По теме
«Овощи. Фрукты»
Возрастная категория: вторая младшая и средняя группы.
Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.
Темы календарно-тематического планирования (для которых предлагается данная картотека): «Овощи. Огород»,«Фрукты. Сад».
Подвижные игры и пальчиковая гимнастика по теме «Овощи. Огород».
Подвижные игры (физкультминутки).
«Урожай».
В огород пойдем, Урожай соберем. | (Маршировать на месте.) |
Мы морковки натаскаем | («Таскают». Изображать, как вытаскивают из земли морковь.) |
И картошки накопаем. | («Копают». Изображать, как копают.) |
Срежем мы кочан капусты, | («Срезают». Изображать, как срезают у земли кочан.) |
Круглый, сочный, очень вкусный, | (Показывают круг руками — 3 раза.) |
Щавеля нарвем немножко | («Рвут». Изображать, как рвут щавель.) |
И вернемся по дорожке. | (Маршировать на месте.) |
Н.В. Нищева
«Овощи»
Как-то вечером на грядке Репа, свекла, редька, лук Поиграть решили в прятки, Но сначала встали в круг. | (Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга — водящий с завязанными глазами.) |
Рассчитались четко тут же: Раз, два, три, четыре, пять. | (Останавливаются, крутят водящего.) |
Прячься лучше, прячься глубже, Ну а ты иди искать. | (Разбегаются, приседают, водящий ищет.) |
Н.В. Нищева
|
|
«Сеял дедушка горох»
Сеял дедушка горох. | (Стоят лицом в круг. Совершают ритмичные прыжки на носках, руки на поясе.) |
Был горох совсем неплох. | (Попеременно топают ногами на месте.) |
Круглый, звонкий, Желтый, гладкий, Очень ровный, очень сладкий. | (Ребенок – «дед», стоящий внутри круга, совершает эти же движения. Приседают.) |
Вдруг упал мешок с горохом. | (Совершая подскоки, дети разбегаются по группе.) |
Бедный дедушка заохал. Был горох, и на тебе – Раскатился по избе! | На слове «избе» ребенок – «дед» начинает пятнать детей. Каждый вновь запятнанный ребенок присоединяется к цепочке «горошин», которые выстраиваются за «дедом». «Дед» должен собрать весь «горох». В конце дети образуют круг. Стоят лицом в круг. Совершают ритмичные прыжки на носках, руки на поясе. |
Н.В. Нищева
«Корзина с овощами»
С большой корзиной иду в огород На грядках растет разноцветный народ. | (Дети идут по кругу, взявшись за руки) |
Тут красный, пузатый сеньор помидор. А там кабачок, оседлавший забор. Румяный редис принакрылся листком. Зеленый лучок дружно всходит рядком. Как солнышко желтая репка горит. И с черною редькой, смеясь, говорит. Лиловый атласный висит баклажан. Он здесь словно гость из диковинных стран. Вот рыжей лисицей крадется морковка. А тут чеснока две седые головки. И сочный, кудрявый, хрустящий салат. | (Останавливаются лицом в круг, загибают по одному пальцу сначала на левой, потом – на правой, на каждое название овощей) |
Все дружно в корзине горою лежат. | (Вновь идут по кругу, взявшись за руки) |
Н.В. Нищева
|
|
«Зайка и капуста»
Тень-тень-потетень, В огороде-то плетень. За плетнем капуста, Сладкая до хруста. Зайкам хочется капусты, В животе голодном пусто. Зайки – прыг в огород, А там сторож у ворот. Убегайте, зайки, прочь, Вы должны себе помочь. Раз, два, три, Зайчишек лови. | (В центре группы стоит ребенок – «сторож». Он прикладывает руки к глазам, как бинокль. Дети – «зайки» прыгают по группе. «Зайки» прыжками приближаются к «сторожу», прыгают вокруг него, дразнят. На слово «лови» «сторож» кидается ловить «зайчат». Дети убегают за линию в конце группы.) |
Н.В. Нищева
Пальчиковая гимнастика.
«Овощи»
Я – зеленая капуста, | (Руки перед собой образуют круг.) |
Без меня в кастрюле пусто. | (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».) |
Листья снимите с меня, И останусь только я! | (Разводим руки в сторону.) |
О.И. Крупенчук
«Урожай»
Осень в гости к нам идет, Урожай с собой несет: | (Попеременно: хлопки, удары кулачками.) |
Капусту круглую, | (Локти развести в стороны. Пальцы обеих рук соединить подушечками в форме шара (капуста).) |
Картошку смуглую, | (Сжать обе руки в кулаки (картошка).) |
Морковку сладкую, | (Собрать пальцы правой руки вместе, а большой палец спрятать. Пальцы направлены вниз.) |
Свеколку гладкую. | (Соединить пальцы правой руки подушечками и слегка округлить (свекла).) |
Е.А. Савельева
«У Лариски — две редиски»
У Лариски — Две редиски. У Алешки — Две картошки. У Сережки-сорванца — Два зеленых огурца. А у Вовки — Две морковки. Да еще у Петьки - Две хвостатых редьки. | (По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.) |
В. Волина
«Овощи».
Раз – капуста, два – горошек, Три – редис такой хороший. А четыре – репка Желтый мячик крепкий. Пять – пузатый кабачок, Все зажали в кулачок. | (На каждое название овоща загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с большого.) |
Н.В. Нищева
«Приглашаем в огород»
Приглашаем народ: | (Сделать руками жест «к себе».) |
Заходите в огород! | (Развести руки в стороны перед собой.) |
Проходите между гряд - | (Указательные и средние пальцы обеих рук, как ножки, «шагают» по столу.) |
Там огурчики лежат, | (Изобразить огурец, для этого сложить пальцы в форме овала.) |
Помидоры висят, Прямо в рот хотят. | (Изобразить помидор, для этого сложить пальцы в форме круга.) |
Рядом зреет репка Ни густа, ни редка. | (Изобразить репу, для этого сложить пальцы в форме сердечка.) |
Наберем мы овощей | (Округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи.) |
Для себя и для друзей. | (Показать рукой на себя, потом на окружающих.) |
О.А. Новиковская
«Капуста»
Тук. Тук. Тук. Раздается в доме стук. Мы капусту нарубили, | (Ритмичные удары ребром ладони по столу.) |
Перетерли, | (Ладошки трутся друг о друга.) |
Посолили, | (Указательный и средний пальцы трутся большой.) |
И набили плотно в кадку. | (Удары обеими руками по столу.) |
Все теперь у нас в порядке. | (Отряхивают руки.) |
Н.В. Нищева
«Капуста»
Что за скрип? Что за хруст? | (Потереть кулак о кулак.) |
Это что еще за куст? | (Изобразить куст капусты: соединить ладони в области запястья вместе, пальцы раздвинуть.) |
Как же быть без хруста? | (Потереть ладонь о ладонь.) |
Если я – капуста! | (Изобразить кочан капусты: левую руку сжать в кулак, а правой ладонью его обхватить.) |
Летом жарко, летом душно - | (Обмахивать себя руками, как веером.) |
Просит дождика капуста. | (Пальцами обеих рук (поочередно) стучать по столу, изображая дождь.) |
О.А. Новиковская
|
|
«Морковка»
Красный нос в землю врос, | (Изобразить морковку: собрать пальцы правой руки вместе, а большой палец спрятать. Пальцы направлены вниз.) |
А над ним зеленый хвост. | (Изобразить ботву морковки: к правой кисти сверху приставить левую с растопыренными пальцами.) |
Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос. | (Убрать левую кисть, изображающую ботву, оставить только саму «морковку.) |
О.А. Новиковская
«Картошка»
И зелен, и густ На грядке куст. | (Изобразить куст картошки: показать левую кисть с растопыренными пальцами.) |
Покапай немножко, | Правой ладонью изобразить лопату, которой подкапывают «куст».) |
Под кустом – картошка. | (Изобразить клубни картофеля: сжать кулаки.) |
О.А. Новиковская