Опыт организации исследовательской деятельности

Руководитель

методического объединения

физкультурно – технологического цикла:

Тюленева Наталья Алексеевна.

 

 

Терса 2020 год

В последнее время отмечают падение интереса учащихся к изучению предметов технологического цикла. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача учителя состоит в том, чтобы поддержать ребенка и развить его способности. Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

 

Методическое объединение физкультурно – технологического цикла с.Терса Вольского района Саратовской области в своей педагогической деятельности  использут разнообразные приёмы и способы работы, применяют проектную технологию, технологию личностно-ориентированного обучения, технологию создания проблемных ситуаций, технология развивающего обучения, а также технологию организации исследовательской деятельности. Современные дети не проявляют особого внимания к изучению предметов нашего цикла. Считают, что им ничего не нужно, этим они точно заниматься не будут. Исследовательская деятельность нас выручает. Хочу поделиться опытом проведения исследовательской деятельности МО физкультурно – технологического цикла нашей школы. Мы начинаем с разработки банка тем (идей) для проектной и/или исследовательской деятельности обучающихся. Определяем возрастную группу обучающихся (класс). Выбираем учебный предмет, блок, модуль, тему урока и объем учебного времени на ее изучение. Проводим беседы, в которых задаем, вроде бы простые на первый взгляд вопросы. Но ответы на эти вопросы заинтересовывают, и обучающиеся  хотят найти ответы на них. Таким образом мотивируем обучающихся к выполнению проектной и/или исследовательской деятельности. Далее напоминаем обучающимся  основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

· определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

· выдвижение гипотез их решения;

· обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

· обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

· сбор, систематизация и анализ полученных данных;

· подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

· выводы, выдвижение новых проблем исследования.

В основном дети это уже знают требования и также знают какие бывают проекты, каковы они по длительности, какие этапы включают. С легкостью выбирают понравившуюся им тему. Тема выбрана. Следующим этапом определяем планируемые результаты деятельности обучающихся. Например, по технологии. Тема: Моделирование кухни на компьютере в программе Дизайн интерьера 3d

Планируемые результаты

Личностные Метапредметные Предметные
-формирование ответственного отношения к учению; -формирование познавательного интереса. -умение организовывать самостоятельную учебную деятельность; -оценивание правильности выполнения учебной задачи; -осуществление различных видов контроля; -соблюдение норм и правил безопасности. Знать: основные термины, варианты моделирования; Уметь: создавать простейшую модель кухни в программе Дизайн интерьера 3d

 

 

Исследовательская деятельность осуществляется самостоятельно учащимися: ребята работают с литературными источниками, опрашиваем выбранную категорию людей (например, опрос учащихся какую школьную форму они предпочитают, какие подарки любят получать и т. д.), обрабатываем данные. Необходимо понимать: чем больше людей участвует в опросе, тем точнее результат. Действия, выполняемые учащимися на данном этапе: поисковая и исследовательская работа, сбор информации, решение промежуточных задач, анализ собранной информации. После того, как исследовательский материал собран необходимо оформить результаты исследования. Особое внимание уделяем оформлению работы. Работа должна быть напечатана на компьютере. Титульный лист содержать следующие сведения: название темы работы, дата и место её проведения, фамилия и имя автора, Ф.И.О. руководителя. До начала выполнения работы обучающиеся должны знать возможные уровни достижения планируемых результатов деятельности на уроке, приписав качественным характеристикам количественное выражение на примере этого же урока.

ТРЕБОВАНИЯ

параметры достижения результата/отклонения от планируемых результатов

(уровни достижения планируемых результатов)

Показатель достижения результата

1 вид деятельности

 

Формирование представление о технологии оформления кухни.

Параметр 1 уровня Параметр 2 уровня Параметр 3 уровня Параметр 4 уровня Параметр 5уровня
ученик не может определить варианты размещения мебели и оборудования не знает виды и приёмы оформления помещения кухни.   Почти не усвоил учебный материал; не может изложить учебный материал своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя. Не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя. В основном усвоил учебный материал; допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.   Полностью усвоил учебный материал; умеет изложить учебный материал своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
 

Показатель достижения результата

 

2 вид деятельности

Выполнение проекта интерьера кухни за компьютером в программе Дизайн интерьера 3d

 

Параметр 1 уровня Параметр 2 уровня Параметр 3 уровня Параметр 4 уровня Параметр 5 уровня
Совсем не выполнил работу (не смог или отказался) Выполненное задание имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренногов проекте. Выполненное задание соответствуети может использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения. Выполненное задание соответствует и может использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта.    
 

Показатель достижения результата

 

3 вид деятельности

Защита проекта

Параметр 1 уровня Параметр 2 уровня Параметр 3 уровня Параметр 4 уровня Параметр 5 уровня
Обнаруживает незнание большей части проделанной проектной работы. Не может правильно и четко ответить на многие вопросы.   Обнаруживает неполное соответствие доклада и проделанной проектной работы. Не может правильно и четко ответить на отдельные вопросы.   Обнаруживает, в основном, полное соответствие проделанной работы. Правильно и четко отвечает почти на все поставленные вопросы. Умеет, в основном, самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами Обнаруживает полное соответствие содержания проделанной работы. Правильно и четко отвечает на все поставленные вопросы. Умеет самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами.    

 

Также они должны знать и критерии оценивания результатов проектной и/или исследовательской деятельности.

Мы разработали вот такие критерии:

Критерий 1. Постановка цели проекта

(максимум 3 балла):

Цель не сформулирована 0
Цель сформулирована нечетко 1
Цель сформулирована, но не обоснована 2
Цель четко сформулирована и убедительно обоснована 3

Критерий 2. Планирование путей достижения цели проекта

(максимум 3 балла):

План отсутствует 0
Представленный план не ведет к достижению цели проекта 1
Представлен краткий план достижения цели проекта 2
Представлен развернутый план достижения цели проекта 3

Критерий 3. Глубина раскрытия темы проекта

(максимум 3 балла)

Тема проекта не раскрыта 0
Тема проекта раскрыта фрагментарно(не все аспекты темы раскрыты в проекте) 1
Тема проекта раскрыта поверхностно (все аспекты темы упомянуты, но раскрыты неглубоко) 2
Тема проекта раскрыта полностью и исчерпывающе 3

Критерий 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их

использования (максимум 3 балла):

Использована не соответствующаятеме и цели проекта информация 0
Большая часть представленной информации не относится к теме работы 1
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипныхисточников 2
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников 3
   

Критерий 5. Степень самостоятельности автора, творческий подход к работе в проектах (максимум 3 балла):

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора 0
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода 2
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества 3

1. Критерий 6. Соответствие требованиям оформления письменной части

(максимум 3 балла):

Письменная часть проекта отсутствует 0
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру 2
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами 3
   

Критерий 7. Качество проектного продукта (максимум 3 балла):

Проектный продукт отсутствует 0
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) 1
Продукт не полностью соответствует требованиям качества 2
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) 3

Критерий 9. Качество проведения презентации

(максимум 6 баллов):

Презентация не проведена 0
Выступление не соответствует требованиям проведения презентации 1
Выступление соответствуют требованиям проведения презентации, но оно вышло за рамки регламента 2
Выступление соответствуют требованиям проведения презентации, оно не вышло за рамки регламента, но автор не владеет культурой общенияс аудиторией (умение отвечать на вопросы, доказывать точку зрения). 3
Выступление соответствуют требованиям проведения презентации, оно не вышло за рамки регламента, автор владеет культурой общенияс аудиторией, но сама презентация не достаточно хорошо подготовлена 4
Выступление соответствуют требованиям проведения презентации, оно не вышло за рамки регламента, автор владеет культурой общенияс аудиторией, презентация хорошо подготовлена, автору удалось заинтересовать аудиторию 5

Критерий 10. Качество проектного продукта

(максимум 3 балла):

Проектный продукт отсутствует 0
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) 1
Продукт не полностью соответствует требованиям качества 2
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) 3

 

После того, как выполнена исследовательская часть, мы предлагаем каждому ученику самостоятельно выполнить творческую работу своими руками. Возможность применения в работе не только учебного, но и реального жизненного опыта позволяет ученицам проделать серьезную практическую работу. Результатом работы над исследованием, его выходом, является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы. Дети проводят защиту своих проектов в котором сообщают: Актуальность исследования. Методика проведения исследовательской работы. Содержание исследовательской работы. Результаты исследования.

Делают выводы, дают рекомендации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: