Внести в этот список, чтобы его дополнить, уточнить?

Погружение в проблему: 

Дайте толкование понятиям «коммуникация» …………………….

«общение» ………………………………………………………………

 

Ответ:

 

Коммуникация — это тип активного взаимодействия между объектами любой природы, предполагающий информационный обмен.

 

Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)

 

Материал для осмысления.

Главной коммуникативной нормой общего характера, определя-

ющей весь процесс коммуникации, является установка на комму-

никативное сотрудничество, реализующее принцип кооперации.

       В торым по значимости можно назвать принцип целесообраз-

ности, который проявляется на всех уровнях общения.

       Принцип гармоничности общения предусматривает гармо-

низацию как целей общения, так и средств достижения этих целей

на всех уровнях речи.

       Принцип структурирования пронизывает все общение:

как на уровне выделения из потока общения определенных комму-

никативных ситуаций, так и на уровне структуры самой ситуации

и структуры каждого высказывания в рамках этой ситуации.

 

Задание 1. Представьте себя на месте того, к кому обращаются

С речью, используя рекомендации Б. Паскаля. Каким обра-

Зом этот совет философа соотносится с принципом гармо-

Ничности общения? Можно ли сказать, что он соотносится

С этическими и коммуникативными нормами в целом? Как вы

Считаете, актуальны ли эти советы и в наши дни?

Когда вы хотите принести пользу и доказать другому,

что он ошибается, надо иметь в виду, с какой стороны он смотрит

на вещи, ибо с этой стороны он бывает прав, и признать его право-

ту в этом, но показать ему ту сторону, с которой он заблуждается.

Он будет доволен, потому что увидит, что не ошибался, а просто

видел не все стороны. А на это люди не сердятся, но ошибаться

они не хотят – потому, может быть, что человек по природе своей

не может увидеть всего и по природе же не может ошибаться в том,

что видит, ибо наши чувственные восприятия всегда верны…

 ( Паскаль Б. Мысли / Пер. с фр., вступ. статья, коммент.

Ю. А. Гинзбург. – М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1995.)

Ответ (в форме тезисов):

1. На мой взгляд,совет философа напрямую зависит от принципа гармоничного общения. Так как гармония в общении  – это та позиция, когда все субъекты отношений чувствуют себя комфортно, никто не сердится и не задевает чувства восприятия собеседника.

 

2..Да, данный совет Паскаля соотносится с этическими и коммуникативными нормами общения. Так как всегда нужно соблюдать определенные правила, чтобы не задеть собеседника

 

3.Я считаю, что это очень актуальный совет в наше время, так как сейчас люди стали намного чувствительнее и каждый требует своего подхода, поэтому,чтобы наладить с ними контакт, нужно в первую очередь научиться уважать восприятие своего собеседника

 

 Задание 2. Ознакомьтесь с основными условиями соблюдения логич-

Ности на уровне текста, чтобы использовать их в своей речи

И при анализе чужих высказываний. Что вы считаете нужным

внести в этот список, чтобы его дополнить, уточнить?

1. Текст должен иметь продуманную, строго организованную

структуру.

2. В тексте должна быть ясно выражена связь предложений,

при этом логика речи должна отражать логику мысли.

3. В тексте должны быть обозначены переходы от одной мысли

к другой.

4. Каждая новая мысль должна быть обозначена, для этого текст

должен быть верно разделен на части (на абзацы, параграфы,

главы и т. д.).

5. Объем предложений в тексте должен быть адекватен их содер-

жанию.

6. Текст должен быть логичным. Каждое новое предложение должно вытекать из предыдущего и продолжать его мысль

7. Для лучшей читабельности текст можно разделить на пункты и подпункты

8.Текст должен быть богат синонимами,чтобы не было повторов, так как это затрудняет его понимание.

 

Задание 3. Помехи (затруднения, препятствия) в общении  принято назы-

вать коммуникативными барьерами (проверьте себя!).

К ним могут относиться:

-погрешности в процессе передачи информации вследствие плохой дикции говорящего или неструктурированности, нелогичности, неточности или неконкретности его речи;

-у слушателя могут возникнуть собственные психологические

барьеры, вызванные какими-либо сильными эмоциями или физи-

ческим состоянием, из-за которых он теряет способность адекват-

но воспринимать речь;

-иногда взаимопониманию мешают барьеры, связанные с отно-

шениями между коммуникантами.

Не менее существенные помехи в общении могут быть обуслов-

лены ощущением известности и/или излишней легкости (трудно-

сти) воспринимаемой информации.

       Для тех людей, у которых приоритетным является зритель-

ный канал получения информации, трудности понимания могут

быть вызваны отсутствием (недостаточностью) визуального ряда, а для тех, кто привык воспринимать информацию преимущественно на слух, сложным будет демонстрация, например, учебного видеоматериала.

 

Проблемные вопросы:

1.Кто из коммуникантов и как должен предупреждать (нивелировать) возникновение тех или иных барьеров?С какими барьерами чаще всего сталкиваетесь вы? Как их преодолеваете? Каким образом барьеры общения связаны с нормами речи?

Ответ:
Предупреждать о возникновении тех или иных барьеров следует тому, кто говорит информацию, чтобы собеседник настроился и стал более внимательным к речи говорящего.
Чаще всего я сталкиваюсь с барьером, с вязанным с отношениями между мной и моим собеседником. Иногда я излишне волнуюсь при разговоре с людьми, потому как я не всегда знаю их истинное отношение ко мне и насколько искренно они хотели бы выстраивать со мной диалог.
Я стараюсь просто отбрасывать негативные установки в своей голове и продолжаю общение.

 

Барьеры общения напрямую связаны с нормами речи, люди любят слушать правильную, хорошую речь, когда человек не заикается и не повторяет сказанную ранее информацию, поэтому  плохая техника речи партнера, невнятная речь, очень тихий или, наоборот, пронзительный голос способны вывести из себя кого угодно.

 

 2. Как известно, коммуниканты не всегда вносят одинаковый вклад в успешность общения. Чаще всего кто-то из них является коммуникативным лидером, а кто-то становится ведомым. Коммуникативный лидер – тот, кто начинает (инициирует) общение, задает тему, формулирует уточняющие вопросы, имеет право перебивать говорящего, принимает решение, заканчивает общение, подводит его итог.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: