Описание системы развивающей и профилактической работы

 

Психологическая акция «Скажи жизни – ДА!»

 

1. Цели: Осуществление профилактической работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.

 

2. Задачи: - развитие у субъектов образования (учащихся, педагогов, администрации, родителей) конструктивных навыков взаимодействия:

- умения эффективно общаться,

- умения понимать и выражать свои чувства,

- умения противостоять давлению;

- развитие уверенности в себе

- развитие умения принимать решения и планировать свою жизнь.

- Формирование представления о ЗОЖ.

 

3. Группа учащихся: подростки и старшеклассники (6-11 классы), начальная школа.

 

4. Задействованные взрослые – администрация, классные руководители, педагоги, мед.работники, родители.

 

5. План проведения акции.

 

Мероприятие

Форма работы

Направ-ленность

Цель

Содержание работы

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

1.

Семинар-тренинг

«Первичная профилактика вредных привычек»

Семинар-тренинг

Педагоги

Обучение педагогов методам и технологиям первичной профилактики. Формирование представления и осознания важности первичной профилактики.

 

Содержание семинара –тренинга в приложении 1

2.

«Скажи жизни-ДА!»

Конкурс плакатов

Учащиеся

Пропаганда ЗОЖ

Рисуночная деятельность

3.

«Скажи жизни-ДА!»

Классные часы

Педагоги-учащиеся

Формирование представления и осознания важности первичной профилактики. Пропаганда ЗОЖ

Беседа, дискуссии, ролевые игры.

4.

«Эффективное общение с детьми

Общешкольное собрание 2-3 кл.

Выход на род. собрания в 1-ые классы

Родители

Формирование и развитие навыков эффективного общения с детьми как основа первичной профилактики N.

Беседа, дискуссии.

ОСНОВНАЯ ШКОЛА

1.

Скрининг-диагностика, выявление «группы риска»

Групповая диагностика (анонимно)

Параллель 8, 10-ых классов

Всего:10 кл.

Выявление «группы риска»,

Выявление общей картины употребления наркот. средств среди 8, 10 кл.

Подготовка бланков, проведение диагностики,

Обработка результатов,

 

2.

Проведение индивидуальных и групповых.консультаций с учащимися

8, 10 кл. по результатам диагностики.

3.

Тренинг-семинар с подростками - лидерами

6-10 классов.

Группа в кол-ве 8 человек

Продолжи-тельность работы

2 дня

По 1 чел.из класса

Учащиеся лидеры

Повысить уровень информированности подростков через лидеров в коллективе по проблемам, связанным с наркотиками.

Выработать и развить навыки, предотвраща-ющие употребление психоактивных веществ

Содержание занятий в приложении 2

4.

Семинар-тренинг

«Первичная профилактика вредных привычек»

Семинар-тренинг

Педагоги основной школы

Методы и технологии первичной профилактики. Формирование представления и осознания важности первичной профилактики.

 

Информирование, дискуссия,

игр.упражнения, тренинг навыков. Приложение 1

5.

«Скажи жизни – ДА!»

Классные часы

6-11 классы

Повысить уровень информированности подростков по проблемам,

связанным с наркотиками.

Выработать и развить навыки, предотвращающие употребление психоактивных веществ

Содержание занятий в приложении 2

6

Скажи жизни – ДА!»

Конкурс плакатов

И девизов

Учащиеся

6-11 классов

Пропаганда ЗОЖ

Рисуночная деятельность

7

«Навыки конструктивного взаимодействия с подростками»

Общешкольное собрание 6-9 кл.

Родители

Формирование представления и осознания важности первичной профилактики N. Пропаганда ЗОЖ. Общение в семье.

Беседа, дискуссии.

8

«Мой выбор»

Факультативы 6-8 кл

Учащиеся

Оказание психолого-педагогической помощи в личностном самоопределении уч-ся, развитие умения делать выборы в сложных ситуациях

Беседа, ролевые игры, тренинги

10.

«Скажи жизни – ДА!»

Беседа, семинар

Подростки «группы риска»

Первичная профилактика наркозависимости

Беседа, ролевые игры

 

Приложение 1

 

ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ АКЦИИ

 

Семинар-тренинг для педагогов

«Образовательная среда и первичная профилактика вредных привычек у детей»

 

Адресная направленность: классные руководители и учителя-предметники

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в первичной профилактике вредных привычек (в том числе и наркозависимости)

Задачи: - формирование представления о первичной профилактике

- развитие умений эффективного взаимодействия с детьми

- развитие умения выражать свои эмоции

- осознание принципов безусловного принятия детей.

 

Содержание семинара - тренинга

1. Приветствие.

2. Представление, знакомство и самопрезентация.

3. Выработка правил группы.

4. Сбор ожиданий группы.

5. Информирование педагогов:

- что такое первичная профилактика, роль школы

- прямая и непрямая первичная профилактика, адресная и возрастная направленность программ профилактики

6. Разминка «Ладошки».

Участники в парах, приставив ладошки друг к другу, по очереди начинают осуществлять давление на друг друга. Необходимо фиксировать свои ощущения. Обсудить впечатления и ощущения.

7. Упражнение «Наши зависимости»

В парах рассказать о своей зависимости, ответить на следующие вопросы:

- отрицательные моменты, которые возникают у меня в связи со своей личной зависимостью;

- как часто я сталкиваюсь со своей зависимостью

- в чем «+» стороны моей зависимости и какие чувства она мне дает;

- какие цели я достигаю с помощью своей зависимости;

- что я хочу с ней сделать;

- что мне мешает это сделать;

- что может помочь мне в достижении этой цели.

- Составить список наших чувств к нашей зависимости

8. Разминка «Паровозики» (модификация «слепой и поводырь»)

9. Упражнение «Горы и долины»

Цель: выявление внутреннего и ли внешнего ресурса в сложных критических жизненных ситуациях

На листе бумаги необходимо изобразить в виде временной линии свой жизненный путь (варианты за год, всю прошлую). Линия представлена в виде спадов и подъемов, при этом спады символически изображают эмоциональные переживания, трудности, проблемы, а «горы» - положительные переживания.

Важно при обсуждении ответить на следующие вопросы:

- Чего в вашей жизни больше? Подъемов или спадов?

- Вспомните свое состояние в период кризиса? Что вы чувствовали?

- Как вы преодолели кризисное состояние? Кто вам помог в этом (сам, родители, друзья, психолог, близкие и др.)

Информирование: Внешний и внутренние ресурсы человека в преодолении критических и проблемных ситуаций. Понятие самодостаточности. Уверенность в себе. Саморегуляция в стрессовых ситуациях.

10. Определение ресурса педагогов, уровня притязаний и уровня достижений, тест «Уровень притязаний, (моторная проба)», модификация Л.В.Бороздиной

11. Игра «Скала»

Участникам необходимо построиться в одну шеренгу по линии. Построение может быть произвольным. За воображаемой линией, перед которой стоят участники находится пропасть и обрывы. Первый участник должен пробраться сквозь «скалу», преодолевая препятствия из участников и не упасть в пропасть, удержать равновесие. Потом следующий и т.д.

Обсуждение:

- чувства и ощущения участников во время передвижения

- общая тактика «скалы»

- позиции и поведение отдельных «альпинистов» и «скалистов»

- чувства и эмоции упавших в пропасть участников

- возможные стратегии поведения

- перенос игровой ситуации в реальную жизнь

12. Мозговой штурм. «Что может провоцировать наркозависимость в школьной ситуации или может способствовать уменьшению данных явлений в школе?»

Фиксация наработанных материалов. Обсуждение и анализ.

Обратить внимание: многие педагоги указывают на наличие проблем вне школы: отношения в семье, низкая нравственность, отсутствие ценностей, безконтрольность со стороны родителей и т.д.. Необходимо фиксировать момент «А что может сделать школа? Где ее роль в первичной профилактике?» Здесь необходимо подвести педагогов к пониманию собственной позиции в ситуациях взаимодействия и общения с учащимися, создание положительного психологического климата как в классном коллективе, так и в школьных и учебных ситуациях, организация поддержки для учащихся.

13. Упражнение «Такие разные снежинки»

Цель: выявления разных стилей понимания инструкции и осознание индивидуального дифференцированного подхода.

Задание: свернуть лист бумаги пополам и оторвать правый верхний уголок, данное действие повторять пока возможно. Развернуть снежинки и сравнить с другими в группе.

Обсуждение: - инструкция одна, почему получились разные снежинки;

- в реальной жизни, в классе, когда учитель объясняет материал, происходит ли нечто подобное?

- Почему? С чем это связано?

- Что делать в данных ситуациях?

14. Работа в группах. Составление школьных программ по первичной профилактике вредных привычек (наркозависимости)

15. Упражнение «Что я возьму с собой с данного семинара и что не возьму?»

16. Рефлексия. Обратная связь.

17. Прощание.

Приложение 2




double arrow
Сейчас читают про: