Содержание курса внеурочной деятельности

Автор программы: Магафурова Ф.Ф., учитель химии

 МАОУ«СОШ № 154 г. Челябинска».

(Интеллектуальная собственность).

Структура рабочей программы

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

3. Тематическое планирование.

 

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

- формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- формирование коммуникативной компетентности в процессе проектной, творческой деятельности;

- формирование понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;

- осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;

- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества;

- признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков, осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуре, интерес и уважение к другим народам;

- стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Метапредметные результаты

- умение анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков;

- умение написать план проекта;

- умение выбрать основание для сравнения контрольных объектов и объектов с измененными условиями внешней среды;

- самостоятельно выбирать условия и критерии для проектной работы;

- умение доказать свою точку зрения, строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Предметные результаты

- формирование понятий «вещество», «тело», «атом», «простое и сложное вещество», «химическое превращение», «правила техники безопасности»;

- понимание значения химической науки для развития экономики страны;

- научиться осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах;

- научиться разрабатывать замысел проекта, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (презентация, экологический плакат, творческий отчет и т.д);

- определять последовательность выполнения действий;

- создавать собственный текст на основе химических производств промышленных предприятий Урала;

- формирование понятий об основных профессиях на промышленных предприятиях Урала.

Содержание курса внеурочной деятельности

№ п/п Основное содержание курса Форма организации Виды деятельности
       
Тема № 1. Введение (3 часа)    
  Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории и при занятиях в домашних условиях. Оборудование и вещества для проведения химических опытов. Химическая посуда. Беседа с элементами демонстрации. Демонстрации опытов: «фараоновы змеи», «дым без огня», «вулкан». Наблюдения за демонстрацией учителя. Описание изменений, происходящих в демонстрационных опытах. Изучение устройства лабораторного оборудования. Рисунки и записи в лабораторный журнал.  
  Что такое вещество? Из чего состоят вещества? Рассказ с элементами беседы и лабораторными опытами. Лабораторные опыты: растворение перманганата калия в воде, растворение поваренной соли в воде. Наблюдение за движением частиц и их взаимодействием. Описание происходящих изменений в лабораторный журнал.
  Простые и сложные вещества. Беседа с демонстрацией коллекций простых и сложных веществ. Демонстрация коллекций простых и сложных веществ. Моделирование молекул водорода и кислорода – простых веществ. Моделирование молекул воды и углекислого газа – сложных веществ. Описание свойств веществ по заданному плану. Сравнение свойств веществ.
Тема № 2 Металлы (15 часов).    
  Железо (6 часов)    
  Зачем людям чугун и сталь? Отличие чугуна от стали. Рассказ с элементами демонстрации.   Демонстрация коллекции «Чугун и сталь». Лабораторный опыт: «Разделение смеси порошка железа и серы при помощи магнита». Описание в лабораторный журнал наблюдаемых явлений. Объяснение изменений.
  Как добывают железо? Что такое руда? Конкурс на лучшее чтение стихов о металлах. Игра-конкурс «Придумай сказку о железе». Составление презентации «Пословицы и поговорки о железе» при помощи интернет-ресурсов и дополнительной литературы.
  «Мечел» - крупнейшее предприятие России по производству чугуна и стали. Экскурсия на проходную «Мечел». Панорама доменных печей. Составление творческого отчета об экскурсии на «Мечел» с фотографиями и рисунками.
  Металлургам говорим мы: "Слава"! Они покорители металла» Круглый стол с родителями обучающихся, работающих на «Мечел». Составление вопросов для круглого стола. Интервьюирование родителей. Выпуск стенгазеты «Мои родственники работают на «Мечел».
  «Урал – опорный край державы, ее добытчик и кузнец!».     Групповой проект «Мои родственники работают на «Мечел». Составление презентации к проекту, работа с интернет-ресурсами, дополнительной литературой.
  «Уральцы, вам, чьи руки золотые ковали здесь победу над врагом!» Экскурсия на проходную Челябинского тракторного завода. Творческий отчет об экскурсии с фотографиями и рисунками
  Медь и цинк (7 часов). Почему провода для телевизоров и компьютеров делают из меди?     _______________   «Минералогический рай под открытым небом». А. Е. Ферсман.     _______________   Полезные и лечебные свойства меди.   ______________   Где производят медь на Урале,   _________________   Зачем стальные изделия покрывают цинком?.   Что такое сплав, зачем сплавы человеку?   _________________   ЧЦЗ – крупнейшее предприятие России по производству цинка.   _____________   Золото.(2 часа). Золото имеет цену.     _________________ И пылинка родной земли – золото.   Рассказ о меди с элементами демонстрации. Викторина о свойствах меди.   _______________________   Экскурсия в Ильменский заповедник.     ______________________   Игра – конкурс. Придумай рассказ о полезных свойствах меди.   _______________________   Групповой проект «Карабашский медеплавильный завод».   _________________________   Конкурс загадок о металлах. «Вопрос – ответ». Ролевая игра «Металлы в жизни человека».     Викторина о сплавах.   _______________________   Экскурсия на проходную ЧЦЗ.     _______________________   Беседа. Стихи, пословицы и поговорки о золоте.     _______________________ Групповой познавательный проект «Золотые месторождения Челябинской области». Демонстрация коллекции «Медь и изделия из меди». Лабораторный опыт: «Бородатый гвоздь» (помещение железного гвоздя в раствор медного купороса). Объяснение наблюдаемых явлений, записи в лабораторный журнал. ___________________   Знакомство с минералами и горными породами Ильменского заповедника. Творческий отчет по экскурсии. Ответ на вопрос: «Почему Ильменский заповедник – это минералогический рай под открытым небом?». __________________   Работа с дополнительной литературой и интернет-ресурсами. Составление презентации о полезных свойствах меди.   ____________________   Составление презентации о Карабашском медеплавильном заводе с использованием интернет-ресурсов и дополнительной литературы. ___________________   Лабораторный опыт: «Взаимодействие гранул цинка с соляной кислотой». Наблюдение и описание происходящих изменений в лабораторный журнал. Демонстрационный опыт: «Хлопушка дьявола»: взаимодействие порошка цинка с порошком серы. Наблюдения за происходящими явлениями. Демонстрация коллекции сплавов. Изучение сплавов: бронза, латунь, мельхиор, дюралий. Составление таблицы.   ___________________   Творческий отчет об экскурсии. Составление презентации о  Челябинском цинковом заводе. ___________________   Демонстрационный опыт «Золотой дождь» (сливание горячих растворов нитрата свинца и иодида калия).       Составление презентации о золотых месторождениях Челябинской области.  
Тема № 3 Строительные материалы (8 часов).    
  Мы с папой строим дом. Диспут «Какие строительные материалы мы выберем для строительства дома?» Защита своего мнения, составление вопросов оппонентам.
  Макет моего дома. Конкурс рисунков и макетов дома. Сделать рисунок или макет дома, который хочешь построить.
  Современные строительные материалы: пеноблок и полистиролбетон. Беседа с элементами демонстрации. Демонстрация коллекции полимеров, пеноблока, полистиролбетона. Демонстрационные опыта по исследованию свойств полиэтилена: А) нагревание пластиковой бутылки над пламенем спиртовки; Б) «сшивание двух отрезков полиэтилена паяльником, В) действие кислот и щелочей на полиэтилен, Г) действие ацетона и этилового спирта на полиэтилен. Наблюдения ведем в лабораторный журнал.
  Предприятие ООО «Полимер» по производству современных строительных материалов. Групповой познавательный проект «Полимер». Составление презентации к проекту, работа с информационными ресурсами.
  Известняк, мел, мрамор. Рассказ с элементами беседы. Лабораторный опыт: Взаимодействие кусочков мрамора с соляной кислотой.
  Коелгинское месторождение мрамора. Групповой познавательный проект. Демонстрация коллекции. Работа над проектом с помощью информационных ресурсов и раздаточных материалов.
  Гранит. Рассказ с элементами беседы. Викторина о строительных материалах. Игра «Шляпа вопросов». Составь вопрос о строительных материалах, заверни в записку, положи в шляпу. По очереди подходим к шляпе, берем записку и как можно полнее отвечаем на вопрос вслух. Остальные оценивают ответ.
  Шедевры мировой культуры, выполненные из мрамора, гранита, известняка. Конкурс на лучшую презентацию. Защита презентаций.
Тема № 4 Мирный атом (5 часов).    
  Энергия нужна всем. Энергия вокруг нас. Рассказ с элементами беседы о видах энергии, используемой человеком   Составление паспорта энергии. Лабораторный опыт: Исследование прыгучести теннисного шарика от температуры.
  Энергия ветра. Ветровые электростанции. Работа с картой: «Энергоресурсы России». На карте указать территории России, где лучше строить ветровые электростанции.
  Энергия Солнца. Рассказ с элементами беседы о солнечных батареях.   Демонстрация рисунка. На рисунке найди сходства и отличия живого дерева и «Солнечного дерева», созданного человеком.
  История атомной промышленности. Рассказ об атомном ледоколе. Работа с дополнительной литературой о значении мирного атома.
  «Атомная печь». Мирный атом. Рассказ о предприятиях атомной промышленности Урала. Составление презентации об использовании атомной энергии в мирных целях.
Тема № 5 Любить природу – значит любить Родину (2 часа)    
  Экология – главная проблема человечества. Защита буклетов «Любить природу – значит любить Родину» Работа над составлением буклетов, посвященных Году экологии.
  Мой вклад в защиту природы родного края. Чтение стихов о бережном отношении к природе. Сбор отработанных бытовых батареек, сдача в пункт их переработки. «Сдай батарейку – сохрани природу!».
  Научно-практическая конференция.(1 час). Защита проектов. Работа жюри, выставление баллов на защите проектов.

ИТОГО: 34 часа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: