Т.5.2. Функции художественной самодеятельности

Функции свободного времени (досуга).

А). Функции отдыха, или рекреативная функция, - восстановление сил, затраченных на производстве, в сфере труда, смена деятельности, эмоциональное переключение.

Б). Гедонистическа я функция (Гедонис – бог удовольствия), или функция развлечения – реализация потребности в радости, наслаждении, положительных эмоций.

В). Функция развития личности – усвоение знаний, умений и навыков.

Функции социально-культурной деятельности.

А). Воспитательная. В самодеятельном коллективе реализуется опосредованно. Руководитель в роли воспитателя через творческую деятельность воздействует на личность, изменяя её качества в лучшую сторону.

Б). Созидательно-творческая. Руководитель самодеятельного коллектива создаёт творческую атмосферу, побуждает участников к творческой деятельности, созданию нечто нового, самобытного и оригинального или хотя бы элементов творчества. Не все виды и жанры самодеятельности являются творческими, многие из них – репродуктивные.

В). Просветительная, или информационно-комментаторская. Получение какой-либо информации, знаний в процессе творческой деятельности с комментариями руководителя коллектива.

Г). Гедонистическая – реализация потребности в радости, наслаждении, положительных эмоциях в процессе занятий любимым видом творчества.

Д). Коммуникативная – функция общения. В самодеятельном коллективе реализуется более качественно, так как здесь происходит общение с людьми, имеющими такие же интересы и потребности в творчестве.

Е). Функция культурного посредничества - участники самодеятельности пропагандируют своим творчеством тот или иной жанр искусства, тем самым являются посредниками между аудиторией, населением и профессиональным искусством.

                        3. Частные  функции.

  Рассматривая частные функции, следует отметить, что система взглядов на классификацию явлений культуры, а тем более на функции каждого вида, находится в процессе становления. Однако какому бы виду культуры самодеятельность ни принадлежала, она является подсистемой общей культуры в целом, а общей же направленностью культуры является социализация, гуманизация, «очеловечивание» человека, развитие его сущностных сил и способностей. Содержанием любого вида культуры       (политической или технической) является развитие соответствующих способностей человека (политических или технических).

ВЫВОД: В первых двух случаях определяются общие функции самодеятельности, присущие всем её видам. Что касается третьего, то здесь обнаруживаются функции, присущие одним видам и не свойственные другим. Таким образом, природа самодеятельного творчества полифункциональна.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение термина «функция».

2. Дайте определение понятию «функции самодеятельности».

3. Раскройте  классификацию функций самодеятельного творчества Евгении Ивановны Смирновой.

 

(Цукерман В.С. «Сущность, структура и основные

характеристики художественной самодеятельности»)

Т.5.2. Функции художественной самодеятельности

       О функциях художественной самодеятельности к настоявшему времени написано весьма много. От простого перечисления функций, без соблюдения принципа необходимости и достаточности, когда к предложенному списку без ущерба для целостности кон­цепции можно прибавить еще какой-либо компонент, исследователи перешли к глубокому многоуровневому анализу функциональной структуры изучаемого феномена. Таковы, например, работы Ю.Е.Соколовского и В.Б.Чурбанова.

В концепции Ю.Е.Соколовского привлекает понимание неод­нородной, многозначной природы художественной самодеятельности как явления, с одной стороны, художественной культуры, а с дру­гой – культурно-воспитательной деятельности. Справедливо и де­ление Ю. Е. Соколовским функций самодеятельности на внешние, связанные с ее воздействием на зрителей (слушателей), и внутрен­ние, ориентированные на решение задач внутри самодеятельного коллектива.

В.Б.Чурбанов подходит к структурированию функций самодея­тельности с иных позиций. Он также совершенно справедливо про­водит мысль о многофункциональном характере художественной самодеятельности и необходимости выделения групп функций, каж­дая из которых выполняет свою роль.

Первую группу, по его мнению, составляют автоцелевые функции, то есть такие, по отношению к которым художественная самодеятельность выступает как самоцель - функция, осуществле­ния трудящимися права на художественное творчество и функции эстетического воспитания как стороны всестороннего и гармонического развития личности.

Вторая, более обширная группа – инструментальные функции, направленные на идейно-политическое воспитание как участников самодеятельности, так и ее зрителей и слушателей.

И, наконец, «третья группа функций художественной самодея­тельности - разрешение некоторых социальных проблем, лежащих за пределами собственно искусства. К таким проблемам относятся, к примеру, обеспечение содержательности досуга...; обогащение межличностных связей» и т.д.

В классификации, предложенной В.Чурбановым, особенно ценно выделение специфических и неспецифических функций художественной самодеятельности, понимание ее полифункционального характера, выход к таким проблемам, которые, как правило, не рассматриваются при анализе функций самодеятельного твор­чества.

В целом, однако, концепции Ю.Е.Соколовского и В.Б.Чур­банова страдают рядом недостатков. Их классификациям явно не хватает «объемности»: функции самодеятельности существенно различаются по уровням, по степени их всеобщности и частности. Не­обходимо, на наш взгляд, разграничить по возможности функции, характеризующие всю художественную самодеятельность, и те из них, которые связаны либо с участниками, либо со слушателями и зрителями; следует установить иерархию функций, особенно приме­нительно к главному «блоку» самодеятельности – ее участникам – и, наконец, охватить эти функции наиболее полно. В известной мере выявлению функций самодеятельности помогает анализ моти­вов участия в ней.Мотивы участия в самодеятельности перепле­тены между собой, и трудно найти человека, который руководство­вался бы только одним из них.

Ведущими являются те мотивы, которые связаны с художественными интересами опрошенных. Ин­тересы эти, как правило, не связаны с какими-либо целями, дости­жение которых возможно лишь за пределами самодеятельного коллектива (лишь немногим более одной десятой опрошенных рассчитывают в будущем на профессионализацию в сфере искусства). Характерно, что только четверть участников опроса предполагает у себя наличие выраженных художественных способностей, и это верно, ибо, по справедливому замечанию В.В.Савельева, «не развитая способность – условие участия в творческой деятельности, а, напротив, участие в самодеятельности – условие развития способностей».

    Вторая по распространенности группа мотивов связана с ориентацией на самодеятельный коллектив как центр общения, глав­ным образом по поводу и в связи с искусством.

Третьямотивы рекреационного плана. Их также нельзя пол­ностью сводить только к стремлению отдохнуть, развлечься и т. п. Ведь существуют и другие, менее напряженные, требующие мень­шей самоотдачи и трудовых затрат формы отдыха. Поэтому в дан­ном случае речь идет не столько об отдыхе и развлечении вообще, сколько о таком отдыхе, который связан с активной деятельностью в сфере искусства в близком человеку по духу и интересам кол­лективе.

Четвертая группа мотивов направлена на реализацию престиж­ных потребностей личности и получение тех или иных льгот, кото­рыми может стимулироваться участие в самодеятельности. И по отношению к этим мотивам было бы неверным, на наш взгляд, суждение, относящее их только к внехудожественным и своекорыст­ным. Вернее было бы сказать о какой-то особой стороне отношения к самодеятельности у данной группы лиц, не исключающей и худо­жественно-творческих моментов участия.

К пятой группе мы бы отнесли мотив компенсаторского характера, выражающиеся в ответах типа «увидеть и пережить то, что не могу увидеть и пережить в жизни».

    Исследование мотивов участия в самодеятельности, а также тео­ретический анализ сущности и содержания художественной самоде­ятельности позволяют выделить ее функции.

 

Деление функций целесообразно, во-первых, по степени их все­общности, а, во-вторых, с точки зрения их специфичност и именно для художественной самодеятельности. В этом плане мы подразде­ляем функции на:

- всеобщие, характеризующие художественную самодеятельность в целом и относящиеся как к ее участникам, так и к лицам, воспринимающим самодеятельное искусство,

- общие, ко­торые специфичны, для всех членов самодеятельных коллективов,

- частные, касающиеся не всех, а лишь какой-то группы участников самодеятельности или отдельных ее жанров.

В свою очередь, к спе­цифическим мы относим функции, проистекающие из своеобразия самодеятельности, как единого в своей целостности социально-худо­жественного феномена,

а к неспецифическим – те из них, которые характеризуют деятельность всякого, а не только художественного самодеятельного коллектива или цели которых могли бы быть до­стигнуты и иными средствами, помимо художественной самодея­тельности.

 

Руководствуясь этими соображениями, мы представляем сле­дующую схему иерархии и соотношения функций художественной самодеятельности. ( В.С.Цукерман).

Всеобщие специфические функции.

1. Функция всестороннего и гармонического развития личности средствами искусства.). Естественно, что в таком качестве она касается и участников, и реци­пиентов (зрителей, потребителей) самодеятельности. В сущности, если отвлечься от некото­рых особенностей воздействия на публику именно самодеятельного искусства (особого рода контакты с аудиторией, качество испол­нения и т. д.), эта функция совпадает с характеристиками воздей­ствия на реципиентов искусства в целом, в данном случае прогрес­сивного искусства в условиях социализма. Осуществление указанной функции реализуется через ряд подфункций, важнейшие из которых:

а) эстетическая, связанная с эмоционально-чувственным харак­тером искусства, с формированием и развитием эстетических чувств, вкусов, идеалов и т. п., без чего невозможно гармоническое развитие личности;

б) воспитательная. Она связана, в первую очередь, художественным воспитанием трудящихся, но через искусство и его средствами воздействует и на другие направления воспитания - идейно-политическое, нравственное и т. д.;

в) просветительно-пропагандистская. Самодеятельность выступает как одно из средств художественного образования, пропаганды искусства и как форма просвещения, образования и про­паганды вообще;

г) художественно-коммуникативная. Понятно, что поскольку и художественно-творческая деятельность, и восприятие искусства возможны лишь через общение людей, художественная самодея­тельность является и одним из видов коммуникации по поводу искусства. Особый характер коммуникации и делает эту функцию спе­цифической.

 

2. Гедонистическая функция. Художественная самодеятельность доставляет наслаждение, удовольствие ее участникам и зрителям (слушателям). В противном случае ее функционирование 6ыIоo бы невозможно. Поскольку это особое, художественное наслаждение, мы считаем данную функцию специфической.

Все названные выше функции относятся к тем, которые специ­фически присущи именно художественной самодеятельности как явлению художественной культуры. Они не могут быть «безболез­ненно» вычленены из нее, ибо представляют собой не что-то внеш­нее по отношению к самодеятельному художественному творчеству, не инструмент для достижения каких-либо лежащих за пределами искусства целей, а имманентное свойство искусства вообще и ху­дожественной самодеятельности в частности.

 

Всеобщие неспецифические функции самодеятельности. Цели каждой из них могли бы быть достигнуты и другими средствами, помимо художественной самодеятельности. Но она, так сказать, попутно эти задачи, общие для субъекта и объекта самодеятельного творчества.

1. Функция социальной активизации личности. Социально активизирующая роль участия в самодеятельности не вызывает ни­каких сомнений. В этом же качестве, может быть, в меньшей мере она выступает и по отношению к реципиентам самодеятельного искусства. Выступления самодеятельных коллективов, как правило, нацеливают трудящихся на решение определенных народнохозяй­ственных задач, искоренение недостатков (ocoбенно это относится к агитбригадам и подобным им жанрам), подъем культурного уров­ня населения, пропагандируют социалистический образ жизни.

2. Функция обеспечения содержательности досуга. Он, разуме­ется, может быть реализован и иным образом. Участие в само­деятельности и общение с самодеятельным искусством – одна из эффективных форм проведения свободного времени.

3. Рекреационная функция. Она близка к указанной нами выше, хотя и не совпадает с ней полностью. Художественная самодея­тельность предоставляет для ее участников и реципиентов возможности отдыха (более или менее активного) и развлечения, не теряя при этом своей глубокой содержательности и общественной значи­мости.       

 

Общие специфические функции. К ним, как уже говорилось, мы относим те функции, которые специфичны для всех участников художественных коллективов и проистекают из природы самодеятельности как не только социального, но и художественного явления.

1. Функции самореализации, пронизывающие все виды дея­тельности в художественном коллективе. Самореализация, как из­вестно, это такой вид активности личности, когда объектом ее деятельности являются ее собственные сущностные силы. Каковы бы ни были мотивы участия в самодеятельности, ее участники реализуют и развивают свои сущностные силы через искусство в любой сфepe отношений – общения, творчества, удовлетворения престижных запросов (для этого нужно как-то выразить себя, чтобы полу­чить престижную оценку) и др. Самореализация личности осуществляется не только в области самодеятельного творчества, но здесь, как, впрочем, и в других видах деятельности, принимает специфическую форму, воплощаясь через художественно-творческие усилия.

2. Художественно-творческая. Уровень творчества в различных коллективах неодинаков, но элементы его присутствуют обязательно, хотя бы в плане самовоспитания, самообразования и т. п.

3. Художественно-обучающая, которая по-другому может быть названа учебно-тренировочной. Самодеятельный коллектив немыс­лим без учебно-тренировочных занятий: их организация - одно из важнейших условий успешной работы коллектива.

 

Общие неспецифические функции.

1. Функция самоорганизации направленная на оптимизацию всей деятельности коллектива, основанного на добровольных началах. Никакие организационные уси­лия извне со стороны руководителя кружка не принесут успеха, если коллектив не построен на основах добровольной дисциплины инициативы, всеобщей заинтересованности, если он не выступает в качестве самонастраивающейся и самоорганизующейся системы.

2. Коллективистская функция, рассматриваемая как средство обогащения и совершенствования межличностных связей, что в ко­нечном итоге способствует их укреплению и в иных - трудовых и   учебных коллективах.

    3. Аксиологическая, направленная на выработку принятой дан­ным коллективом и, как правило, общественно-значимой системы ценностных ориентаций и предпочтений.

Частные функции. Они подразделяются, в свою очередь, на:

а) функции руководителей самодеятельного коллектива;

б) функции участников.

 

    В первом случае речь идет об организационно-педагогических функциях, осуществляемых данной группой лиц, а именно функциях организации, руководства и управления.

        

       Во втором случае говорится о функциях, которые касаются не всех, а лишь определенной части самодеятельных артистов:

а) функции, связанные с деятельностью некоторых участников данного коллектива - организационная, культурно-воспитательная  и пр., осуществляемые активом;

б) функции, xapaктерныe для определенных жанров художе­ственной самодеятельности - развитие способностей, навыков, спе­цифических для различных видов искусства и форм художественной деятельности.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте классификацию функций самодеятельного творчества Ю.Е.Соколовского.

2. Раскройте классификацию функций самодеятельного творчества В.Б.Чурбанова.

 

3. Раскройте классификацию функций самодеятельного творчества В.С.Цукермана.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: