Воинские части в районе в годы войны

  Великая Отечественная война внесла существенное изменение в мирную жизнь Ичалковского района Мордовии.Уже в первый день 23 июня 1941 года на фронт было отправлено 29 мужчин из Ичалковского и 32 запасника из Ладского районов. В основном это были мужчины 1910-1915 годов рождения, имеющие нужные фронту специальности – механизаторы, шофера. Большинство из них прошли фронтовыми дорогами до Европы, прошли всю войну с первого до последнего дня. Но в те дни они стали первыми, кто отправился из района защищать Родину.

     Воинские части формировались и на территории Мордовии. Осенью 1941 года часть призванных в РККА была направлена в 13 отдельный гужтранспортный батальон, дислоцированный на территории Мордовской АССР. В этом документе отмечено, что были призваны члены партии Рыжаков Фёдор Ермолаевич и Андронов Степан Васильевич из Ичалковского райкома ВКП(б), Быстров Сергей Иванович из Ладского РК ВКП(б) (ЦДНИ РМ, ф. 5681, оп.1,д.47, л.22-23).

 Помимо раненых, эвакуированных в район в первые же месяцы войны прибыли воинские части для размещения на территории, не захваченной немцами. Так, из Постановления Совнаркома МАССР от 28 октября 1941 года, мы узнаём, что:

«1. Прибывающую Н-скую часть разместить в сёлах: Кемля, Ичалки, Баево, Рождествено, Оброчное Ичалковского района.

2. Обязать Председателя исполкома Ичалковского райсовета депутатов трудящихся тов. Князькина разместить воинскую часть в указанных сёлах, создать необходимые культурно-бытовые условия для подготовки бойцов». (ЦГА РМ, ф.р-228, оп.3, д.62, л.210).

    Бойцы Н-ской части были размещены в здании Ичалковской школы, в жилых домах сельчан. Жили тесно, но дружно. Жителям сёл района приходилось тесниться в домах по 8-10 человек. Но никто не жаловался, все понимали, что для Победы требуется многое, а теснота и скученность –это все временные трудности.

Помимо воинской части на территории Ичалковского района были размещены и специализированные воинские части. Так из Постановления № 192 Совнаркома МАССР от 4 ноября 1941 года известно, что «Совет Народных Комиссаров АССР постановляет:

1.Прибывающий на территорию Мордовской АССР 85-й батальон химотпора дислоцировать на станции Оброчное Ичалковского района Казанской железной дороги.

2.Обязать председателя исполкома Князькина и райвоенкома тов. Инсаркина:

а) до 10 ноября оборудовать кухонный очаг для батальона на 320 человек, используя для этого местные строительные материалы;

б) отвести батальону помещение под столовую, сделать или отвести конюшню и складские помещения под хранение продовольствия, вещевого довольствия, боеприпасов и оружия;

  в) до 10 ноября с. г. отвести под расквартирование штаба батальона жилое помещение;

  г) обеспечить на месте дислоцируемый батальон необходимым топливом (дровами) путём отвода лесосеки,

  3. Предложить тов. Полякову (Главнефтесбыт) выделить во временное пользование батальону цистерну на станцию Оброчное для хранения горючего, емкостью 15-20 тонн.

                                                       Председатель СНК МАССР Верендякин»

ЦГА РМ, ф. р. -228, оп. 3, д.62, л.241.

 

  В то же время во всех районах Мордовии велась активная подготовка медсестер, сан дружинниц и обучение населения ПВХО. Впрочем, если в Ичалковском районе с подготовкой медсестёр дело обстояло неплохо, то в Ладском эта работа не велась.

Об этом свидетельствует документ от 8 ноября 1941 года: «1. По состоянию на 25 октября организованы курсы медсестер запаса в 19 точках с охватом учащихся – 510 человек, из них – 10 курсовых точек в Саранске и остальные 9 - в районных центрах…

  В 6 районах республики – Мельцанском, Кадошкинском, Ладском, Рыбкинском, Старошайговском, Ширингушском – вопросом подготовки кадров медсанитарных работников совершенно не занимаются, сандружины не организованы…

  2. Подготовка населения к ПВХО по республике проходит совершенно неудовлетворительно. На 20 октября 1941 года из числа подлежащего обучению населения – 562 967 чел., обучено 88 648 чел., или 16 %, охвачено обучением – 313 592 чел., или 55, 70. Таким образом, 29,3 % населения обучением не охвачено. Особенно плохо обстоит дело в районах...Ладском – 3 %...

Групп самозащиты подготовлено на предприятиях, в учреждениях и в школах – 526 и в колхозах – 459. В 12 районах республики групп самозащиты в колхозах нет…, а в Лямбирском и Ладском районах групп самозащиты совершенно нет.

                                          Зав. военным отделом Мордовского обкома ВКП(б) Ермолаев»

ЦДНИ РМ, ф. 269, оп.3, л.14-16.

  На территории района в районе села Рождествено уже в первые месяцы войны начали строить аэродром для легкомоторных самолётов, а впоследствии разместили и школу для подготовки и переподготовки лётчиков.

   Место для аэродрома было выбрано в июле 1941 года.

    Из акта о выборе участка под строительство аэродрома от 29 июля 1941 года узнаём, что «…уполномоченным ВВС МВО инженером Шебалиным Г.А., секретарем Ичалковского РК ВКП(б) тов. Рыжовым Н.И. и председателем Ичалковского райсовета депутатов трудящихся тов. Князькиным И.С. в том, что ими был произведён выбор участка под строительство аэродрома. Выбранный участок, размером 1500 х 100 метров к югу от села Рождествена и на расстоянии от одного километра от села Ичалки. Железная дорога Горький – Саранск проходит севернее участка на расстоянии 1,5 км. Ближайшая железнодорожная станция Оброчное находится в двух километрах от участка на северо-восток. Рядом с ней расположена нефтебаза, которая может быть использована как бензохранилище для будущего аэродрома. Часть выбранной территории -50 га- ранее была отведена под спортивный аэродром. В настоящий момент 38 га этой территории запханы и засеяны яровыми: пшеницей – 13 га и кориандром – 20 га. Прирезанной территорией является пахотная земля Рождественского колхоза «По заветам Ленина» и находится под парами.

Северная часть участка представляет из себя плавный подъём к югу. Южная часть пересечена оврагами, которые подлежат засыпке. В процессе работы необходимо будет убрать недозревший кориандр, в связи с этим нужно возместить убытки колхозу «По заветам Ленина». Участок, засеянный пшеницей, следует разрабатывать в последнюю очередь, дав тем самым возможность колхозу убрать урожай текущего года. Имеется возможность расширения аэродрома до пределов стационара на восток за счёт земель колхоза «По заветам Ленина».

  (ЦГА РМ, ф.р.-228, оп. 3,д. 65, л.165.

   Воинская авиационная часть размещалась в сёлах Ичалки и Рождествено, рядом с аэродромом. Из документа, датированного 5 сентября 1941 года, мы узнаём, что Ичалковский аэродром строили в августе 1941 года инженером отдела аэродромной службы УВВС МВО тов. Гайдаровым. (ЦГА РМ, ф. р. -228, оп.1, д.65, л. 237).

  Впоследствии содержание аэродрома и воинской части требовало больших затрат и усилий.

  В письме Первой запасной авиабазы ВВС ВМФ Совнаркому МАССР и Обкому ВКП(б) МАССР от 11 декабря 1942 года о внесении изменений в Постановление Бюро обкома и Совнаркома № 1035 от 8 сентября 1942 года по очистке аэродромов от снега мы читаем:

  «Прошу внести изменение в постановление бюро обкома и СНК от 8 сентября 1942 года за № 1035 по очистке аэродромов от снега.

   1. В графе «Авральный выход после метели и снегопадов» вместо 750 человек рабочих и 410 лошадей с санями для 4 аэродромов, внести по 900 человек и 200 лошадей на каждый аэродром в отдельности, т.е. общей суммой для всех аэродромов  рабочих 3600 человек, лошадей с возчиками и санями 800.

   Необходимость изменения вытекает из полученной нами новой инструкции по очистке аэродромов, в которой указано: очистка прифронтовых аэродромов должна производиться в 20-часовой срок, а тыловых – в 30-часовой срок. Поэтому из 30-часовой готовности аэродрома и из самой практики видно, что для каждого аэродрома нужно не менее 900 человек временных рабочих и 200 лошадей.

  Указанное в постановлении150-200 человек авральных рабочих и 90 лошадей для каждого аэродрома ни в малейшей степени не обеспечивает нужную летную работу, а благодаря безответственности отдельных товарищей, персонально отвечающих за обеспеченность каждого аэродрома в отдельности, работа по очистке полос от снега сильно запущена и, можно считать, в основном сорвана.

   Вышеуказанное постановление бюро обкома ВКП(б) и СНК МАССР не выполняется, явка рабочих в постоянные и авральные дни достигает в среднем 30-40 рабочих и 8-10 лошадей по каждому аэродрому, что составляет 20-25 % к числу рабочих и лошадей, указанных в постановлении. Пример:

   9 декабря, в авральный день на Саранский аэродром явилось 37 человек рабочих с 4 лошадьми вместо положенных 240 человек и 140 лошадей, несмотря на то, что все ответственные лица были своевременно предупреждены.

   Работа по очистке полос ставится под угрозу срыва и невыполнения приказа Народного комиссара Военно-Морского Флота и постановления ГКО.

   О подобных фактах неоднократно ставили в известность представителей обкома, контролирующих постановление (тт. Дьяченко и Гидаева). Указанные факты срывают подготовку летных кадров, готовящихся фронту, из-за отсутствия работоспособных аэродромов в зимних условиях.

   При сем прилагаю сведения о явке рабочих и лошадей в среднем по каждому аэродрому в отдельности. На 10 декабря:

№№

Наименование аэродромов

Положено явиться

Фактически являются

Постоянно

Авральных

Постоянно

Авральных

Раб. Лошадей с возчик. Раб Лошадей с возчик. Раб Лошадей с возчик. Раб Лошадей с возчик.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  1.Саранский   4.Ичалковский 90 60 30 20 240 150 140 90 45 35 8 10 50 40 8 10

2. На всех аэродромах в летний период до поздней осени силами подразделений были заготовлены дрова, заготовка дров  происходила непосредственно в лесу, на корню. В настоящее время запас дров иссяк, а заготовлять не представляется возможным, т.к. весь личный состав и автотранспорт работают на аэродроме по очистке снега. Отсутствие дров ставит под угрозу отопляемость жилых помещений, служебных зданий и складов, столовых и т.д.…

3. В авиагарнизонах: Ичалки, Рузаевка, Чамзинка, Саранск размещение личного состава очень затруднено. Прибывающий личный состав не представляется возможности разместить с требованиями, предусмотренными уставами и приказами Народного комиссара Военно-Морского Флота. Из-за отсутствия жилых помещений (казарм) приходится размещать в отдельных домах, что даёт возможность общаться с местным населением и является основной причиной заболевания личного состава сыпным тифом благодаря заносу вшей через местное население. Имеются факты, в частности в Ичалках 75-80 % личного состава имеют вшивость, а также известный процент и в других подразделениях…

            Командир 1 запасной авиационной базы ВВС ВМФ Арутюнов

ЦГА РМ, ф. 228, оп.3, д.72, л.1876-77.

   К сожалению, не обошлось без потерь, в сентябре 1942 года недалеко от села Ичалки разбился учебный самолет, выполнявший учебный полёт, с двумя лётчиками на борту. Лётчики, проходившие переподготовку в Ичалках, погибли и были похоронены на местном кладбище.

       


Здание Ичалковской средней школы, в котором в годы войны была размещена воинская часть


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: