Профилактика наркозависимости в молодёжной среде как важное направление педагогического процесса

Ситуация с потреблением наркотиков и ПАВ в Ленинградской области оценивается в 2018 и к началу 2019 года как тяжелая. Работая над данной проблемой целесообразно говорить о здоровой личности и личностной позиции школьника в восприятии окружающего мира через сформированное мировоззрение и наработку полезных действий. Актуальность темы заключается в том, что проблема нарко- и токсикомании – это проблема планетарного масштаба. Ни одно государственное образование в мире не достигла 100% эффективности в искоренении проблемы наркопотребления и наркозависимости, ввиду её многофакторности и вовлечения больших масс населения в различных регионах планеты в производство, транспортировку, распространение наркотических средств и формирование криминальных товарно-финансовых потоков транснациональными преступными группировками. По данным статистических исследований, на учёте в специализированных учреждениях МЗ РФ находится приблизительно 800 тысяч лиц, связанных с наркопотреблением. В реальности количество лиц, с регулярностью употребляющих наркотические и психоактивные вещества, может составлять более 1 миллиона человек. Проблема склонности человека к нарко- и токсикомании носит социально-биологический характер.

Биологический фактор – в связи с наличием у человека в нейрональных структурах и нейромедиаторных системах естественных веществ, имеющих природные аналоги в наркосодержащих растениях, а также наличия особенной морфо-функциональной нейрогуморальной системы опиатно-дофаминового подкрепления с быстрым формированием устойчивых рефлекторных действий – основы нарко- и токсикозависимости.

Социальный фактор - широкая распространённость в природе наркосодержащих растений, их видовое разнообразие и доступность, высокая способность к культивированию растений в различных климатических условиях, простота и дешевизна технологической переработки в конечные наркопродукты; простота перемещения значительных объёмов наркосодержащих веществ с использованием средств современной логистики, несмотря на активные таможенно-карантинные меры противодействия; высочайшая прибыльность наркобизнеса, позволяющая использовать малообеспеченные слои населения в качестве курьеров с одновременные включением их в структуру наркопотребления, что создаёт кумулятивное сочетание патогенных факторов наркораспространения.

Вследствие вышеперечисленного при разработке программ по противодействию распространению нарко-токсикомании и наркопрофилактике, необходимо учитывать комплекс факторов, относящихся к разделам биологии, медицины, нейрофизиологии, нейролингвистики и информационно-психологическим способам воздействия на социально-поведенческие установки населения РФ. Это обязательное условие для достижения успеха. Запретно-карающие меры без учёта социально-биологических особенностей человеческого поведения будут иметь недостаточную эффективность. До настоящего времени в борьбе с наркоманией не существует универсальных программ и подходов, однако профилактические мероприятия, в особенности педагогические образовательные программы среди молодёжи, являются одной из самых значительных составляющих формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) страны.

В реализации важнейшей государственной задачи по противодействию распространению наркопотребления среди молодёжи, существенную роль играет первичная профилактика. Одним из её направлений является широкое и профессиональной информирование молодёжи о различных аспектах патогенного действия на организм различных наркотических веществ, юридических и социальных последствиях их приёма для предстоящей жизни, а также социально значимых заболеваниях, возникающих в связи с приёмом психоактивных веществ. При подготовке специалистов-практиков, занимающихся противодействием распространению наркопотребления среди молодёжи, по нашему мнению, целесообразно использование следующих тем:

Тема 1. Понятие о превентологии и здоровьесберегающей педагогике.

В данном разделе рассматриваются современные принципы построения профилактических программ, даётся понятие концептуального подхода к проблеме в целом, разбираются существующие виды и этапы профилактики, а также разнообразные профилактические подходы: подростки, семья, социум, школа.

Тема 2. Девиантное поведение, его виды. Факторы риска развития аддикций.

В данной теме рассматривается понятие отклоняющегося поведения и его проявления в подростковой и молодёжной среде. Показываются современные данные по генетическим, биологическим, социальным и поведенческим основам девиантного поведения. Особое внимание уделяется рассмотрению семьи – как основного источника профилактики и провоцирования начала аддиктивного поведения. Разбирается значимая роль микросоциального окружения в факте «первой пробы». Показывается роль профилактических мероприятий на этапе формирования зависимого поведения.

Тема 3. Основные патофизиологические механизмы действия психоактивных веществ.

В данном разделе даётся информация об организме человека как сложной биологической системе. Рассматриваются особенности нейрофункциональной и уровневой организации головного мозга. Разбираются понятие о медиаторных системах мозга, видах медиаторов и их значении. Приводятся данные об общих закономерностях действия ПАВ на структуры головного мозга. Отдельно разбираются психо-физиологические особенности состояния организма в подростковом и юношеском возрасте, как факторах риска развития наркозависимого девиантного поведения.

Тема 4. Виды ПАВ и особенности их действия на системы мозга. Особенности профилактики в зависимости от типа ПАВ.

В данном разделе приводится информация об особенностях влияния различных групп наркотических и психоактивных веществ (опиаты, канабинноиды, галлюциногенов и др.) на здоровье и поведение подростков. Разбирается понятие о наркозависимости, стадиях наркотизации, динамике состояния здоровья подростков за период наркопотребления. Рассматриваются основные факторы ухудшения нервно-психического здоровья учащихся и их связь с наркопотреблением.

Тема 5. Наркопрофилактические педагогические технологии.

При изучении данной темы основное внимание уделяется особенностям рациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе, проведению скрининговых мероприятий для определения состояния здоровья школьников, контролю различных эмоционально-поведенческих проявлений. Изучается организация валеологического и наркопрофилактического сопровождения учебного процесса, взаимодействие различных специалистов в решении проблемы здоровья, а также первичной профилактики девиантных форм поведения, включая наркопотребление.

Тема 6. Основные направления комплексных профилактических мероприятий по сохранению здоровья подростков и предотвращению наркопотребления.

В данном разделе рассматриваются подростки как особая социальная группа. Изучаются причины, влияющие на формирование мотивации ЗОЖ у подростков и молодёжи, а также внедрение валеологической и наркопрофилактической концепции воспитания и образования в педагогическую практику на всех уровнях системы образования. Даётся информация о вариантах и формах профилактики девиантного поведения среди подростков и молодых людей. Освещаются основные зарубежные модели профилактики наркозависимости.

Тема 7. Предупреждение заболеваний, связанных с употреблением психоактивных средств у молодых людей.

При рассмотрении данного важнейшего раздела, подробно рассказывается о мерах профилактики заболевания ВИЧ, профилактики заболеваний, передающихся половым путём. Показываются особенности профилактика различных инфекционных осложнений наркопотребления. Рассматриваются основные меры предотвращения социально-значимых заболеваний (туберкулёз гепатит С и др.).

Деятельность специалистов, реализующих данные темы, дает хорошие результаты как в общественно-волонтёрской деятельности, так и в различных городских программах. До настоящего времени нет единых, утверждённых экспертным советом из указанных специалистов (педагоги, нейролингвисты, наркологи, представители СМИ и т.д.) методических рекомендаций, типовых разработок мероприятий, направленных на недопущение наркопотребеления, прекращение приёма и комплексной терапии наркозависимых. Наркопрофилактика является важнейшей социально-демографической задачей государственного уровня, поэтому использование специализированных учебных программ в подготовке педагогических кадров, очень актуально. В контексте данной цели будем опираться на формировании здоровой личности обучающегося и его личностной позиции.

Здоровая личность - социально адаптированную личность, способная к самореализации в нестабильном обществе, имеющую жизнеутверждающие убеждения и способы поведения, и неспособную к асоциальным поступкам (Максимова В.Н.).

Личностная позиция - проявление первой позиции восприятия, когда человек говорит и действует с точки зрения своих интересов и желаний. Первая позиция воспринимает, личная - действует!

Для окружающих человек с развитой личной позицией - человек инициативный, а для себя - он творчески проживает свою собственную жизнь. «Я-уверенность», ощущение своей уникальности, уверенность в собственных силах, инициатива, смелость думать и жить по-своему, развитость личной позиции и своих интересов. Внутренне сильный человек выделяется в первую очередь, как здоровая личность, имеющая личностную позицию. Ориентируясь на классиков отечественной мысли, убеждаемся - главная роль социализации и профилактики зависимого поведения - возможность вырастить ребенка, по словам И.А. Ильин «победителем в делах добра». Для этого мир школьника преобразуется учителем (ценностное преобразование среды) выбирающем себе в помощь среди множества культурных феноменов, необходимые! Рок-музыка, современные молодежные тенденции, все они могут быть преобразованы учителем и усвоены учащимся, уже как полезные. Понимание выступает как присвоение знания и обращение его в составную часть мировоззренческого механизма, регулирующего деятельность в соответствии с практикой. В результате понимания знание становится частью внутреннего мира личности и влияет на ее деятельность. Обращение только к сфере рационального сознания приводит к доминированию вербально-монологической формы обучения от общего к частному, от теории к практике, от знаний и умений к навыкам. Многие современные подростки имеют совершенно другой стиль мышления, апеллирующий к другим когнитивным стратегиям. Так вербально-теоретические конструкции часто приходят в противоречие с поведенческими, коммуникативными, когнитивными стереотипами.

Молодые люди не редко попадают в своего рода «ножницы» (И. М. Ильинский), когда знания, получаемые от учителя или из учебника, перекрываются потоком хаотичной информации, идущей, прежде всего из интернета. Причем эта информация, не имеющая структурно-содержательной связи, подаваемая не системно, а бисерно, не вписывается в рамки стационарного образования, представляя собой качественно иной тип, где меняется сочетание зрительного и слухового восприятия. Применение информационных технологий и компьютерной техники в обучении ведет к тому, что образовательная среда приобретает совсем другие возможности, порождая новую педагогическую реальность. Сетевое пространство становится второй виртуальной реальностью личности.

Стиль мышления молодежи сегодня – образно-эмоциональный, их мышление все меньше тяготеет к абстрактным построениям. Исследования показали, что определяющим фактором (Н. А. Лызь и Н. А. Позниной) информационного воздействия, негативного или позитивного, является уровень развития личности, особенно ее ценностно-смысловой сферы. Сетевое образование (Г. А. Берулава) относится к новой образовательной парадигме, которую так и называют: «сетевой». Ее отличительной особенностью является обучение на основе синтеза объективного мира и виртуальной реальности через активизацию как сферы рационального сознания, так сферы интуитивного и бессознательного. Сетевая образовательная стратегия исходит из того, что появление новых информационных технологий расширяет образовательный диапазон. Задачи современной системы образования – объединить эти две реальности (реальную и мнимую), создать условия для эффективного развития человека в ее условиях. Первым шагом этой задачи является формирование у школьников мировоззренческого аспекта, поскольку информационное воздействие – это всегда борьба за умы людей. В структуре убеждений человека выделим три основных уровня: 1) экзистенциальный; 2) уровень ранних решений; 3) уровень поверхностных убеждений.

Количество наркоманов растет, анализ контактов с ними показывает, что это не столько мировоззренчески ущербные личности, сколько подростки, наполненные неструктурированным «путанным» мировоззрением. Сегодня вопросы мировоззрения в педагогической науке актуальны как никогда. Практически из них вытекает мотивация всей педагогической деятельности. И здесь мы сталкиваемся с практикой, с тем, что, не смотря на наши тщательные теоретические разработки, не удается «увести» ребенка от психологической зависимости, начало которой начинается с курения. 

Причины курения. Для кайфа. Так легче общаться. Чтобы весело танцевать. Забыться от неприятностей. Быть взрослее и "круче". Испытать, что это такое. Уйти от боли. За компанию. Для расслабления. Для смелости.   

Причины отказа от курения. Есть принципы и убеждения. Нет денег на сигареты.

Опасения за свое здоровье. Боязнь наказания родителей и учителей.

Анализ данных ВОЗ показывает - если человек в возрасте от 12 до 17 лет курит, то вероятность того, что он будет употреблять героин выше в 12, кокаин – в 51, крэк – в 57 раз, чем для тех, кто никогда не курил. Потому мы бьем тревогу уже с самого начала процесса курения. Если подросток выкуривает более пачки сигарет в день, то вероятность того, что он будет употреблять героин в 51, кокаин – в 106, крэк – в 111 раз выше, чем для тех, кто никогда не курил.

Итак, с курения начинается нередко первая проба наркосодержащих веществ. Специалисты называют следующие причины:

1) стали притягательными протест и агрессия;

2) детское сознание стало более меркантильным, чем ранее. Это выражается в

преувеличенном внимании к деньгам, желании приобрести как можно раньше финансовую самостоятельность;

3) появилась тенденция к фатализму и алармизму, в «сетях» детского мира звучат мотивы гибели Земли, экологической катастрофы, никчемности человеческой жизни и главное – ее бессмысленности, как некий экзистенциальный ответ обществу на вопрос о смысле жизни.

Подростку нередко кажется, что мир несет в себе угрозу. Кто убедит его в обратном если в семье обучающегося такие вопросы не поднимаются? Только учитель, имеющий достаточную когнитивную и ментальную подготовку, выстроивший на этой основе здоровую личностную позицию.

Одной из главных проблем борьбы с наркоманией является активная пропаганда наркотических средств, в большей части это пропаганда происходит в сети интернет. КоАП РФ Статья 6.13. «Пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ» - влечет наложение административного штрафа от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления. (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: ФЗ РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. №1 (ч. 1), ст. 1).

Появление таких интернет браузеров как: Tor Browser, Dark.net и многих других, существенно усложняют выявление интернет-преступников в сфере незаконного оборота наркотических средств. Правонарушители, пользуясь указанными интернет браузерами, являются практически не досягаемыми для оперативного контроля. Данное обстоятельство является одним из важных направлений профилактической деятельности общественно-педагогического сообщества, поскольку цифровые технологии всё активнее замещают собой привычные формы межличностной коммуникации.

Сегодня по всей стране количество молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет, с различной частотой употребляющих наркотические средства, достигает 4 млн чел., а наркозависимых среди них до 1 млн 100 тыс. Ситуация в РФ и в Ленинградской области в частности, связанная с употреблением психоактивных веществ, продолжает ухудшаться. Эксперты отмечают устойчивый рост заболевания наркоманией, алкоголизмом и связанной с ними ВИЧ-инфекцией среди подростков, с усиливающейся тенденцией их приобретения в младших возрастных группах. Чтобы противостоять этому и найти способы борьбы с этой бедой, необходимо выявить причины такой ситуации. Выделим, на наш взгляд, основные:

1) значительная утрата морально-нравственных ценностей общества;

2) недостаточная доля ментальных и духовно-нравственных аспектов воспитания;

3) низкий культурный и образовательный уровень населения;

4) кризис семьи;

5) массовая низкопробная поп-культура;

6) слаборазвитая социокультурная инфраструктура.

Названные причины являются фактической информацией, т.е. объективные, на них трудно повлиять одному человеку. Но есть и субъективные причины, зависящие от самого подростка. Это – сформировавшаяся привычка курить. Статистика подтверждает - для многих детей сигареты – средство для входа в мир наркотиков. Мы отмечаем здесь ряд сопутствующих факторов:

Когнитивные факторы: отсутствие сформированного мировоззрения; наличие «путанного» мировосприятия; противоречивость взглядов на «добро» и «зло».

Социальные факторы: доступность вещества; мода на наркотик; влияние подростковой группы; самостоятельный заработок; неблагоприятное окружение; ошибки и непоследовательность воспитания; социальное неблагополучие в обществе, школе, семье; реклама; «сеть»; несогласованность и противоречие в законодательстве;  

Психологические факторы: особенности развития личности подростка; искаженное высокое представление о себе; заниженная самооценка; стремление к получению удовольствия и развлечениям; недооценка вреда от наркотиков; выработка положительного отношения к легальным наркотикам; подростковое бунтарство; неуспеваемость и нежелание учиться; отсутствие обязанностей перед семьей и самим собой; отсутствие социальных интересов; отсутствие представлений о ЗОЖ; привлекательность новых ощущений и переживаний; вынужденная "роль", которую приходится играть в подростковой группе.

Биологические факторы: наследственная отягощенность; изначально высокая устойчивость к высоким дозам наркотиков, стремление к повышению дозы наркотика, переносимость возрастающей дозировки; приобщение к легальным наркотикам в раннем возрасте; остаточные поражения головного мозга (мозговые инфекции, травмы, интоксикации); болезни печени с нарушением ее обезвреживающей функции; особенности используемого наркотика.

Подготовленный в ценностно-ментальном ключе учитель ориентируется на внутренние смыслы материала, не подготовленный - на объем материала. В этой проблеме определяющая роль принадлежит форме взаимодействия учителя и обучающегося, а учебный предмет является полем выстраивания личностных отношений. Поскольку в человеке «самое главное» всегда создает другой человек. Специфика контакта школьника и педагога заключается в том, что последний по-своему наполняет внутренний мир ребенка. Но, чтобы повлиять на другого, осознание должно перейти в убеждение, побуждающее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Поэтому одним из главных «факторов» профилактики зависимого поведения является результат формирования мировоззрения и духовно-нравственного воспитания прежде всего учителя, который все эти важные категории потом внесет в процесс обучения. Мы видим, что дестабилизирующие «факторы» зависимого поведения школьников никуда не делись, значит, учитель не в состоянии осуществить побуждающие действия, кардинально изменяющие мировоззрение школьника на более здоровое, каковы же причины? Загрузка учителя формальными обязанностями! Есть и вторая причина – педагогу не дают дополнительное образование, направленное на формирование когнитивной и ментальной составляющих профессии. «Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой...» (К.Д. Ушинский). В структуре личности специалисты (О.М. Шиян) выделяют четыре группы качеств, относящихся непосредственно к педагогу: 1) социальные и общеличностные; 2) профессионально-педагогические; 3) индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность 4) духовность как устремленность личности к определенным целям, направленности на высшие ценности и другого человека (гуманизм).

Подведя итог всему вышесказанному, подчеркнем - при разработке программ по противодействию распространению нарко-токсикомании и наркопрофилактике, необходимо учитывать интегративный характер факторов, относящихся к разделам педагогики, биологии, медицины, нейрофизиологии, нейролингвистики и информационно-психологическим способам воздействия на социально-поведенческие установки. Но основанием их должны являться ценностные установки здоровой личности, с воспитания которой необходимо начинать профилактику зависимого поведения.

 

Список литературы

1. Горганеев С.В. Факторы прогнозирования зависимостей подростков с отклоняющимся поведением / С.В. Горганеев // Профилактическая и клиническая медицина. – 2011. – Т.1 (39), №2. – С. 58-59.

2. Менделевич В.Д. Альтерантивность биоэтических предпочтений российских и иностранных наркологов / В.Д. Менделевич // Неврологический вестник. – 2011. - №1. – С. 38-46.

3. Щанкин А.А. Особенности высшей нервной деятельности и психическое здоровье детей /А.А. Щанкин. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 95 с.

4. Амонашвили Ш.А. «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников», М.: 2016.

5. Ильин И. А. Путь духовного обновления / Сост., авт. предисл., отв. ред. О. А. Платонов. — М.: ИРЦ, 2017.

6. Ушинский К. Д. Собрание сочинений, М., 2014г.

7. Сирота Н.А., Ялтонскии В.М. Копинг-поведение как проблема наркологии. // Вопросы наркологии. - СПб.: Евразия 2014.

8. Источник: https://www.menobr.ru/article/5501-profilaktika-zavisimogo-povedeniya-podrostkov-.

9. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87685/

10. Министерство Внутренних Дел Российской Федерации [электронный ресурс] URL: https://мвд.рф (дата обращения 12.02.2019).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: