Тема практического занятия: Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия

(выписать основные понятия, формулы, таблицы)

Цель занятия – изучениефинансовых результатов и рентабельности предприятия

План занятия:

1. Анализ финансовых результатов

2. Анализ рентабельности

 

Как известно, эффективность функционирования любого предприятия зависит от его способности приносить необходимую прибыль. Оценить эту способность позволяет анализ финансовых результатов, в ходе которого следует получить ответы на следующие вопросы:

· насколько стабильны полученные доходы и произведенные расходы;

· какие элементы отчета о прибылях и убытках могут быть использованы для прогнозирования финансовых результатов;

· насколько производительны осуществляемые затраты;

· какова эффективность вложения капитала в данное предприятие;

· насколько эффективно управление предприятием.

Анализ финансовых результатов осуществляется в первую очередь на основе информации отчета о прибылях и убытках и, следовательно, в своих выводах базируется на показателе так называемой учетной прибыли, т. е. прибыли, выявляемой по данным бухгалтерского учета. В этой связи возникает ряд проблем, которые должны быть учтены при анализе.

Прежде всего следует иметь в виду, что определение прибыли зависит от учетной политики предприятия и действующей методологии учета. Так, переход к учету реализованной продукции не по моменту ее оплаты, а по моменту ее отгрузки привел к тому, что расчетная база доходов и расходов изменилась за счет остатков отгруженной и неоплаченной продукции.

Изменил структуру составляющих отчета и отказ от ранее действовавшего порядка формирования себестоимости, предусматривающего включение в себестоимость реализованной продукции лишь тех расходов, которые признавались для целей налогообложения.

Кроме того, оценка составляющих финансовых результатов деятельности предприятия зависит от выбранной его руководством финансовой политики. В данном случае речь идет о возможности маневра (например, в части распределения затрат между готовой продукцией и незавершенным производством, списания расходов будущих периодов, создания резервов), позволяющей управлять величиной финансовых результатов как текущего, так и будущих периодов.

Необходимо также принимать во внимание базовые подходы к оценке доходов и расходов, используемые в зарубежной практике бухгалтерского учета. Так, в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности № 18 доход признается в том случае, когда вероятна будущая экономическая выгода и эта выгода может быть измерена с высокой степенью достоверности.

Анализ каждого значения дохода имеет важное значение для руководства предприятия.

Анализ дохода начинается с исследования ее динамики и структуры как по общей сумме, так и в разрезе составляющих ее элементов. Для оценки уровня и динамики показателей дохода составим таблицу по показателям ТОО «ААА».

Для более детального изучения факторов, вызвавших увеличение дохода целесообразно рассмотреть источники ее формирования.

Таблица – Анализ доходности предприятия ТОО «ААА»

Показатели

2008 г.

2009г.

Изменения (+;-) Отклонения, %
2009г. к 2008г. 2009г. к 2008г.
1. Доход от оказанных (работ, услуг), тыс. тенге 558519 623850 +65331 111,6
2. Себестоимость оказанных услуг, тыс. тенге 512958 534265 +21307 104,1
3. Валовый доход, тыс.тенге 45561 89585 +44024 196,6
4.Общие и административные расходы 45298 88700 +43402 195,8
5. Доход (убыток) от основной деятельности 454118 532250 +78132 117
5. Прибыль до налого-обложения 263 885 622 336,5

 

Как следует из таблицы, рост дохода от оказанных услуг за период 2009 года на +78132 тыс. тенге или на 117% вызван увеличением выручки от оказания услуг. Однако примерно в тех же пропорциях увеличились все виды расходов. Следовательно, дальнейшее сокращение затрат на производство и оказания услуг является основным резервом роста дохода от оказания услуг.

Для многоотраслевых предприятий или предприятий, функционирующих на различных географических рынках сбыта, необходимо оценить информацию о доходах в разрезе отдельных сегментов сбыта. Дело в том, что вклад отдельных сегментов в получение общего объема реализации, как правило, различен. Следовательно, для того чтобы оценить перспективы многопрофильных предприятий, а также риски их деятельности, следует отдельно проанализировать доходы и расходы по каждому сегменту. С этой целью в международной практике используется сегментарная отчетность, рекомендации по составлению которой содержатся в Международном стандарте финансовой отчетности. При анализе расходов основная проблема - убедиться в соответствии доходов и расходов данного периода.

Другая проблема состоит в том, чтобы отойти от принятого в нашей стране налогового подхода к формированию себестоимости с включением в нее затрат, отражаемых в отчетности. Во всем мире признается, что финансовая отчетность, на основе которой внешние пользователи принимают управленческие решения, должна содержать полную информацию о затратах, связанных с производством и реализацией продукции, а не о той их части, что учитывается при расчете налогооблагаемой базы. Именно сопоставлением полной суммы затрат с выручкой определяется их эффективность. В против ном случае расчет показателей эффективности (рентабельности) затрат теряет экономический смысл. Следовательно, при анализе структуры отчета о прибылях и убытках необходимо установить, какого подхода придерживается предприятие при формировании показателей "Себестоимость реализованной продукции", "Коммерческие расходы", "Управленческие расходы".

Главная цель отчета о прибылях и убытках состоит в прогнозировании будущих доходов. Для этого необходимо рассмотреть каждый элемент отчета и оценить вероятность его присутствия в будущем, для чего потребуется получить максимум информации о составе соответствующих показателей.

Как уже отмечалось, эффективная деятельность - это способность предприятия приносить прибыль. Существуют некоторые соотношения показателей, необходимые для нормального функционирования предприятия. Так, себестоимость продукции должна находиться в удовлетворительном отношении к объему реализации, выручка - в приемлемом отношении к вложенному капиталу и т. д. Этим во многом определяются основные ценностные критерии прибыльного предприятия. На основе анализа сложившегося состояния таких критериев и наметившихся тенденций их изменения разрабатываются мероприятия, необходимые для стабилизации благоприятных тенденций или, наоборот, для устранения неблагоприятных. Например, при недостаточных размерах полученной прибыли обращают внимание на необходимость увеличения объема реализации, изменения продажных цен и другие факторы сбыта, а также чрезмерно высокие издержки, низкую оборачиваемость капитала и т. п. Определить фактические причины этих неблагоприятных явлений можно лишь посредством анализа состояния основных показателей доходности.

Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия оценивается не только абсолютными показателями, но и относительными показателями является система рентабельности. Показатели первой группы позволяют проанализировать динамику различных показателей прибыли (балансовой, чистой, нераспределенной), или, иными словами, провести "горизонтальный" анализ. Однако такие расчеты имеют скорее арифметический, чем экономический смысл (если при этом не используются соответствующие способы их пересчета в сопоставимые цены и методология учета). Показатели второй группы представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала или прибыли и произведенных затрат. Первое соотношение принято называть рентабельностью, второе - прибыльностью деятельности.

Первым этапом анализа является оценка рентабельности объема оказанных услуг и расчет факторов, влияющих на ее состояние (изменение цены продукции и ее себестоимости)

В общем случае под рентабельностью понимается отношение прибыли, полученной за определенный период, к объему капитала, инвестированного в предприятие. Экономический смысл значения данного показателя состоит в том, что он характеризует прибыль,•получаемую вкладчиками капитала с каждого рубля средств (собственных или заемных), вложенных в предприятие.

В зависимости от направления вложений средств, формы привлечения капитала, а также целей расчета используют различные показатели рентабельности. Рассмотрим основные из них. В аналитических целях определяется рентабельность как всей совокупности активов, так и текущих активов:

Рта=(П/ТА)×100

Рта - рентабельность активов;

П – прибыль;

ТАсв- средняя величина текущих активов.

По данным ТОО «ААА» в 2009 году Рта=(885/29963,7) ×100=2,9, за 2008 год Рта=(263/10990,7) ×100=2,4

Существует и иная формула расчета данного показателя. Считается, что поскольку в формировании активов участвует как собственный, так и заемный капитал, то в числителе формулы должен быть отражен общий доход, получаемый вкладчиками капитала, т. е. общая прибыль. В данном случае формула принимает вид формулы средневзвешенной цены капитала. Другое ее название - рентабельность совокупных вложений капитала. Этот показатель характеризует прибыль, вложенного в активы.

Если деятельность предприятия ориентирована на перспективу, то необходимо разработать инвестиционную политику. Информация о средствах, инвестированных в предприятие, может быть получена по данным баланса как сумма собственного капитала и долгосрочных обязательств (или, что то же самое, как разность общей суммы активов и краткосрочных обязательств).

Показателем, отражающим эффективность использования средств инвестированных в предприятие, является рентабельность инвестиции:

Ри=(П/Вб-Кобв)×100

Ри – рентабельность инвестиции;

П – прибыль;

Кобв – величина краткосрочных обязательств.

По данным анализируемой предприятии Ри=885/(120330-86669) ×100=2,6, за прошедший год Ри=(263/44351-44245) ×100=248

Данный показатель используется в основном для оценки эффективности управления на предприятии, характеристики его способности обеспечить необходимую отдачу на вложенный капитал, определения расчетной базы для прогнозирования.

Показатель рентабельности инвестиций рассматривается в зарубежной практике финансового анализа как способ оценки "мастерства" управления инвестициями. При этом считается, что, поскольку руководство компании не может влиять на величину уплачиваемого налога на прибыль, в целях более обоснованного подхода к расчету показателя в числителе используется величина прибыли до уплаты налога.

Использование показателя рентабельности инвестиций в качестве базы для прогнозирования основано на установлении сложившихся соотношений финансового результата и инвестированного капитала. Такие расчеты могут производиться после проведения структурного анализа отчета о прибылях и убытках и выявления стабильных источников дохода.

Инвесторы капитала (акционеры) вкладывают в предприятие свои средства с целью получения прибыли от инвестиций, поэтому с точки зрения акционеров наилучшей оценкой результатов хозяйственной деятельности является наличие прибыли на вложенный капитал. Показатель прибыли на вложенный акционерами (собственниками) капитал, называемый также рентабельностью собственного капитала, определяется по формуле

Рск=(П/СК) ×100

П – прибыль;

СК – величина собственного капитала.

Исходя из этой формулы в ТОО «ААА» Рск=(885/33660) ×100=2,6, за прошедший год Рск=(263/105) ×100=250.

Имея в виду особую важность данного показателя для оценки финансового положения предприятия, следует обратить внимание на способ его расчета. В знаменателе отражается капитал, предоставленный собственниками в распоряжение предприятия. Он включает следующие составляющие: уставный капитал; добавочный капитал; фонды и резервы; нераспределенную прибыль.

Рентабельность продаж показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждой суммы реализованной продукции. Величина данного показателя широко варьируется в зависимости от сферы деятельности предприятия. Объясняется это различием в скорости оборота средств, связанным с различиями в размерах используемого капитала, необходимого для осуществления хозяйственных операций в данном объеме, в сроках кредитования, величине складских запасов и т. д. Длительный оборот капитала делает необходимым получение большей прибыли, чтобы достичь удовлетворительных результатов. Более быстрый оборот капитала те же результаты приносит и при меньшей величине прибыли в расчете на объем реализованной продукции. Различия в значении показателя рентабельности продаж в рамках одной отрасли непосредственно определяются успешностью управления на конкретном предприятии.

В странах с развитыми рыночными отношениями информация о "нормальных" значениях показателей рентабельности продаж для различных отраслей и сфер деятельности обычно ежегодно публикуется торговой палатой, промышленными ассоциациями или правительством. Сопоставление полученных показателей с их допустимой величиной позволяет сделать вывод о состоянии финансового положения предприятия.

Величина показателя рентабельности продаж находится в непосредственной зависимости от структуры капитала предприятия. Очевидно, что при прочих равных условиях рентабельность продаж будет чем меньше, чем значительнее величина задолженности. Рентабельностью продаж, определяется по формуле:

Рп=(П/Оп)×100

П – прибыль;

Оп – объем продаж.

В деятельности в ТОО «ААА» объем продаж за 2009 год составило 532250 тыс.тенге, это больше чем 117 тыс.тенге по сравнению с 2008 годом. По данным предприятии за 2009 год Рп=(855/532250)×100=0,16,а за 2008 год Рп=(263/454118) ×100=0,05. Это значит рентабельность объема продаж улучшился 0,11.

Таблица - Динамика рассмотренных показателей ТОО «ААА» за 2008-2009гг. (тыс.тг)

Показатели 2008 г. 2009г Отклонение (+, -)
1 2 3 4 5
1 Рентабельность текущих активов,% 2,4 2,9 +0,5
2 Pентабельность 248 2,6 -245,4
3 Рентабельность собственного капитала,% 250 2,6 -247,4
4 Рентабельность продаж (продукции),% 0,05 0,16 +0,11

 

Отметим, что анализ рассчитанных коэффициентов рентабельности полезен на практике лишь в том случае, когда полученные показатели сопоставляются с данными предыдущих лет или аналогичными показателями других предприятий. При этом следует помнить, что сопоставления показателей рентабельности за несколько смежных периодов имеют смысл лишь при условии, что за это время не менялась методология учета составляющих отчета о прибылях и убытках и статей баланса. Так, изменение в учете реализации сделало некорректным сопоставление показателей рентабельности без их предварительного пересчета с учетом изменившейся методологии. Невозможно использовать динамический ряд показателей рентабельности без дополнительных корректировок и в связи с переоценкой основных средств, следствием влияния которой на показатели рентабельности большинства предприятий стала резко выраженная тенденция к их снижению.

Данные таблицы динамики позволяют сделать следующие выводы:

Особый интерес для анализа представляет динамика показателя рентабельности реализованной продукции. На каждый тенге реализованной продукции предприятие в отчетном году получило 0,11 больше прибыли. Хотя сама по себе эта разница невелика, важно проанализировать факторы, повлиявшие на рентабельность продукции. Ими могут быть изменения: в структуре реализации; цен на реализуемую продукцию; себестоимости единицы продукции; удельного веса прочих доходов и расходов, а также внереализационных результатов; в структуре финансирования; ставок и налогообложения (введение новых налогов); учетной политики предприятия. К вопросам учетной политики, определяющим величину финансового результата деятельности предприятия, в первую очередь относятся:

· выбор метода начисления амортизации основных средств;

· выбор метода оценки материалов;

· установление срока полезного использования нематериальных активов;

· выбор порядка отнесения на себестоимость реализованной продукции отдельных видов расходов (путем непосредственного их списания на себестоимость по мере совершения затрат или с предварительным зачислением в резерв предстоящих расходов и платежей);

При анализе доходности предприятия наибольшего внимания требуют: динамика показателя рентабельности собственного капитала и факторы, его определяющие; причины изменения рентабельности вложения капитала; соотношение рентабельности вложения капитала и "цены" заемных средств; величина и динамика показателя рентабельности продаж; значение показателей прибыльности, характеризующих эффективность производственных затрат, и их соотношение с показателями рентабельности капитала.

В заключении можно сказать что, таким образом, рассмотрены основные показатели рентабельности и проанализированы факторы, влияющие на изменение их уровня. Наряду с другими показателями, которые исследованы в данной работе, они характеризируют эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации, его деловую и рыночную активность. Все эти показатели характеризуют вполне определенные аспекты деятельности, в тоже время они взаимосвязаны, что отражает объективные связи между различными сторонами производственно-финансовых и управленческих процессов. Сбалансированность, а значит, и обоснованность управленческих решений во многом зависит от степени и метода учета взаимосвязей. Использование моделей, отражающих эти взаимосвязи, существенно повышает уровень менеджмента в отдельных сферах производственно-финансовой деятельности и в организации в целом.

Вопросы для контроля:

1. Какие показатели характеризуют финансовую устойчивость предприятия?

2. Рентабельность продаж?

3. Как рассчитывается валовый доход?

4. Как часто проводится инвентаризация?

5. Абсолютные показатели доходности?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: