Ввод-вывод данных в Pascal

Основные понятия языка Паскаль, общая структура программы, арифметические выражения

 

Основные понятия языка Паскаль

Программа на языке Паскаль формируется с помощью конечного набора знаков, образующих алфавит языка, и состоит из букв, цифр, специальных символов.

В качестве букв используются прописные и строчные буквы латинского алфавита и знак подчёркивания; в качестве цифр: арабские цифры от 0 до 9.

При написании программ применяются специальные символы: +, -, *, /, =, <, >, [], (), @, {},:,;', # (номер), $ (знак денежной единицы), ^ (тильда), пробел, точка и запятая.

Неделимые последовательности знаков алфавита образуют слова, отделённые друг от друга разделителями и несущими определённый смысл в программе. Разделителем может служить пробел, символ конца строки, комментарий.

Слова подразделяются на: зарезервированные, стандандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.

Зарезервированные слова являются составной частью языка и их нельзя использовать в качестве идентификаторов. В языке Паскаль зарезервированными являются следующие слова: and, array, begin, case, const, div, do, downto, else, end, file, for, forward, function, goto, if, in, lable, mod, nil, not, of, or, packed, procedure, program, record, repeat, set, shl, shr, string, then, to, type, unit, until, uses, var, while, with, xor.

Стандартные идентификаторы служат для обозначения заранее определённых разработчиками языка типов данных, констант, процедур и функций.

Идентификаторы пользователя используются для обозначения меток, констант, типов, переменных, процедур и функций, определённых самим программистом.


Общая структура программы. Описание меток, определение констант, определение типов, описание переменных

Структура программы:

Program <имя программы>;

{Раздел описаний}

Uses {подключаемые модули}

Label {объявление глобальных меток}

Const {объявление констант}

Type {объявление типов}

Var {объявление переменных}

Procedure {описание процедур}

Function {описание функций}

{Раздел операторов}


Begin

{операторы}

End.

 

Все данные, в зависимости от способа их хранения и обработки можно разделить на две группы константы и переменные.

Константами называются элементы данных, значения которых установлены в описательной части программы и в процессе выполнения программы не изменяются.

Стандартные виды констант:

1. Целочисленные - определяются посредством чисел, записанных в десятичном или шестнадцатеричном формате, не содержащих десятичной точки.

2. Вещественные - определяются посредством чисел, записанных в десятичном формате данных.

3. Символьные - это любой символ персонального компьютера, заключённый в апострофы.

4. Строковые - определяются последовательностью произвольных символов, заключённых в апострофы.

5. Типизированные - переменные с начальным значением. Каждой типизированной константе ставится в соответствие имя, тип и начальное значение.

6. Зарезервированные константы.

Формат описания констант:

Const

Идентификатор=значение;

 

Пример:

const n=7; m=15;

Константам n, m задаются значения 7 и 15 соответственно.

 

Переменные в отличие от констант могут менять свои значения в процессе выполнения программы. Тип констант автоматически распознаётся компилятором без предварительного описания. Тип переменной должен быть описан перед тем, как с переменными будут выполняться какие-либо действия.

Формат описания переменных:

Var

Идентификатор: тип;

Пример:

var
a,b:integer;
c:real;

Переменным a,b задается тип integer а переменной c - тип real.

О том, что такое типы данных, вы узнаете в следующий статьи.

 



Арифметические выражения

Арифметические выражения строятся из имен переменных, констант, знаков операций и круглых скобок так, как это принято в математике. При вычислении их значений операции выполняются в порядке приоритета: *, /, DIV, MOD, а затем + и -. Операции одинакового старшинства выполняются слева направо.

Арифметические операторы:

Оператор Назначение
+ Сложение
- Вычитание
* Умножение
/ Деление
div Целочисленное деление
mod Остаток от целочисленного деления

 

Наряду с переменными и константами в арифметические выражения можно включать функции. При определении значения выражения, прежде всего, вычисляются значения входящих в него функций. В Паскале имеются следующие стандартные функции:

 

Функция Назначение
ABS(X) Модуль числа x
ARCTAN(X) arctg(x)
COS(X) cos(x)
EXP(X) ех
FRAC(X) Дробная часть x
INT(X) Целая часть x
LN(X) ln(x)
PI Значение PI=3.1415926535897932385
ROUND(X) Округление до ближайшего целого
SIN(X) sin(x)
SQR(X) x2
SQRT(X) Квадратный корень Х
TRUNC(X) Отбрасывание дробной части
EXP(B*LN(A)) AB – В Паскале нет функции возведения в степень, поэтому степень определяется через уже определенные функции

Аргумент функции обязательно заключается в скобки.

Выражение на Паскале, как впрочем, и на других языках программирования, записывается в одну строчку, а для сохранения порядка действий используются скобки. Все действия должны быть указаны. Например, XY+X2 надо записать как Х*Y+SQR(X).

 

Ввод-вывод данных в Pascal

Компьютерные программы обрабатывают (изменяют) различные данные. Программа получает данные, что-то делает с ними и выводит их в измененной форме или выводит другие данные.

Следовательно, любой язык программирования должен иметь инструменты как для ввода данных, так и их вывода. В Паскале ввод осуществляется с помощью процедур read() и readln(), а вывод - благодаря write() и writeln(). Процедуры, которые имеют окончание ln, после своего выполнения переводят указатель на новую строку.

Откуда или с помощью чего можно ввести данные в программу? Обычно это можно сделать с помощью клавиатуры или из файлов.

Куда можно вывести данные? На экран, в файл, на принтер и др.

Стандартным устройством ввода является клавиатура, а вывода — монитор. Стандартные — значит "работающие по-умолчанию"; т.е. если не указано ничего иного, то программа будет считывать данные с клавиатуры, а выводить их на монитор. Вместе клавиатуру и монитор называют консолью. Таким образом консоль представляет собой стандартное устройство ввода-вывода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: