Автор программы: Магафурова Ф.Ф., учитель химии
МАОУ«СОШ № 154 г. Челябинска».
(Интеллектуальная собственность).
Структура рабочей программы
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
3. Тематическое планирование.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
- формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе проектной, творческой деятельности;
- формирование понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;
- осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;
|
|
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества;
- признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков, осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуре, интерес и уважение к другим народам;
- стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Метапредметные результаты
- умение анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков;
- умение написать план проекта;
- умение выбрать основание для сравнения контрольных объектов и объектов с измененными условиями внешней среды;
- самостоятельно выбирать условия и критерии для проектной работы;
- умение доказать свою точку зрения, строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Предметные результаты
- формирование понятий «вещество», «тело», «атом», «простое и сложное вещество», «химическое превращение», «правила техники безопасности»;
- понимание значения химической науки для развития экономики страны;
- научиться осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах;
- научиться разрабатывать замысел проекта, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (презентация, экологический плакат, творческий отчет и т.д);
- определять последовательность выполнения действий;
- создавать собственный текст на основе химических производств промышленных предприятий Урала;
|
|
- формирование понятий об основных профессиях на промышленных предприятиях Урала.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Основное содержание курса | Форма организации | Виды деятельности |
Тема № 1. | Введение (3 часа) | ||
Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории и при занятиях в домашних условиях. Оборудование и вещества для проведения химических опытов. Химическая посуда. | Беседа с элементами демонстрации. Демонстрации опытов: «фараоновы змеи», «дым без огня», «вулкан». | Наблюдения за демонстрацией учителя. Описание изменений, происходящих в демонстрационных опытах. Изучение устройства лабораторного оборудования. Рисунки и записи в лабораторный журнал. | |
Что такое вещество? Из чего состоят вещества? | Рассказ с элементами беседы и лабораторными опытами. Лабораторные опыты: растворение перманганата калия в воде, растворение поваренной соли в воде. | Наблюдение за движением частиц и их взаимодействием. Описание происходящих изменений в лабораторный журнал. | |
Простые и сложные вещества. | Беседа с демонстрацией коллекций простых и сложных веществ. | Демонстрация коллекций простых и сложных веществ. Моделирование молекул водорода и кислорода – простых веществ. Моделирование молекул воды и углекислого газа – сложных веществ. Описание свойств веществ по заданному плану. Сравнение свойств веществ. | |
Тема № 2 | Металлы (15 часов). | ||
Железо (6 часов) | |||
Зачем людям чугун и сталь? Отличие чугуна от стали. | Рассказ с элементами демонстрации. | Демонстрация коллекции «Чугун и сталь». Лабораторный опыт: «Разделение смеси порошка железа и серы при помощи магнита». Описание в лабораторный журнал наблюдаемых явлений. Объяснение изменений. | |
Как добывают железо? Что такое руда? | Конкурс на лучшее чтение стихов о металлах. Игра-конкурс «Придумай сказку о железе». | Составление презентации «Пословицы и поговорки о железе» при помощи интернет-ресурсов и дополнительной литературы. | |
«Мечел» - крупнейшее предприятие России по производству чугуна и стали. | Экскурсия на проходную «Мечел». Панорама доменных печей. | Составление творческого отчета об экскурсии на «Мечел» с фотографиями и рисунками. | |
Металлургам говорим мы: "Слава"! Они покорители металла» | Круглый стол с родителями обучающихся, работающих на «Мечел». | Составление вопросов для круглого стола. Интервьюирование родителей. Выпуск стенгазеты «Мои родственники работают на «Мечел». | |
«Урал – опорный край державы, ее добытчик и кузнец!». | Групповой проект «Мои родственники работают на «Мечел». | Составление презентации к проекту, работа с интернет-ресурсами, дополнительной литературой. | |
«Уральцы, вам, чьи руки золотые ковали здесь победу над врагом!» | Экскурсия на проходную Челябинского тракторного завода. | Творческий отчет об экскурсии с фотографиями и рисунками | |
Медь и цинк (7 часов). Почему провода для телевизоров и компьютеров делают из меди? _______________ «Минералогический рай под открытым небом». А. Е. Ферсман. _______________ Полезные и лечебные свойства меди. ______________ Где производят медь на Урале, _________________ Зачем стальные изделия покрывают цинком?. Что такое сплав, зачем сплавы человеку? _________________ ЧЦЗ – крупнейшее предприятие России по производству цинка. _____________ Золото.(2 часа). Золото имеет цену. _________________ И пылинка родной земли – золото. | Рассказ о меди с элементами демонстрации. Викторина о свойствах меди. _______________________ Экскурсия в Ильменский заповедник. ______________________ Игра – конкурс. Придумай рассказ о полезных свойствах меди. _______________________ Групповой проект «Карабашский медеплавильный завод». _________________________ Конкурс загадок о металлах. «Вопрос – ответ». Ролевая игра «Металлы в жизни человека». Викторина о сплавах. _______________________ Экскурсия на проходную ЧЦЗ. _______________________ Беседа. Стихи, пословицы и поговорки о золоте. _______________________ Групповой познавательный проект «Золотые месторождения Челябинской области». | Демонстрация коллекции «Медь и изделия из меди». Лабораторный опыт: «Бородатый гвоздь» (помещение железного гвоздя в раствор медного купороса). Объяснение наблюдаемых явлений, записи в лабораторный журнал. ___________________ Знакомство с минералами и горными породами Ильменского заповедника. Творческий отчет по экскурсии. Ответ на вопрос: «Почему Ильменский заповедник – это минералогический рай под открытым небом?». __________________ Работа с дополнительной литературой и интернет-ресурсами. Составление презентации о полезных свойствах меди. ____________________ Составление презентации о Карабашском медеплавильном заводе с использованием интернет-ресурсов и дополнительной литературы. ___________________ Лабораторный опыт: «Взаимодействие гранул цинка с соляной кислотой». Наблюдение и описание происходящих изменений в лабораторный журнал. Демонстрационный опыт: «Хлопушка дьявола»: взаимодействие порошка цинка с порошком серы. Наблюдения за происходящими явлениями. Демонстрация коллекции сплавов. Изучение сплавов: бронза, латунь, мельхиор, дюралий. Составление таблицы. ___________________ Творческий отчет об экскурсии. Составление презентации о Челябинском цинковом заводе. ___________________ Демонстрационный опыт «Золотой дождь» (сливание горячих растворов нитрата свинца и иодида калия). Составление презентации о золотых месторождениях Челябинской области. | |
Тема № 3 | Строительные материалы (8 часов). | ||
Мы с папой строим дом. | Диспут «Какие строительные материалы мы выберем для строительства дома?» | Защита своего мнения, составление вопросов оппонентам. | |
Макет моего дома. | Конкурс рисунков и макетов дома. | Сделать рисунок или макет дома, который хочешь построить. | |
Современные строительные материалы: пеноблок и полистиролбетон. | Беседа с элементами демонстрации. | Демонстрация коллекции полимеров, пеноблока, полистиролбетона. Демонстрационные опыта по исследованию свойств полиэтилена: А) нагревание пластиковой бутылки над пламенем спиртовки; Б) «сшивание двух отрезков полиэтилена паяльником, В) действие кислот и щелочей на полиэтилен, Г) действие ацетона и этилового спирта на полиэтилен. Наблюдения ведем в лабораторный журнал. | |
Предприятие ООО «Полимер» по производству современных строительных материалов. | Групповой познавательный проект «Полимер». | Составление презентации к проекту, работа с информационными ресурсами. | |
Известняк, мел, мрамор. | Рассказ с элементами беседы. | Лабораторный опыт: Взаимодействие кусочков мрамора с соляной кислотой. | |
Коелгинское месторождение мрамора. | Групповой познавательный проект. | Демонстрация коллекции. Работа над проектом с помощью информационных ресурсов и раздаточных материалов. | |
Гранит. | Рассказ с элементами беседы. Викторина о строительных материалах. Игра «Шляпа вопросов». | Составь вопрос о строительных материалах, заверни в записку, положи в шляпу. По очереди подходим к шляпе, берем записку и как можно полнее отвечаем на вопрос вслух. Остальные оценивают ответ. | |
Шедевры мировой культуры, выполненные из мрамора, гранита, известняка. | Конкурс на лучшую презентацию. | Защита презентаций. | |
Тема № 4 | Мирный атом (5 часов). | ||
Энергия нужна всем. Энергия вокруг нас. | Рассказ с элементами беседы о видах энергии, используемой человеком | Составление паспорта энергии. Лабораторный опыт: Исследование прыгучести теннисного шарика от температуры. | |
Энергия ветра. Ветровые электростанции. | Работа с картой: «Энергоресурсы России». | На карте указать территории России, где лучше строить ветровые электростанции. | |
Энергия Солнца. | Рассказ с элементами беседы о солнечных батареях. | Демонстрация рисунка. На рисунке найди сходства и отличия живого дерева и «Солнечного дерева», созданного человеком. | |
История атомной промышленности. | Рассказ об атомном ледоколе. | Работа с дополнительной литературой о значении мирного атома. | |
«Атомная печь». Мирный атом. | Рассказ о предприятиях атомной промышленности Урала. | Составление презентации об использовании атомной энергии в мирных целях. | |
Тема № 5 | Любить природу – значит любить Родину (2 часа) | ||
Экология – главная проблема человечества. | Защита буклетов «Любить природу – значит любить Родину» | Работа над составлением буклетов, посвященных Году экологии. | |
Мой вклад в защиту природы родного края. | Чтение стихов о бережном отношении к природе. | Сбор отработанных бытовых батареек, сдача в пункт их переработки. «Сдай батарейку – сохрани природу!». | |
Научно-практическая конференция.(1 час). | Защита проектов. | Работа жюри, выставление баллов на защите проектов. |
ИТОГО: 34 часа.
|
|
|
|