Средств обучения на уроках

Вифлеемский Анатолий Борисович,

Доктор экономических наук,

Магистр юриспруденции,

Директор НП «Центр экономики образования»

О нарушениях федерального законодательства при дистанционном обучении

 

В условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции в России организовано дистанционное обучение детей в массовых масштабах с грубым нарушением федерального законодательства. При этом нарушаются права несовершеннолетних на получение образования, а неоправданное удлинение сроков обучения с использованием дистанционных технологий и электронного обучения подрывают здоровье детей значительно сильнее, чем коронавирусная инфекция.

Проведение длительного времени за экранами электронных устройств (которые, к тому же у большинства детей дешевые, низкокачественные) влечет расстройства в первую очередь органов зрения, однако и бесконтрольное воздействие электро-магнитного облучения неизбежно повлечет за собой ухудшение состояния здоровья, различные заболевания.

Массовые нарушения прав несовершеннолетних на образование имеют место вследствие нарушения требований САНПИН, и невыполнения требований ФГОС – реализации не в полном объеме образовательной программы во всех школах, перешедших на использование дистанционных технологий.

1. "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 и устанавливают в т.ч. санитарно-эпидемиологические требования к режиму образовательной деятельности.

В соответствии с п. 10.18. СанПиН 2.4.2.2821-10. необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут, в 5 - 11 классах - 10 - 15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 - 35 см у обучающихся 1 - 4 классов и не менее 30 - 45 см - у обучающихся 5 - 11 классов.

Продолжительность непрерывного использования в образовательной деятельности технических средств обучения устанавливается согласно таблице 5.

Таблица 5

Продолжительность непрерывного применения технических

средств обучения на уроках

 

Классы

Непрерывная длительность (мин.), не более

 

просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения просмотр телепередач Просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой прослушивание аудиозаписи

прослушивание аудиозаписи в наушниках

 
1 - 2 10 15 15 15 20

10

 
3 - 4 15 20 20 15 20

15

 
5 - 7 20 25 25 20 25

20

 
8 - 11 25 30 30 25 25

25

 
                 

(в ред. Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81)

 

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (приложение 5), а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления (приложение 4).

Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1 - 4 классах не должна превышать 5 минут, в 5 - 11 классах - 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1 - 2 классах составляет не более 25 минут, 3 - 4 классах и старше - не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60 - 80%, физкультминутки, офтальмотренаж).

С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.

Указанные нормы САНПИН исключают возможность организации обучения с использованием он-лайн платформ в течение всего урока, а также проведения видеоконференций с учителями на протяжении всего уроках.

Допустимо лишь кратковременное использование компьютерной техники.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии с п. 10.19. СанПиН 2.4.2.2821-10 Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них. А это означает, что фактически необходимо выполнять требования "СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118, что нереально в домашних условиях большинства учащихся.

Требования названных Санитарных правил распространяются  на условия и организацию работы с ПЭВМ. Рабочие места с использованием ПЭВМ должны соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил. В тоже время за нарушение указанных правил ответственность для граждан не установлена.

Следует констатировать практическую невозможность выполнения, в частности, следующих требований СанПиН 2.4.2.2821-10 в домашних условиях:

3.1. Эксплуатация ПЭВМ в помещениях без естественного освещения допускается только при наличии расчетов, обосновывающих соответствие нормам естественного освещения и безопасность их деятельности для здоровья работающих.

3.2. Естественное и искусственное освещение должно соответствовать требованиям действующей нормативной документации. Окна в помещениях, где эксплуатируется вычислительная техника, преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток.

При использовании ПВЭМ с ВДТ на базе ЭЛТ (без вспомогательных устройств - принтер, сканер и др.), отвечающих требованиям международных стандартов безопасности компьютеров, с продолжительностью работы менее 4-х часов в день допускается минимальная площадь 4,5 м2 на одно рабочее место пользователя (взрослого и учащегося высшего профессионального образования).

3.5. Для внутренней отделки интерьера помещений, где расположены ПЭВМ, должны использоваться диффузно отражающие материалы с коэффициентом отражения для потолка - 0,7 - 0,8; для стен - 0,5 - 0,6; для пола - 0,3 - 0,5.

3.7. Помещения, где размещаются рабочие места с ПЭВМ, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации.

4.5. Уровни положительных и отрицательных аэроионов в воздухе помещений, где расположены ПЭВМ, должны соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим нормативам. (впрочем, сомневаюсь, что в школах их тоже кто-то замеряет).

Хотя некоторые требования вполне могут быть выполнены, например:

 п. 4.4. В помещениях, оборудованных ПЭВМ, проводится ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы на ПЭВМ. Хотя это влечет огромную дополнительную нагрузку на родителей учащихся.

6.1. Рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы видеодисплейные терминалы были ориентированы боковой стороной к световым проемам, чтобы естественный свет падал преимущественно слева.

6.2. Искусственное освещение в помещениях для эксплуатации ПЭВМ должно осуществляться системой общего равномерного освещения. В производственных и административно-общественных помещениях, в случаях преимущественной работы с документами, следует применять системы комбинированного освещения (к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов).

6.3. Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300 - 500 лк. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана. Освещенность поверхности экрана не должна быть более 300 лк.

6.4. Следует ограничивать прямую блесткость от источников освещения, при этом яркость светящихся поверхностей (окна, светильники и др.), находящихся в поле зрения, должна быть не более 200 кд/м2.

6.5. Следует ограничивать отраженную блесткость на рабочих поверхностях (экран, стол, клавиатура и др.) за счет правильного выбора типов светильников и расположения рабочих мест по отношению к источникам естественного и искусственного освещения, при этом яркость бликов на экране ПЭВМ не должна превышать 40 кд/м2 и яркость потолка не должна превышать 200 кд/м2.

6.6. Показатель ослепленности для источников общего искусственного освещения в производственных помещениях должен быть не более 20. Показатель дискомфорта в административно-общественных помещениях - не более 40, в дошкольных и учебных помещениях - не более 15.

6.12. Общее освещение при использовании люминесцентных светильников следует выполнять в виде сплошных или прерывистых линий светильников, расположенных сбоку от рабочих мест, параллельно линии зрения пользователя при рядном расположении видеодисплейных терминалов. При периметральном расположении компьютеров линии светильников должны располагаться локализовано над рабочим столом ближе к его переднему краю, обращенному к оператору.

 

Таблица 3

 

Визуальные параметры ВДТ, контролируемые на рабочих местах

 

N п/п Параметры Допустимые значения
1 Яркость белого поля Не менее 35 кд/кв. м
2 Неравномерность яркости рабочего поля Не более +/- 20%
3 Контрастность (для монохромного режима) Не менее 3:1
4 Временная нестабильность изображения (мелькания) Не должна фиксироваться
5 Пространственная нестабильность изображения (дрожание) Не более 2 x 1E(-4L), где L - проектное

 

 

2. ФГОС утверждены по уровням образования: Начальное общее образование (1 - 4 кл.), Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373; Основное общее образование (5 - 9 кл.), Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897; Среднее общее образование (10 - 11 кл.), Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413.

ФГОС позволяют использовать дистанционные технологии, однако при этом информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательных отношений в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ. 

Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность должна обеспечивать:

– возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности: взаимодействие между участниками образовательных отношений, в том числе дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательной деятельности для решения задач управления образовательной деятельностью (п. 26 ФГОС НОО);

– дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования (п. 26 ФГОС ООО);

– дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов, осуществляющих управление в сфере образования, общественности), в том числе с применением дистанционных образовательных технологий;

дистанционное взаимодействие организации, осуществляющей образовательную деятельность с другими образовательными организациями, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности (п. 26 ФГОС СОО).

Более того, в организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующем основную образовательную программу, должны быть созданы условия для: реализации электронного обучения, применения дистанционных образовательных технологий, а также сетевого взаимодействия с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обеспечивающими возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов.

Согласно ФГОС общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в очной, очно-заочной или заочной форме, тем самым ФГОС не запрещает реализовывать основные общеобразовательные программы без явки детей в школу с помощью исключительно дистанционных технологий. Однако в таком случае должны выполняться требования ч. 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации": При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя

электронные информационные ресурсы,

электронные образовательные ресурсы,

совокупность информационных технологий,

телекоммуникационных технологий,

соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Приказом Минпросвещения России от 17.03.2020 № 103 утвержден временный порядок сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ применяют электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в соответствии с Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816.

Для реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Министерство просвещения Российской Федерации организовывает предоставление бесплатного доступа к необходимым образовательным интернет-ресурсам.

Методическую поддержку реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий осуществляет подведомственная Министерству просвещения Российской Федерации организация ФГАОУ ДПО "Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий" (Федеральный оператор). Федеральный оператор для осуществления методической поддержки реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий создает и обеспечивает функционирование федеральной телефонной горячей линии Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам методической поддержки дистанционного обучения (далее - федеральная телефонная горячая линия).

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, может предусматриваться создание региональных телефонных горячих линий для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также для обращений граждан по вопросам реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - региональные телефонные горячие линии).

Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ утвержден Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816.

Согласно п. 5 указанного Порядка допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории.

Таким образом, ФГОС и законодательство об образовании не содержат запретов на реализацию основных общеобразовательных программ с отсутствием учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории.

Вместе с тем, реализация основных общеобразовательных программ с использованием лишь дистанционных технологий не позволяет выполнить в полном объеме ФГОС и неизбежно повлечет за собой их нарушение в части нарушения требований к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, которые должны обеспечивать соблюдение в том числе санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности (п. 25 ФГОС НОО, п. 24 ФГОС ООО и ФГОС СОО). Как было рассмотрено выше, невозможно соблюдение САНПИН в домашних условиях.

 

3. Вместе с тем, временный переход на обязательное использование дистанционных технологий при освоении основных общеобразовательных программ повлек за собой нарушение статьи 43 Конституции РФ, гарантирующей гражданам РФ бесплатное основное общее образование. Кроме того, в соответствии с ч. 3. статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Однако информационно-образовательные среды общеобразовательных организаций не включены в перечень социально значимых сайтов, к которым основные операторы связи обязаны предоставлять доступ бесплатно (включая некоторые сервисы доставки еды и мессенджеры).

Таким образом, в условиях необходимости обеспечения родителями за свой счет доступа к Интернет для получения возможности дистанционного обучения, возникает неизбежно платность получения начального общего, основного общего и среднего общего образования., что нарушает требования статьи 43 Конституции РФ и ч. 3. статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: