Погружение в проблему:
Дайте толкование понятиям «коммуникация» …………………….
«общение» ………………………………………………………………
Ответ:
Коммуникация — это тип активного взаимодействия между объектами любой природы, предполагающий информационный обмен.
Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)
Материал для осмысления.
Главной коммуникативной нормой общего характера, определя-
ющей весь процесс коммуникации, является установка на комму-
никативное сотрудничество, реализующее принцип кооперации.
В торым по значимости можно назвать принцип целесообраз-
ности, который проявляется на всех уровнях общения.
|
|
Принцип гармоничности общения предусматривает гармо-
низацию как целей общения, так и средств достижения этих целей
на всех уровнях речи.
Принцип структурирования пронизывает все общение:
как на уровне выделения из потока общения определенных комму-
никативных ситуаций, так и на уровне структуры самой ситуации
и структуры каждого высказывания в рамках этой ситуации.
Задание 1. Представьте себя на месте того, к кому обращаются
С речью, используя рекомендации Б. Паскаля. Каким обра-
Зом этот совет философа соотносится с принципом гармо-
Ничности общения? Можно ли сказать, что он соотносится
С этическими и коммуникативными нормами в целом? Как вы
Считаете, актуальны ли эти советы и в наши дни?
Когда вы хотите принести пользу и доказать другому,
что он ошибается, надо иметь в виду, с какой стороны он смотрит
на вещи, ибо с этой стороны он бывает прав, и признать его право-
ту в этом, но показать ему ту сторону, с которой он заблуждается.
Он будет доволен, потому что увидит, что не ошибался, а просто
видел не все стороны. А на это люди не сердятся, но ошибаться
они не хотят – потому, может быть, что человек по природе своей
не может увидеть всего и по природе же не может ошибаться в том,
что видит, ибо наши чувственные восприятия всегда верны…
( Паскаль Б. Мысли / Пер. с фр., вступ. статья, коммент.
Ю. А. Гинзбург. – М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1995.)
Ответ (в форме тезисов):
1. На мой взгляд,совет философа напрямую зависит от принципа гармоничного общения. Так как гармония в общении – это та позиция, когда все субъекты отношений чувствуют себя комфортно, никто не сердится и не задевает чувства восприятия собеседника.
|
|
2..Да, данный совет Паскаля соотносится с этическими и коммуникативными нормами общения. Так как всегда нужно соблюдать определенные правила, чтобы не задеть собеседника
3.Я считаю, что это очень актуальный совет в наше время, так как сейчас люди стали намного чувствительнее и каждый требует своего подхода, поэтому,чтобы наладить с ними контакт, нужно в первую очередь научиться уважать восприятие своего собеседника
Задание 2. Ознакомьтесь с основными условиями соблюдения логич-
Ности на уровне текста, чтобы использовать их в своей речи
И при анализе чужих высказываний. Что вы считаете нужным
внести в этот список, чтобы его дополнить, уточнить?
1. Текст должен иметь продуманную, строго организованную
структуру.
2. В тексте должна быть ясно выражена связь предложений,
при этом логика речи должна отражать логику мысли.
3. В тексте должны быть обозначены переходы от одной мысли
к другой.
4. Каждая новая мысль должна быть обозначена, для этого текст
должен быть верно разделен на части (на абзацы, параграфы,
главы и т. д.).
5. Объем предложений в тексте должен быть адекватен их содер-
жанию.
6. Текст должен быть логичным. Каждое новое предложение должно вытекать из предыдущего и продолжать его мысль
7. Для лучшей читабельности текст можно разделить на пункты и подпункты
8.Текст должен быть богат синонимами,чтобы не было повторов, так как это затрудняет его понимание.
Задание 3. Помехи (затруднения, препятствия) в общении принято назы-
вать коммуникативными барьерами (проверьте себя!).
К ним могут относиться:
-погрешности в процессе передачи информации вследствие плохой дикции говорящего или неструктурированности, нелогичности, неточности или неконкретности его речи;
-у слушателя могут возникнуть собственные психологические
барьеры, вызванные какими-либо сильными эмоциями или физи-
ческим состоянием, из-за которых он теряет способность адекват-
но воспринимать речь;
-иногда взаимопониманию мешают барьеры, связанные с отно-
шениями между коммуникантами.
Не менее существенные помехи в общении могут быть обуслов-
лены ощущением известности и/или излишней легкости (трудно-
сти) воспринимаемой информации.
Для тех людей, у которых приоритетным является зритель-
ный канал получения информации, трудности понимания могут
быть вызваны отсутствием (недостаточностью) визуального ряда, а для тех, кто привык воспринимать информацию преимущественно на слух, сложным будет демонстрация, например, учебного видеоматериала.
Проблемные вопросы:
1.Кто из коммуникантов и как должен предупреждать (нивелировать) возникновение тех или иных барьеров?С какими барьерами чаще всего сталкиваетесь вы? Как их преодолеваете? Каким образом барьеры общения связаны с нормами речи?
Ответ:
Предупреждать о возникновении тех или иных барьеров следует тому, кто говорит информацию, чтобы собеседник настроился и стал более внимательным к речи говорящего.
Чаще всего я сталкиваюсь с барьером, с вязанным с отношениями между мной и моим собеседником. Иногда я излишне волнуюсь при разговоре с людьми, потому как я не всегда знаю их истинное отношение ко мне и насколько искренно они хотели бы выстраивать со мной диалог.
Я стараюсь просто отбрасывать негативные установки в своей голове и продолжаю общение.
Барьеры общения напрямую связаны с нормами речи, люди любят слушать правильную, хорошую речь, когда человек не заикается и не повторяет сказанную ранее информацию, поэтому плохая техника речи партнера, невнятная речь, очень тихий или, наоборот, пронзительный голос способны вывести из себя кого угодно.
|
|
2. Как известно, коммуниканты не всегда вносят одинаковый вклад в успешность общения. Чаще всего кто-то из них является коммуникативным лидером, а кто-то становится ведомым. Коммуникативный лидер – тот, кто начинает (инициирует) общение, задает тему, формулирует уточняющие вопросы, имеет право перебивать говорящего, принимает решение, заканчивает общение, подводит его итог.