Политические партии России 90-х годов: основная характеристика и представители

Вторая после начала ХХ-го века попытка генезиса политических партий России началась на рубеже 80-90-х гг. ХХ века в условиях системного кризиса «советской модели социализма». Причём, генезис российских партийных структур как сущностная часть революционного сдвига был подобен «всплеску», «взрыву», закономерно произошедшему после десятков лет социалистического «сжатия»

российского общества тоталитарной политической системой.

Важнейшим аспектом анализа любого политического института или процесса является периодизация его развития, т.е. деление процесса становления многопартийности в современной России на отдельные качественно отличающиеся друг от друга периоды, вычленяемые в соответствии с выявленными закономерностями или определенными признаками. Именно научная периодизация процесса становления многопартийности, выделение его обособленных этапов позволяют более полно осмыслить логику и вектор развития партийной системы в нашей стране.

В новых, постсоветских условиях, институт российских политических партий прошёл несколько этапов своего развития и практической деятельности. Анализируя разные модели периодизации становления многопартийности в России в 1990-х годах, можно выделить четыре таких этапа:

1. 1988 г. (7 мая – провозглашение первой в истории страны некоммунистической партии «Демократический союз») – август 1991 г. (распад СССР). Характеристика: общественные движения выступают как протопартии, они полностью поглощены своими внутрипартийными проблемами и почти не взаимодействуют друг с другом, сами по себе партии на данном этапе достаточно слабы и не влиятельны, борьба между «партией Советского Союза» во главе с Михаилом Горбачевым, и «партией Российской Федерации» во главе с Ельциным;

2. Август 1991 г. (распад СССР) – осень 1993 г. (конституционный кризис, противостояние Верховного Совета РФ и исполнительной власти). Характеристика: становление партийной системы: партийно-политическую систему уже можно описать в идеологических и политических координатах, в ее рамках партии функционируют как идеологически определившиеся организации, приступают к взаимодействию друг с другом, что выражается в блоковой политике и союзнических или оппозиционных отношениях; кризис партийного развития, борьба между «партией президента» и «партией Верховного Совета России»;

3. Осень 1993 г. (конституционный кризис) – лето 1996 г. (вторые президентские выборы в РФ). Характеристика: электоральная реформа, становление партийной системы: партии получают возможность участвовать в выборах в федеральные и региональные представительные органы власти, а также бороться за места в исполнительной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации; установление суперпрезидентской республики;

4. Период с лета 1996 г. Характеристика: институционализация партийной

системы.

 

 Первые протопартии в РСФСР появляются с началом Перестройки. В период 1986-1988 гг. Активно развиваются всевозможные неформальные общественные организации.

Затем в 1988-1989 происходит активизация народных фронтов и создаются различные протопартийные структуры. Так, 7–9 мая 1988 года в Москве состоялся учредительный съезд первой оппозиционной политической партии – Демократического союза (состоявшая из бывших диссидентов, в том числе Валерии Новодворской). Появлялись и партии других политических направлений. Так, 31 марта 1990 года прошел учредительный съезд Либерально-демократической партии Советского Союза (ЛДПСС), предшественницы нынешней ЛДПР. Неофициально эта партия возникла еще осенью 1989 года. В это же время были созданы такие партии, как Конституционная демократическая партия - Партия народной свободы (КДП-ПНС) и Объединённый фронт трудящихся, активно занималось политической деятельностью Общество «Память».

В 1988 году КПСС приняла решение об альтернативных выборах, связанное с необходимостью восстановить легитимность и эффективность режима. Однако весной 1989 г. коммунистическая партия оказалась не в состоянии осуществлять полный контроль над парламентом. Для многих людей партия перестала быть сколько ни будь значимым авторитетом. После отмены шестой статьи Конституции о руководящей и направляющей роли коммунистической партии появилась возможность легитимной оппозиции режиму. В новых условиях КПСС оказалась слаба и неспособна вести эффективную борьбу. Наиболее сильной оппозиционной партией стала «Демократическая Россия».

«Первая волна» партиеобразования (1990-1991), ставшая возможной после признания многопартийности в СССР, парадоксальным образом сопровождалась не консолидацией партийно-политических сил, а, напротив, разукрупнением уже имевшихся неформальных объединений. Это обернулось жесткой «внутринишевой» конкуренцией, которая вела к многократному дроблению политических объединений, вычленению из них многих «клонов». В этот период в России возникло несколько десятков новых политических партий самых разных направлений.

За период 1988-1991 гг. российские политические партии, движения, группировки возникали и действовали в массе своей как протестная оппозиционная сила в отношении КПСС и всей «советской модели социализма». Именно оппозиционные партийно-политические объединения, возглавляемые рядом харизматических политиков, таких, как А. Сахаров, Б. Ельцин, А. Собчак, Ю. Афанасьев, Г. Попов и др. осуществили в опоре на широкую общественность Августовскую демократическую революцию 1991 года, в результате которой власть КПСС и партийно-советской номенклатуры пала. После опубликования Указа «О запрещении на территории республики коммунистической партии» (6 ноября 1991 г.), подписанного президентом РСФСР Б. Ельциным, в России окончательно завершилась эпоха политического господства КПСС. Россия вступила в посткоммунистический период. Вторая волна партиебразования (1991-1993) послужила базисом для формирования большего прагматизма последующего партийного строительства. Этому способствовало снижение интереса населения к политической жизни, что

побуждало партии в большей степени начать бороться за интересы граждан – будущих партийных избирателей.

 К тому моменту уже можно было выделить несколько устоявшихся групп партий с точки зрения их идеологических ориентаций. Среди них были условные реформаторы (демократы), центристы и патриоты.

Новый всплеск (конец 1993 - конец 1995) активности партийной деятельности был связан с первыми свободными выборами в декабре 1993 года. Практически все исследователи партий в России отмечают, что начальный этап формирования партий был связан с конституционной и избирательной реформами 1993 года. Введение в России «смешанной несвязанной» электоральной формулы сыграло роль катализатора партийного развития. Депутаты Государственной думы избирались не только персонально, но и по партийным спискам. Это дало толчок к развитию партийной системы. Первые партийные выборы в Государственную думу 1993 г. и события, им предшествовавшие (конституционный кризис осени 1993 г.), существенно повлияли на партийно-политический расклад. Прежде всего можно было видеть организационный разгром прежней оппозиции, в результате которого на авансцену вышли новые политические силы, а также начало раскола между «партией власти» и демократами, которые после разгрома внесистемной оппозиции начинали занимать освободившуюся нишу оппозиционных сил. В результате данный период вел к поляризации и атомизации политических сил. В рамках новой политической системы, создававшейся на основе новой Конституции 1993 года, многопартийность в России расцвела «пышным

цветом».

Безбрежная, «хаотичная» многопартийность оказалась благодатной почвой для продолжения ожесточённой политической борьбы, в ходе которой за период 1995-1999 гг. обозначилось две мощные политические силы: КПРФ с её союзниками и сателлитами и Президент РФ в опоре на спектр «партий власти» и их сателлитов. Избирательная кампания по выборам президента РФ в 1996 г. привела к такой поляризации политических сил и общества, что в общественно-политической повестке возник запрос на политический центр, формирование «третьей силы» на фоне условно «реформистского» и «антиреформистского» политических лагерей.

На лидерство в нише «третьей силы» претендовали генерал А. Лебедь («Конгресс русских общин»), экономист Г. Явлинский («Яблоко») и известный офтальмолог С. Федоров (Партия самоуправления трудящихся). Именно эта «третья сила» и сыграла важнейшую роль в стабилизации предельно поляризованной политической системы между первым и вторым туром президентских выборов 1996 г. Позиция «третьей силы» позволила первому президенту РФ Б.Н. Ельцину переизбраться на второй срок, что удержало ситуацию и не допустило смены политического режима. В свою очередь, это позволило партийно-политической системе РФ в дальнейшем развиваться эволюционно. Накал борьбы усиливался и ошибками Б.Н. Ельцина как главы государства. Все они дали повод парламентской партийно-политической оппозиции поставить вопрос в начале 1998 года о подготовке процедуры импичмента в отношении первого Президента России. Свой новый ресурс Президент РФ Б.Н. Ельцин нашёл в лице предвыборного блока «Единство» и предложенного им в августе 1999 г. на пост

главы Правительства В.В. Путина.

Мы видим, что Президент РФ Б.Н. Ельцин в течение всего периода своего правления держал линию на развитие многопартийности. Вместе с тем, российская многопартийность так и не достигла уровня партийной системы. Например, не был принят Закон о политических партиях и т.д. Как представляется, недостигнутая системность тормозилась беспощадной двусторонней борьбой между Президентом РФ и политической оппозицией в форме постоянной межпартийной конкуренции и борьбы за власть.

Среди таких конкурировавших политических партий можно выделить несколько групп, объединенных на основе одной идеологии:

1. Либерально-демократические партии

 Значительное место на правом фланге занимали политические организации и движения «демократического блока». Они не выдвигали националистических лозунгов, но отличались радикализмом в стремлении к либерально-буржуазным реформам.

 С развалом СССР все политические партии либерального направления начали обращать внимание на строительство новой России. В программных документах политических партий и движений либеральной ориентации содержались такие общие требования, положения, как защита прав человека и свобода личности, ненасилие, построение гражданского общества и правового, политически стабильного демократического государства, реформа системы государственного управления, отрицание тоталитаризма, разделение властей, полная реализация прав личности в сфере экономики, свободная конкуренция в экономике, борьба с преступностью и коррупцией, реформирование бюрократического, аморального общества в современное общество политической демократии и рыночной экономики, реформирование пенсионной системы, реорганизация системы медицинского обслуживания, формирование эффективной системы образования, поддержка отечественной науки и культуры т. д.

К таким партиям можно отнести, прежде всего, Федеральную партию «Демократическая Россия» (ФПДР) во главе с сопредседателями Г. В. Старовойтовой, Л. А. Пономаревым и Г. П. Якуниным. Она была создана летом 1994 г. Зарегистрирована партия была 31 марта 1995 г. Партия имела небольшую численность — около 4 тысяч членов. Идейно-политическая ориентация партии была выдержана в духе одной из разновидностей социального либерализма. ФПДР выступала за углубление федерализма с постепенной передачей субъектам Российской Федерации и местным органам власти все больших полномочий. Руководители партии высказывались за создание в России экономической системы западного типа с необходимостью адресности всех мер социальной поддержки.

 Другой партией «демократического блока» был «Демократический выбор России» (ДВР), во главе которого стояли Е. Т. Гайдар, С. А. Ковалев, А. Б. Чубайс. ДВР был образован на базе депутатской фракции «Выбор России» в Первой Государственной Думе в июне 1994 г., а зарегистрирован 9 августа того же года. ДВР насчитывала до 10 тыс. членов. Программные установки «Демократического выбора России» исходили из приоритета общечеловеческих ценностей над национальными, частных интересов над общественными. Партия выступала в защиту прав и свобод граждан и создание в России гражданского общества, демократического правового государства западного типа. Основой экономической деятельности они считали частную собственность на основные средства производства, включая землю. В социальной сфере партия выступала за полную ликвидацию прежних социальных гарантий и переход к адресной поддержке неконкурентоспособных слоев населения в противовес государственному патернализму.

 Избирательное объединение «ЯБЛОКО» (название составилось из начальных букв фамилий главных учредителей - Г. Явлинского, Ю. Болдырева и В. Лукина) было создано после сентябрьско-октябрьского политического кризиса, завершившегося кровавыми столкновениями в Москве 3-4 октября. 11 ноября 1993 года объединение было официально зарегистрировано. Лидером объединения стал Г. Явлинский. Объединение «ЯБЛОКО» стало ведущим и наиболее ярким представителем «демократической оппозиции», равноудаленной как от правящего режима, так и от оппозиции «народно-патриотической». Его центральной программной идеей было формирование крупного, устойчивого и стабильного «среднего класса» по образцу западноевропейских стран и США. «ЯБЛОКО» делало упор на социальную ориентацию экономических реформ, его руководители высказывались за создание предпосылок для широкомасштабного инвестирования в производственную сферу. При этом предпочтение отдавалось общечеловеческим ценностям, а не интересам государства. В 1996 г. было принято решение о постепенной и поэтапной трансформации Объединения «ЯБЛОКО» в полноценную политическую партию с таким же названием.

Близкими к партии «ЯБЛОКО» по своим программным установкам были общественно-политическое движение «Вперед, Россия» (В/Р) во главе с Б. Г. Федоровым и «Партия Российского Единства и Согласия» С. М. Шахрая. В этой части спектра правого фланга находилась также «Партия экономической свободы» К. Н. Борового и «Демократическая партия России» во главе с Н. И. Травкиным, Республиканская партия РФ В. Н. Лысенко, "Союз реалистов" Ю. В. Петрова, а также Коалиция Либеральных и Правоцентристских Партий (КЛПЦП).

Демократическая Партия России была одной из крупнейших политических организаций в либеральном блоке. Она возникла в 1990 году. На учредительной конференции ДПР ее председателем был избран народный депутат СССР и РСФСР Н. Травкин. Идеологией партии являлся либеральный консерватизм. В вопросе государственного устройства ДПР заявляла необходимость собрать Учредительное собрание, т.к. только оно было бы правомочно определять форму государственного правления. В результате раскола часть членов покинули партию и вступили в движение «Демократическая Россия» 14 марта 1991 года партия была зарегистрирована. В том же году происходит второй раскол, ДПР окончательно разрывает отношения с «ДемРоссией», выделяется так называемая Либеральная фракция (идеология - создание нового союзного государства).

В сентябре 1999 г. на основе объединения «Россия молодая», движения «Вперед, Россия!», «Общего дела», «Республиканской партии Российской Федерации», «Партии экономической свободы», «Свободно-демократической партии России» был образован избирательный блок «Союз правых сил» (СПС). «Союз Правых сил» (СПС), как новообразованная либеральная партия, в своих программных документах при оценке роли и места государства в социально-экономической политике выступала против вмешательства государства в экономику, за сокращение госрасходов и госзакупок, доли государственной собственности и за снижение налоговой нагрузки. СПС, впервые участвовавший в выборах в ГД в 1999 году, преодолел 5% барьер обогнал «Яблоко» и набрал более 8% голосов избирателей.

Ближе к центру в группе либерал-демократических партий располагались социал-демократические объединения: «Социал-демократическая партия России» (СДПР), «Российский социал-демократический союз» (РСДС), в который входила официально СДПР и на персональной основе - РСДЦ, ПТ, РПЗ и др., Общественно-политическое движение «Социал-демократы» (СД).

В центре программных интересов РСДС были социальные вопросы и, прежде всего, защита интересов наемных работников. Основным инструментом этого выступало так называемое социальное партнерство. Руководители РСДС считали, что основным способом обеспечения социальных гарантий был некий социальный минимум, в который входили не только продовольственные, но и промышленные товары, а также полноценный отдых, образование, медицинское обслуживание и культурный досуг. В политической области главным программным требованием Союза было преобразование РФ в республику парламентского типа с подотчетностью правительства Федеральному Собранию.

«Социал-демократы» имели за собой 1,5 тысячи членов. Основная цель СД состояла в строительстве в России правового демократического государства с развитой социально ориентированной рыночной экономикой. В идейно-политическом отношении Движение являлось конгломератом социально-либеральных и социал-демократических принципов. Возможности правящего тогда страной режима во главе с президентом Б. Н. Ельциным лидер СД Г. X. Попов считал исчерпанными, а сам этот режим обвинял в номенклатурном перерождении.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: