Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 3 класса разработана на основе нормативно-правовых документов:
· Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации РФ от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 03 июня 2011 г. № 1994, от февраля 2012г. № 74);
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005г. № 03–126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. №1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. №373»;
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. №1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утверждённый приказом МОиН РФ от 17.12.2010г. №1897»;
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. №1578 «О внесении изменений в ФГОС СОО, утверждённый приказом МОиН РФ от 17.05.2012г. №413»;
· Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015г. №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
· Учебный план МБОУ «ОКЛ» на 2016/2017 учебный год;
· Годовой календарный график на 2016/2017 учебный год.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения окружающего мира в 3 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Рабочая программа составлена на основе ООП НОО МБОУ «ОКЛ», Примерной программы начального общего образования УМК «Школа России» и авторской программы А.А. Плешаков 2011 г., М., издательство «Просвещение».
В авторскую программу внесены изменения в связи с календарными праздниками (23.02.17г. и 9.05.2017г.)
Согласно учебного плана МБОУ «ОКЛ» на 2016/2017 учебный год, годового календарного графика на 2016/2017 учебный год данная программа рассчитана на 67 часов из расчета 2 часа в неделю.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе: в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2013.
2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс [Текст]: рабочая тетрадь: в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2014.
3. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики [Текст]: книга для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М.: Просвещение, 2013.
4. Плешаков, А. А. От земли до неба [Текст]: атлас-определитель для нач. шк. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2014.
5. Плешаков, А. А. Зеленые страницы [Текст]: кн. для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2013.
6. Плешаков, А. А. Окружающий мир [Текст]: тесты: 3 класс / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М.: Просвещение, 2014.
7. Плешаков, А. А. Окружающий мир [Текст]: метод. рекомендации: 3 класс / А. А. Плешаков, Н. М. Белянкова, А. Е. Соловьева. – М.: Просвещение, 2012.
8. Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. – 3-е изд., переработанная и дополненная – М.: Вако, 2014
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
УУД:
- уметь действовать по плану: алгоритм определения признаков разных объектов;
- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;
- осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта);
- распознавать объекты, выделяя существенные признаки. Умение работать с книгой, поиск информации в учебной книге.
- уметь работать в парах, обучаться сотрудничеству, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях.
- ставить вопросы членам своей группы, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам
Результаты изучения курса.
Личностные результаты:
-Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Метапредметные результаты:
- -Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления:
-овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера:
-умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения:
-способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач:
-использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета:
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования разных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих;
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностям объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувств гордости за национальные свершения, открытия победы;
-сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
-осознание целостного окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-освоение доступных способов изучения природы и общества(наблюдения, запись. измерения, опыт. сравнения, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В результате изучения курса «Окружающий мир» учащийся научится:
· понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
· сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
· выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
· планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
· планировать свои действия в течение урока;
· фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
· оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
· понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
· анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
· классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
· сравнивать объекты по различным признакам;
· осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
· устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
· строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
· проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
· моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
· включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
· формулировать ответы на вопросы;
· слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
· высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
· проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
· признавать свои ошибки, озвучивать их;
· употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
· составлять рассказ на заданную тему;
· находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
· осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
· находить на карте страны — соседи России и их столицы;
· определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
· осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
· различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
· различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
· проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
· исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
· классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
· пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
· обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
· приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
· использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
· устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
· использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
· оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
· вырабатывать правильную осанку;
· выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
· понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
· правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
· соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
· понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
· соблюдать правила безопасного поведения в природе;
· понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
· раскрывать роль экономики в нашей жизни;
· осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
· различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
· понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
· объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
· понимать, как ведётся хозяйство семьи;
· обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
Учащийся получит возможность научиться:
· соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
· контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
· выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
· использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
· понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
· понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
· строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
· готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
· рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
· приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
· использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.