацией, подражанием.

5. Рекреационные мотивы связаны с отдыхом, восстановлением физических и эмоциональных сил.

6. Компенсаторские мотивы связаны с предыдущими, но здесь речь идёт не столько о переключении на другую форму занятий, сколько об осознанной неудовлетворённости трудовой деятельностью, когда человек ищет в других видах деятельности.

              Стимулы участия в самодеятельном творчестве

1. Общественно-политические стимулы предполагают вовлечение личности в творческую деятельность с общественно-политическими целями.

2. Собственно-моральные стимулы связаны с принципами коллективизма и взаимной поддержки (признание коллектива, рост уважения).

3. Художественно-творческие стимулы – участие в концертах, смотрах, конкурсах, фестивалях.

4. Престижные стимулы – все формы поощрения, при которых участие в самодеятельном творчестве высоко оценивается обществом, коллективом, отдельными людьми, об участниках пишут в прессе, снимают на телевидении, им подражают, их ценят и т. д.

5. Переходные стимулы (от моральных к материальным) – дипломы, звания, места в соревнованиях, знаки отличия и т.д.

6. Материальные стимулы, в полном смысле этого слова, - премии, бесплатные путёвки, зарплата, ценные подарки и т. п.

 

IV. Самодеятельное творчество протекает в сфере свободного времени. В свободное время включаются затраты на следующие занятия:   

- учёба и повышение квалификации кадров;

- общественная работа;

- творческие и любительские занятия;

- пользование средствами массовой информации;

- посещение учреждений культуры и зрелищ;

- общение;

-занятия физкультурой и спортом;

- пассивный отдых и другие виды занятий.

Свободное время представляет большую ценность как для каждого человека, так и для общества в целом. Оно – необходимое временное пространство для ряда важных видов деятельности. Свободное время – специфическая, нематериальная форма богатства каждого человека, семьи и общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: