Группа (Вебер Е.В. Косьяненко А.Е. Петова А.С. Прохорова А.В.)

Период в Истории России Принятые реформы   Численность государственного аппарата
17-18 век По рассказам современников, однажды в Сенате Пётр пригрозил издать указ, по которому всякий, кто украдет у казны сумму, на которую можно купить верёвку, будет повешен. Генерал-прокурор Ягужинский на это заметил: «Неужели вы хотите остаться императором без служителей и подданных? Мы все воруем — с тем только различием, что один больше и приметнее, чем другой» 1726–1727 годы были введены новые штаты, сводившие до минимума число работников канцелярий.Так, во всех местных канцеляриях России предусматривалось оставить только 660 канцелярских служителей, тогда как в конце XVII века эту работу исполняли 1 900 подьячих. 1755-1762 Новый этап в развитии бюрократии связан с проведением губернской реформы 1775 года. Ее результатом стало беспримерное в истории государственного управления России увеличение числа местных учреждений, прежде всего судебных, обусловившее быстрый рост рядов чиновничества. В 1762 на престол вступает Екатерина вторая. Ко времени её вступления на престол в России уже глубоко укоренилась система мздоимства, произвола и прочих злоупотреблений со стороны чиновников, о чём она сама громко заявила вскоре после вступления на трон. 18 июля 1762 г., всего лишь через 3 недели после начала царствования, она выпустила Манифест о лихоимстве, в котором констатировала множество злоупотреблений в области государственного управления и правосудия и объявила им борьбу. Однако, как писал историк В. А. Бильбасов, «Екатерина скоро убедилась сама, что „мздоимство в государственных делах“ не искореняется указами и манифестами, что для этого нужна коренная реформа всего государственного строя — задача… оказавшаяся не по плечу ни тому времени, ни даже более позднейшему». Поэтому, несмотря на резкий рост расходов на содержание чиновничьего аппарата в течение её царствования, злоупотреблений не становилось меньше. Пётр 1 По данным напитывалось около 4,7 тысяч чиновников к концу 17 века. При Петре I государство, построив сложный канцелярский аппарат с большим количеством чиновников, не имело достаточно средств, чтобы содержать его. Не получая жалованья, которое из-за постоянных войн часто задерживали или не выплачивали вовсе, многие чиновники, особенно низших классов, откровенно бедствовали, поэтому взятки нередко были для них единственным способом выживания. Точных данных о численности государственного аппарата в конце XVIII века не существует. Предположительно ее определяют в 21,3 тысячи человек, в том числе от 12 до 16 тысяч чиновников. К концу XVIII века только на местах было занято свыше 30 тысяч человек.
19 век Реорганизация государственного аппарата начала XIX в. потребовала общего значительного увеличения числа чиновников и повышение уровня их квалификации. Из реформ в государственном аппарате: 1 января 1810 «Образование Государственного совета» «Общее учреждение министерств» от 25 июня 1811г. 6 декабря 1826 г. Николай I распорядился об образовании особого комитета. Рост численности чиновников привлек внимание министра внутренних дел П. А. Валуева, он считал, что чиновничество ложиться тяжким бременем на казну, с чем нельзя не согласиться Как отметил советский историк П.А. Зайончковский, в первой половине XIX века (к 1847 г.), т.е. за 50 лет (1796-1847), число чиновников увеличилось примерно в 4 раза, составив 61548. Если учесть, что население страны за этот период увеличилось всего в 2, то, очевидно, что государственный аппарат увеличивался почти в 3 раза быстрее, чем население. В течение второй половины XIX в. рост правительственного аппарата был стабильным: в 1903 г. его общая численность составляла, по подсчетам Зайончковского, 384 тыс., а вместе с канцелярскими служителями - не менее 500 тыс. В то же время, несмотря на устойчивое представление о засилье бюрократии в России, её численность в XIX веке, как свидетельствуют исследования ученых, была незначительной по отношению к общей численности населения и в сравнении с наиболее развитыми странами Европы. Историки констатировали неэффективность правительственного аппарата при Николае I. По переписи 1897 г. (без Финляндии) с учетом внетабельного чиновничества — 435818 чел. Много это или мало? На рубеже XIX и XX в. на 1000 жителей приходилось во Франции 176 чиновников, в Германии — 126, в Соединенных Штатах Америки — 113, в Великобритании — 73, в европейской части России — 62.
20 век К началу XX в. в Российской империи сохранялась система государственного управления, одним из характерных признаков которой была значительная бюрократизация. Первое место среди высших государственных учреждений страны принадлежало Государственному Совету, созданному еще в 1810 г. по инициативе Сперанского. Члены и председатель Совета назначались царем, а по должности в его состав входили министры. До своей реорганизации в 1906 г. Совет являлся высшей законосовещательной инстанцией. Предварительное обсуждение законопроектов, вносившихся по воле царя, происходило в департаментах, которые играли роль подготовительных комиссий. Верховная власть и государственный аппарат пытались совместить традиционные устои в организации власти с намерениями проведения реформ, конечная цель которых до конца не осознавалась. Так, 26 февраля 1903 г. в императорском Манифесте говорилось об убежденности «хранить вековые устои российской державы», подавлять «смуту». Также провозглашалось намерение расширять свободу вероисповедания и идти по пути ослабления «сословной неравноправности» крестьян, т. е. большинства населения страны. Таким образом, казалось, что спокойное развитие страны на основе привычного уклада жизни будет продолжаться бесконечно. Закрепив победу, одержанную в Октябре, большевистская партия и Советское правительство направили все усилия масс на решение великих задач создания нового государственного и общественного строя. Исключительную роль в организации народных масс играли исторические декреты Советской власти. Первоочередным делом партии и рабочего класс после победы Октябрьской революции слом угнетательских органов старой, буржуазно-помещичьей государственной машины и создание нового советского государственного аппарата. Неимоверно тяжело было строить новое государство. Пролетариат располагал своими подготовленными кадрами. У рабочих и крестьян, только что освободившихся от гнета эксплуатации, покончив с бесправием, не было и не могло быть никакого опыта управления государством. Трудности усугублялись тем, что власть буржуазной интеллигенции, высшие служащие и чиновники всячески саботировали мероприятия Советской власти.В конце 1980-х гг. старая номенклатура пришла в упадок. Распад произошел в два этапа. 15 октября 1989 г. в газете "Правда" было объявлено, что комиссия ЦК КПСС по вопросам партийного строительства и кадровой политики приняла решение о демонтаже номенклатурного механизма, об упразднении "учетно-контрольной номенклатуры".А с августа 1991 г. высшая партократия была лишена официального списочно-номенклатурного принципа власти. На сентябрь 1985 г. в СССР, как утверждал тогдашний заместитель министра финансов СССР В. Г. Пансков, было 17,7 млн управленцев (без управленческого персонала колхозов, Министерства обороны СССР и КГБ СССР) или 14,9% всех рабочих и служащих. Подавляющее большинство их – 15,3 млн (90%) работали в заводоуправлениях предприятий, объединениях, социально-культурных учреждениях[1]. В 1986 г. была обнародована ошеломившая всех цифра: в стране 18 млн чиновников, содержание которых обходится в 40 млрд руб.
21 век Идея о необходимости радикального изменения существующей системы управления впер- вые прозвучала в Послании Президента РФ Б.Н. Ельцына 1997 г. «Порядок во власти – порядок в стране (о положении в стране и 2 основных направлениях политики Российской Федерации)». Однако реформы были отложены в связи с критическим состоянием эко- номики. При этом в практической плоскости продолжались час- тичные изменения в системе органов государственного управления, направленные на укрепление вертикали власти, совершенствование федеративных отношений и т.д. 2)Этап административной реформы (2002–2010). В 2002 г. указами Президента РФ была утверждена Федеральная программа реформирования государственной службы РФ на 2003–2005 гг., а в 2003 г. – меры по проведению административной реформы в 2003–2004 гг. В качестве целей декларировались комплексная транс- формация системы государственного управления, обеспечение ее большей гибкости и эффективности. Предполагалась изменение системы органов исполнительной власти и проведение бюджетной реформы (переход от сметного принципа финансирования мини- стерств и ведомств к программно-целевому финансированию по результатам). Реформа госслужбы включала комплекс мероприятий, связанных с приемом на работу и продвижением кадров, оплатой труда и системой подготовки чиновников. Численность конкретно госслужащих или чиновников в России в 2013 году составила 1 млн 455 тыс. человек, или 1,9% рабочей силы, следует на основании данных РосстатаИз них в федеральных органах власти работало 248 тыс. человек, в региональных — 246 тыс., в органах местного самоуправления — 498 тыс., финансовых и налоговых органах — 217 тыс., судах — 151 тыс., прочих органах — 95 тыс. Таким образом, в России приходится 102 чиновника на 10 тыс. человек.

 

Вывод

Данные о положении, численности, составе чиновничества в XIX веке дают возможность сделать некоторые выводы.

Государственный аппарат на протяжении XIX века чрезвычайно вырос. Число чиновников с учетом роста населения увеличилось почти в 7 раз. Отсюда можно сделать вывод о том, что государственные расходы на содержание различных чиновников сильно выросли, но не только из-за увеличения численности, но и из-за увеличения выплат чиновникам и постоянной смены форменной одежды.

Сословные рамки в этот период несколько расширялись, т.к. по уставу 1804 года доступ в университеты был открыт для лиц всех сословий, а следующий устав 1835 года хотя и ставил своей задачей сделать университеты доступными в основном для детей дворян, но не устанавливал прямого запрещения для поступления в них лиц других сословий, кроме детей крепостных.

Служить отечеству стало модно. Говоря точнее, стало модно числиться на службе, входить в число тех, кто считался представителем власти, имел чин и носил мундир.

Государственная служба оплачивается денежным жалованьем. Ушедшие со службы по старости и болезням чиновники получали значительные пенсии.

До н. XIX в. чиновникам в России для получения того или иного чина и должности не требовалось никакого образовательного ценза. Закон 24 января 1803 и указ 6 августа 1809, потребовали от чиновников определенного уровня образования. Указ 1809 устанавливал, что чиновники при производстве в 5-й и 8-й классы должны представить свидетельство об окончании университета или выдержать ряд экзаменов в специальной комиссии. Эти меры имели определенные результаты.

В заключение к вопросу о государственном аппарате в России хотелось бы отметить, что во всех сферах царила небывалая бюрократия, чиновники не имели уважения у населения, процветало взяточничество и коррупция, что дает нам понять несовершенство созданной системы управления.
Как и прежде конечное решение по многим государственным вопросам принимается императором единолично.
Но следует отметить и то, что правовая система в России была на высоком уровне, специалисты-правоведы нашей страны оценивались очень высоко по всему миру.
Борьба сословий продолжалась, не менялись сложившиеся веками взгляды и устои, что значительно тормозило развитие страны.

Громоздкий аппарат был крайне неэффективным. Весь опыт СССР показывает, что никакими волевыми механическими способами нельзя сократить госаппарат: ни запретами его увеличивать, ни "чистками", ни ликвидациями или слияниями министерств и ведомств. Только снижением степени огосударствления и изменением функций управленческих органов можно добиться сокращения аппарата и повышения эффективности его работы.

Управленческий аппарат будет расти до тех пор, пока не изменятся принципы управления. Простая передача функций с верхнего уровня на нижний также не ведет к сокращению аппарата. Когда в начале "перестройки" внешнеэкономические функции от одного министерства передали 20 ведомствам и ряду крупных предприятий, то число внешнеторговых работников не уменьшилось, а выросло: теперь каждое ведомство и предприятие образовало свое маленькое "министерство внешней торговли".





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: