Роль научных исследований в сохранении и развитии традиций семейских Забайкалья

Болонев Фирс Федосович (12 февраля 1935 г. - 29 января 2018 г.) - известный ученый, исследователь истории, материальной и духовной культуры забайкальских старообрядцев, фольклора русского населения Сибири, доктор исторических наук. Родился 12 февраля 1935 г. в семейском селе Большой Куналей Тарбагатайского р-на Республики Бурятия, в старообрядческой семье.

Работая в архивах Иркутска и Бурятии, Ф.Ф. Болонев нашел новые материалы, которые не только подтверждают ранее установленные даты поселения староверов в Забайкалье, но и дают возможность определить поименно количество семей русских старожилов, первопоселенцев, казаков и пашенных крестьян в таких селениях, как Куйтун, Большой Куналей, Надеино. Они проживали в этих селениях до насильственного водворения сюда «новопоселенных поляков».

По материалам нескольких переписей, обнаруженных Ф.Ф. Болоневым, можно восстановить родословные семейских. Им выяснена история основания некоторых сел. На этом обширном материале был написан и издан ряд научных работ: «Календарные обычаи и обряды семейских» (Улан-Удэ. 1975), «Народный календарь семейских Забайкалья (вторая половина XIX – начало XX в.» (Новосибирск, 1978). В соавторстве с фольклористом, кандидатом филологических наук М.Н. Мельниковым были составлены сборники: «Календарно-обрядовая поэзия сибиряков» (Новосибирск. 1981), «Хороводные и игровые песни Сибири» (Новосибирск, 1985), «Русский календарно-обрядовый фольклор. Песни. Заговоры» /Сост. Ф.Ф. Болонев, М.Н. Мельников, Т.Г. Леонова/(Новосибирск, 1997). Он является одним из авторов двухтомника «Очерки истории культуры Бурятии» (1972, 1974).

В 1994 г. выходит в свет монография "Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX вв." (Новосибирск. 1994), которая по мере накопления автором новых архивных и полевых материалов переиздавалась в Москве (2004) и в Улан-Удэ (2009). В ней староверы-семейскиеизображены в панораме веков. Автор раскрывает их драматическую судьбу в связи с расколом в России в XVII в., показывает сохранение семейскими хозяйственных, трудовых, культурных и нравственных традиций в Сибири. На примере забайкальских старообрядцев показан духовный опыт выживания русского населения в экстремальных условиях. Рассмотрены вопросы этнокультурного взаимодействия семейских с теми народами, с которыми им пришлось жить бок о бок, делиться опытом и достижениями на протяжении веков. Большое внимание уделено в книге колонизации староверами Сибири и освоению ими Приамурья, Дальнего Востока, Якутии.

Семейские крестьяне строили Читинский тракт из Верхнеудинска до Читы. «Обустройство его и заселение легло на плечи семейских крестьян». В 1850-х гг. был проложен Аянский тракт из Якутска до порта Аян, в заселении которого принимали участия и семейские. «Они приложили весь свой опыт, знание, сноровку и упорство в деле земледельческого освоения Якутии и Дальнего Востока». В книге раскрыты темы, которых в советское время нельзя было касаться: о Церкви и её значении в народной жизни староверов Забайкалья; о старообрядческих купцах-меценатах, подвижниках русской культуры; отражено современное состояние старообрядчества в Бурятии.

В 1996 г. Ф.Ф. Болонев успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Духовная культура русских крестьян-старожилов Юго-Восточной Сибири XVIII-XX вв. (Семейские Забайкалья)». По совокупности работ ему была присвоена ученая степень доктора исторических наук. Фирс Федосович является одним из авторов фундаментального тома «Крестьянство Сибирив эпохе капитализма». На основе архивных материалов издал книгу «Ссыльные поляки в Сибири: XVII в., XIX в. Исследования и материалы» (Новосибирск:Книжица, 2007). Несколько его работ опубликованы за рубежом (США, Румыния, Монголия, Япония, Украина).

Перу ученого принадлежит ряд научно-популярных книг: «Семейские» (Улан-Удэ, 1985, 1992.); «Старообрядцы Алтая и Забайкалья: опыт сравнительной характеристики» (Барнаул, 2000); «Певцы и песни Большого Куналея» (Новосибирск, 2002); «Пахари и ратники русских волостей Западного Забайкалья в XIX - начале XX в.»(Новосибирск, 2002, 2005). Ф.Ф. Болонев автор около 30 книг, свыше 200 научных статей. Наделенный поэтическим даром, он издал сборники стихов «Всполохи»(1998), «Раздумья» (2000), «Потомки Аввакума» (2007).

За плодотворную научную и общественную деятельность Ф.Ф. Болоневу присвоены почетные звания: «Заслуженный деятель науки Республики Бурятия», «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», «Заслуженный работник культуры Республики Бурятия». Он избран членом-корреспондентом Петровской Академии наук и искусств. Готовил молодых учёных, под его руководством 5 аспирантов защитили кандидатские диссертации.

Р.П. Потанина в течение нескольких десятилетий изучавшая устное народное творчество семейских, основываясь мнением ученых фольклористов, пишет, что к моменту раскола русской церкви великорусская свадьба сложилась и оформилась окончательно. "факт преобладания в старой свадьбе семейскихсевернорусских традиций легко устанавливается анализом фольклорно-этнографического материала. Прежде всего, на севернорусское влияние в семейской свадьбе указывает театрально-драматический характер и минорный тон обряда".

Таким образом, в структуре свадебного обряда чикоян основной корпус составляют севернорусские традиции. Южнорусские черты в нем представлены элементами вторичного характера. Так, связь свадебной обрядности чикоян с южнорусской культурой представлена короткими песнями сатирического содержания — "свадебными дразнилками", являющимися разновидностью обрядовых величальных песен. Они аналогичны им по своей композиции и ритмико-мелодическому строю, но по содержанию антиподы последним. В сравнительном плане у русского населения Сибири они имели место кроме семейских Красного Чикоя у переселенцев с Черниговщины.

В общерусской свадебной обрядности дразнилки большого распространения не имели. Нет их и у семейских Бурятии.

В 2001 г. вышла в свет работа "Песенная традиция семейских Забайкалья" Назарова В. Х. В качестве материала в нее вошли песни семейских ряда сел Тарбагатайского района Бурятии и Красночикойского района Читинской области.

Анализ собранного материала позволил еще раз подтвердить выводы предыдущих исследователей о том, что по своему репертуару и музыкально-стилевой характеристике песенный фольклор двух групп старообрядцев Забайкалья, наряду с общностью, имеет много различий. Порой отличительные особенности музыкальных диалектов выявляются не только в традициях разных районов и разных сел, но и даже образуют отдельные зоны внутри одного поселения.

В этом же году вышла наша работа, посвященная выявлению ладовых форм в семейском распеве.

Сравнительный анализ ладового построения семейского распева с основными ладовыми формами русской народной песни, позволил нам придти к выводу о том, что у семейских сохранились наиболее ранние способы ладообразования с ориентацией на модальность, свойственные ранним образцам русской песни.

Заключая раздел, посвященный анализу источников и литературы по теме диссертационного исследования, отметим, что к настоящему времени собран значительный фактический материал, представляющий певческое искусство старообрядцев Забайкалья. Имеется ряд исследований, раскрывающих различные аспекты истории формирования, специфики стилевых особенностей и форм современного бытования певческих традиций семейских. Однако до настоящего времени пока еще нет историко-музыковеческого исследования певческого искусства старообрядцев Забайкалья в целом.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы отражены в методических рекомендациях по методике собирания и расшифровки народных песен, в практических рекомендациях по постановке голоса и хоровому классу для студентов, обучающихся по специализации "Народное пение" во ВСГАКИ.

Основные положения диссертации и собранный в процессе работы песенный материал могут быть использованы в качестве основы для освоения местного песенного фольклора хормейстерами народных хоровых коллективов. Материалы исследования могут войти в содержание учебных программ по таким дисциплинам, как "Народное музыкальное Творчество", "Областные певческие стили", "Хоровой класс", "Расшифровка народной песни".

Жизнь семейских как интересной этнографической группы русского населения Сибири нашла отражение в научной и художественной литературе. Поэтическое описание деревни старообрядцев Забайкалья впервые дал Н. А. Некрасов в поэме "Дедушка". В романах И. Чернова (А.А. Леонова) "Семейщина" и И.К. Калашникова "Последнее отступление", "Разрыв-трава" показаны картины жизни и быта старообрядцев в дореволюционный период, отражено изменение их хозяйства, культуры и быта в советское время.

Начало исследований семейских было положено в XVIII веке. Первые сведения о старообрядцах Забайкалья были собраны П. С. Палласом. В 1771 —1772 гг. в ходе своих экспедиций он посетил ряд поселений семейских, описал природные условия, занятия населения, привел данные о численности жителей как старожилов-сибиряков, так и "польских колонистов", т. е, старообрядцев, выселенных из Польши во время "выгонок". Особое внимание Паллас уделил староверам с. Куйтун.

Паллас отмечает трудности борьбы с суровым климатом и настойчивость колонистов в развитии хлебопашества. В результате своих наблюдений исследователь приходит к выводу, "что кроме кочующих народов, каковы буряты и тунгусы, никакому другому тут жить не можно". Небезынтересны сведения Палласа об использовании и усовершенствовании сельскохозяйственного орудия, например, плуга, о попытках староверов производить пашни, о выплавке железа куйтунскими кузнецами. Паллас вникал во все детали хозяйственного устройства староверов на новых местах и, указывая на места их поселения, сообщал о количестве дворов в селении и численности староверов в каждом из них.

С конца XVIII в. вплоть до 1824 г. никаких сведений о семейских в печати не обнаружилось, кроме лестного отзыва губернатора Треокина (1808 г.) об их трудолюбии.

А. Мартос, побывавший в 1824 (Новый) год вс. Тарбагатай, отмечал "настоящее русское национальное платье женщин, которые стояли кружком у ворот в повойниках, унизанных жемчугом с покрытыми фатами". Он описал обстановку избы, где мебель красного дерева, серебряный сервиз, еда из четырех блюд, чай. Далее он привел данные о рыбных промыслах, о хлебопашестве, достигшем здесь, по его мнению, "высочайшей степени совершенства. Местные жители отважные и прилежнейшие охотники, бьют сохатых (лось), зубрей, диких коз, медведей, волков, лисиц и зайцев" (102, с. 110). В книге Мартоса впервые введен в оборот и термин "семейные". "Старообрядцы пришли сюда семьями, водворены семьями и потому сохранили досель имя семейных".

Немало упоминаний о семейских сохранилось в записках и в дневниках декабристов. Наиболее интересными являются записки А.Е. Розена, братьев Н. и М. Бестужевых, А.П. Беляева, И.Д. Якушкина, В.И. Штейнгеля. Наблюдения декабристов за жизнью семейских оказались настолько яркими, что Н.А. Некрасов использовал их при описании Тарбагатая в поэме "Дедушка".

Конечно, Некрасов нарисовал идеализированный образ свободной деревни, какой она представлялась революционерам-демократам его эпохи.

Для декабристов деревни семейских тоже составляют приятное исключение. Декабристы отмечают трудолюбие староверов, их цветущие села и нивы. "Тарбагатайские староверы были отличные пахари. Земледелие у них в самом цветущем состоянии, а как их местность вообще гористая, то все склоны гор были возделаны с большим тщанием, что нас очень удивляло и радовало. Когда мы жили в Петровском остроге, то все хлебное продовольствие нам привозили из Тарбагатая". Наиболее подробно о жизни и быте семейских пишет А.Е. Розен. Во время перехода декабристов из Читы в Петровский завод в 1830 г. он ведал снабжением декабристов продовольствием и, естественно, был более связан с населением. "Избы и дома у них, — писал Розен, — не только красивы углами, но и пирогами... Во дворе под навесом стояли все кованые телеги, сбруя была сыромятная, кони были дюжие и сытые, а люди, люди! Ну, право, все молодец к молодцу, красавицы, рослые, белолицые, румяные. Все у них соответствовало одно другому: от дома до плуга, от шапки до сапога, от коня до овцы — все показывало довольство, порядок, трудолюбие...".

В 60—70-е гг. XIX в. интерес к семейским возрастает. В 1861 г. их посещает крупный этнограф прошлого столетия СВ. Максимов. Он также отмечает зажиточность староверов, их умение ладить с начальством, описывает некоторые подробности выдворения их за Байкал. Сообщает он и об этапах переселения, о количестве семей, пришедших на Иро и затем перекочевавших в Бичуру. Ни старин, ни былин, ни песен старообрядцев ему записать не удалось, но он упоминает одну интересную бытовую деталь из их нравов, отмеченную в святочной обрядности,— "род свального греха".

В 1867 г. публикуются материалы из жизни и быта семейских в ныне забытой работе В. Паршина. Автор сообщает любопытные данные о возделываемых культурах, о святочных обрядах, о суевериях, о религиозности, о поверьях и запретах староверов.

Вот, к примеру, ряд запретов и поверий, записанных Паршиным. За едою смеяться нельзя. Всякий, кому бы пришла фантазия рассмеяться, выходит из-за стола и лишается обеда. Насытившийся не ломает стол. Хлеб щипать или крошить — грех. Круглую коврижку хлеба после заката нельзя починать, потому что хлебушко спит. Если чай прольешь на сарафан, то покойные родители захотели пить


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: