Функции свободного времени (досуга).
А). Функции отдыха, или рекреативная функция, - восстановление сил, затраченных на производстве, в сфере труда, смена деятельности, эмоциональное переключение.
Б). Гедонистическа я функция (Гедонис – бог удовольствия), или функция развлечения – реализация потребности в радости, наслаждении, положительных эмоций.
В). Функция развития личности – усвоение знаний, умений и навыков.
Функции социально-культурной деятельности.
А). Воспитательная. В самодеятельном коллективе реализуется опосредованно. Руководитель в роли воспитателя через творческую деятельность воздействует на личность, изменяя её качества в лучшую сторону.
Б). Созидательно-творческая. Руководитель самодеятельного коллектива создаёт творческую атмосферу, побуждает участников к творческой деятельности, созданию нечто нового, самобытного и оригинального или хотя бы элементов творчества. Не все виды и жанры самодеятельности являются творческими, многие из них – репродуктивные.
|
|
В). Просветительная, или информационно-комментаторская. Получение какой-либо информации, знаний в процессе творческой деятельности с комментариями руководителя коллектива.
Г). Гедонистическая – реализация потребности в радости, наслаждении, положительных эмоциях в процессе занятий любимым видом творчества.
Д). Коммуникативная – функция общения. В самодеятельном коллективе реализуется более качественно, так как здесь происходит общение с людьми, имеющими такие же интересы и потребности в творчестве.
Е). Функция культурного посредничества - участники самодеятельности пропагандируют своим творчеством тот или иной жанр искусства, тем самым являются посредниками между аудиторией, населением и профессиональным искусством.
3. Частные функции.
Рассматривая частные функции, следует отметить, что система взглядов на классификацию явлений культуры, а тем более на функции каждого вида, находится в процессе становления. Однако какому бы виду культуры самодеятельность ни принадлежала, она является подсистемой общей культуры в целом, а общей же направленностью культуры является социализация, гуманизация, «очеловечивание» человека, развитие его сущностных сил и способностей. Содержанием любого вида культуры (политической или технической) является развитие соответствующих способностей человека (политических или технических).
ВЫВОД: В первых двух случаях определяются общие функции самодеятельности, присущие всем её видам. Что касается третьего, то здесь обнаруживаются функции, присущие одним видам и не свойственные другим. Таким образом, природа самодеятельного творчества полифункциональна.
|
|
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение термина «функция».
2. Дайте определение понятию «функции самодеятельности».
3. Раскройте классификацию функций самодеятельного творчества Евгении Ивановны Смирновой.
(Цукерман В.С. «Сущность, структура и основные
характеристики художественной самодеятельности»)
Т.5.2. Функции художественной самодеятельности
О функциях художественной самодеятельности к настоявшему времени написано весьма много. От простого перечисления функций, без соблюдения принципа необходимости и достаточности, когда к предложенному списку без ущерба для целостности концепции можно прибавить еще какой-либо компонент, исследователи перешли к глубокому многоуровневому анализу функциональной структуры изучаемого феномена. Таковы, например, работы Ю.Е.Соколовского и В.Б.Чурбанова.
В концепции Ю.Е.Соколовского привлекает понимание неоднородной, многозначной природы художественной самодеятельности как явления, с одной стороны, художественной культуры, а с другой – культурно-воспитательной деятельности. Справедливо и деление Ю. Е. Соколовским функций самодеятельности на внешние, связанные с ее воздействием на зрителей (слушателей), и внутренние, ориентированные на решение задач внутри самодеятельного коллектива.
В.Б.Чурбанов подходит к структурированию функций самодеятельности с иных позиций. Он также совершенно справедливо проводит мысль о многофункциональном характере художественной самодеятельности и необходимости выделения групп функций, каждая из которых выполняет свою роль.
Первую группу, по его мнению, составляют автоцелевые функции, то есть такие, по отношению к которым художественная самодеятельность выступает как самоцель - функция, осуществления трудящимися права на художественное творчество и функции эстетического воспитания как стороны всестороннего и гармонического развития личности.
Вторая, более обширная группа – инструментальные функции, направленные на идейно-политическое воспитание как участников самодеятельности, так и ее зрителей и слушателей.
И, наконец, «третья группа функций художественной самодеятельности - разрешение некоторых социальных проблем, лежащих за пределами собственно искусства. К таким проблемам относятся, к примеру, обеспечение содержательности досуга...; обогащение межличностных связей» и т.д.
В классификации, предложенной В.Чурбановым, особенно ценно выделение специфических и неспецифических функций художественной самодеятельности, понимание ее полифункционального характера, выход к таким проблемам, которые, как правило, не рассматриваются при анализе функций самодеятельного творчества.
В целом, однако, концепции Ю.Е.Соколовского и В.Б.Чурбанова страдают рядом недостатков. Их классификациям явно не хватает «объемности»: функции самодеятельности существенно различаются по уровням, по степени их всеобщности и частности. Необходимо, на наш взгляд, разграничить по возможности функции, характеризующие всю художественную самодеятельность, и те из них, которые связаны либо с участниками, либо со слушателями и зрителями; следует установить иерархию функций, особенно применительно к главному «блоку» самодеятельности – ее участникам – и, наконец, охватить эти функции наиболее полно. В известной мере выявлению функций самодеятельности помогает анализ мотивов участия в ней.Мотивы участия в самодеятельности переплетены между собой, и трудно найти человека, который руководствовался бы только одним из них.
Ведущими являются те мотивы, которые связаны с художественными интересами опрошенных. Интересы эти, как правило, не связаны с какими-либо целями, достижение которых возможно лишь за пределами самодеятельного коллектива (лишь немногим более одной десятой опрошенных рассчитывают в будущем на профессионализацию в сфере искусства). Характерно, что только четверть участников опроса предполагает у себя наличие выраженных художественных способностей, и это верно, ибо, по справедливому замечанию В.В.Савельева, «не развитая способность – условие участия в творческой деятельности, а, напротив, участие в самодеятельности – условие развития способностей».
|
|
Вторая по распространенности группа мотивов связана с ориентацией на самодеятельный коллектив как центр общения, главным образом по поводу и в связи с искусством.
Третья – мотивы рекреационного плана. Их также нельзя полностью сводить только к стремлению отдохнуть, развлечься и т. п. Ведь существуют и другие, менее напряженные, требующие меньшей самоотдачи и трудовых затрат формы отдыха. Поэтому в данном случае речь идет не столько об отдыхе и развлечении вообще, сколько о таком отдыхе, который связан с активной деятельностью в сфере искусства в близком человеку по духу и интересам коллективе.
Четвертая группа мотивов направлена на реализацию престижных потребностей личности и получение тех или иных льгот, которыми может стимулироваться участие в самодеятельности. И по отношению к этим мотивам было бы неверным, на наш взгляд, суждение, относящее их только к внехудожественным и своекорыстным. Вернее было бы сказать о какой-то особой стороне отношения к самодеятельности у данной группы лиц, не исключающей и художественно-творческих моментов участия.
К пятой группе мы бы отнесли мотив компенсаторского характера, выражающиеся в ответах типа «увидеть и пережить то, что не могу увидеть и пережить в жизни».
Исследование мотивов участия в самодеятельности, а также теоретический анализ сущности и содержания художественной самодеятельности позволяют выделить ее функции.
|
|
Деление функций целесообразно, во-первых, по степени их всеобщности, а, во-вторых, с точки зрения их специфичност и именно для художественной самодеятельности. В этом плане мы подразделяем функции на:
- всеобщие, характеризующие художественную самодеятельность в целом и относящиеся как к ее участникам, так и к лицам, воспринимающим самодеятельное искусство,
- общие, которые специфичны, для всех членов самодеятельных коллективов,
- частные, касающиеся не всех, а лишь какой-то группы участников самодеятельности или отдельных ее жанров.
В свою очередь, к специфическим мы относим функции, проистекающие из своеобразия самодеятельности, как единого в своей целостности социально-художественного феномена,
а к неспецифическим – те из них, которые характеризуют деятельность всякого, а не только художественного самодеятельного коллектива или цели которых могли бы быть достигнуты и иными средствами, помимо художественной самодеятельности.
Руководствуясь этими соображениями, мы представляем следующую схему иерархии и соотношения функций художественной самодеятельности. ( В.С.Цукерман).
Всеобщие специфические функции.
1. Функция всестороннего и гармонического развития личности средствами искусства.). Естественно, что в таком качестве она касается и участников, и реципиентов (зрителей, потребителей) самодеятельности. В сущности, если отвлечься от некоторых особенностей воздействия на публику именно самодеятельного искусства (особого рода контакты с аудиторией, качество исполнения и т. д.), эта функция совпадает с характеристиками воздействия на реципиентов искусства в целом, в данном случае прогрессивного искусства в условиях социализма. Осуществление указанной функции реализуется через ряд подфункций, важнейшие из которых:
а) эстетическая, связанная с эмоционально-чувственным характером искусства, с формированием и развитием эстетических чувств, вкусов, идеалов и т. п., без чего невозможно гармоническое развитие личности;
б) воспитательная. Она связана, в первую очередь, художественным воспитанием трудящихся, но через искусство и его средствами воздействует и на другие направления воспитания - идейно-политическое, нравственное и т. д.;
в) просветительно-пропагандистская. Самодеятельность выступает как одно из средств художественного образования, пропаганды искусства и как форма просвещения, образования и пропаганды вообще;
г) художественно-коммуникативная. Понятно, что поскольку и художественно-творческая деятельность, и восприятие искусства возможны лишь через общение людей, художественная самодеятельность является и одним из видов коммуникации по поводу искусства. Особый характер коммуникации и делает эту функцию специфической.
2. Гедонистическая функция. Художественная самодеятельность доставляет наслаждение, удовольствие ее участникам и зрителям (слушателям). В противном случае ее функционирование 6ыIоo бы невозможно. Поскольку это особое, художественное наслаждение, мы считаем данную функцию специфической.
Все названные выше функции относятся к тем, которые специфически присущи именно художественной самодеятельности как явлению художественной культуры. Они не могут быть «безболезненно» вычленены из нее, ибо представляют собой не что-то внешнее по отношению к самодеятельному художественному творчеству, не инструмент для достижения каких-либо лежащих за пределами искусства целей, а имманентное свойство искусства вообще и художественной самодеятельности в частности.
Всеобщие неспецифические функции самодеятельности. Цели каждой из них могли бы быть достигнуты и другими средствами, помимо художественной самодеятельности. Но она, так сказать, попутно эти задачи, общие для субъекта и объекта самодеятельного творчества.
1. Функция социальной активизации личности. Социально активизирующая роль участия в самодеятельности не вызывает никаких сомнений. В этом же качестве, может быть, в меньшей мере она выступает и по отношению к реципиентам самодеятельного искусства. Выступления самодеятельных коллективов, как правило, нацеливают трудящихся на решение определенных народнохозяйственных задач, искоренение недостатков (ocoбенно это относится к агитбригадам и подобным им жанрам), подъем культурного уровня населения, пропагандируют социалистический образ жизни.
2. Функция обеспечения содержательности досуга. Он, разумеется, может быть реализован и иным образом. Участие в самодеятельности и общение с самодеятельным искусством – одна из эффективных форм проведения свободного времени.
3. Рекреационная функция. Она близка к указанной нами выше, хотя и не совпадает с ней полностью. Художественная самодеятельность предоставляет для ее участников и реципиентов возможности отдыха (более или менее активного) и развлечения, не теряя при этом своей глубокой содержательности и общественной значимости.
Общие специфические функции. К ним, как уже говорилось, мы относим те функции, которые специфичны для всех участников художественных коллективов и проистекают из природы самодеятельности как не только социального, но и художественного явления.
1. Функции самореализации, пронизывающие все виды деятельности в художественном коллективе. Самореализация, как известно, это такой вид активности личности, когда объектом ее деятельности являются ее собственные сущностные силы. Каковы бы ни были мотивы участия в самодеятельности, ее участники реализуют и развивают свои сущностные силы через искусство в любой сфepe отношений – общения, творчества, удовлетворения престижных запросов (для этого нужно как-то выразить себя, чтобы получить престижную оценку) и др. Самореализация личности осуществляется не только в области самодеятельного творчества, но здесь, как, впрочем, и в других видах деятельности, принимает специфическую форму, воплощаясь через художественно-творческие усилия.
2. Художественно-творческая. Уровень творчества в различных коллективах неодинаков, но элементы его присутствуют обязательно, хотя бы в плане самовоспитания, самообразования и т. п.
3. Художественно-обучающая, которая по-другому может быть названа учебно-тренировочной. Самодеятельный коллектив немыслим без учебно-тренировочных занятий: их организация - одно из важнейших условий успешной работы коллектива.
Общие неспецифические функции.
1. Функция самоорганизации направленная на оптимизацию всей деятельности коллектива, основанного на добровольных началах. Никакие организационные усилия извне со стороны руководителя кружка не принесут успеха, если коллектив не построен на основах добровольной дисциплины инициативы, всеобщей заинтересованности, если он не выступает в качестве самонастраивающейся и самоорганизующейся системы.
2. Коллективистская функция, рассматриваемая как средство обогащения и совершенствования межличностных связей, что в конечном итоге способствует их укреплению и в иных - трудовых и учебных коллективах.
3. Аксиологическая, направленная на выработку принятой данным коллективом и, как правило, общественно-значимой системы ценностных ориентаций и предпочтений.
Частные функции. Они подразделяются, в свою очередь, на:
а) функции руководителей самодеятельного коллектива;
б) функции участников.
В первом случае речь идет об организационно-педагогических функциях, осуществляемых данной группой лиц, а именно функциях организации, руководства и управления.
Во втором случае говорится о функциях, которые касаются не всех, а лишь определенной части самодеятельных артистов:
а) функции, связанные с деятельностью некоторых участников данного коллектива - организационная, культурно-воспитательная и пр., осуществляемые активом;
б) функции, xapaктерныe для определенных жанров художественной самодеятельности - развитие способностей, навыков, специфических для различных видов искусства и форм художественной деятельности.
Вопросы для самоконтроля:
1. Раскройте классификацию функций самодеятельного творчества Ю.Е.Соколовского.
2. Раскройте классификацию функций самодеятельного творчества В.Б.Чурбанова.
3. Раскройте классификацию функций самодеятельного творчества В.С.Цукермана.