Тема: Международно-правовая система во второй половине XX века
План:
Складывание международно-правовой системы.
Распад мировой колониальной системы.
Развертывание интеграционных процессов в Европе.
Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны».
Д/З Международные кризисы в период «холодной войны»
Складывание международно-правовой системы.
Система международного права представляет собой взаимосвязанную и взаимозависимую совокупность следующих ее структурных элементов (компонентов):
· – принципов международного права;
· – международно-правовых норм;
· – институтов международного права;
· – отраслей международного права.
Ядром (центром) системы международного права являются основные принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН 1945 г., Декларации "О принципах международного права" 1970 г., Заключительном Акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и иных источниках международного права.
|
|
Международно-правовые нормы – это правила поведения субъектов международного права, созданные ими на основе добровольного волеизъявления их воль в целях регулирования международных межгосударственных отношений в различных сферах международного сотрудничества. Нормы международного права содержатся в международных соглашениях и носят общеобязательный для всех субъектов международных отношений характер.
Классификация международно-правовых норм имеет ярко выраженный условный характер. Их можно классифицировать на:
· императивные (общеобязательные) и диспозитивные (предусматривающие свободу выбора правил поведения для субъектов международного права);
· персонифицированные (адресованные узкому кругу участников международных отношений, например, содержащиеся в двусторонних международных соглашениях) и не персонифицированные (адресованные всем без исключения субъектам международного права, являющиеся общеобязательными, за невыполнение которых могут последовать меры международно-правовой ответственности).
Распад мировой колониальной системы.
Одной из отличительных черт двадцатого столетия являются ликвидация колониальной системы и возникновение десятков новых независимых государств. Система колониальных владений в том виде, как она сложилась в XIX в. и захватила половину двадцатого, перестала существовать. Создание на месте бывших колоний новых государств является результатом победы национально-освободительных движений, имевших в ряде стран мирный характер. Их главным завоеванием стал переход государственной власти из рук аппарата колониальных держав в руки национальных сил бывших колоний.
|
|
Распад колониальных империй сопровождался как ведением в ряде стран (в Алжире, Анголе, Индонезии, Индокитае, Малайе) колониальных войн, так и попытками сохранить политическую зависимость колоний в новых юридических формах. Великобритания использовала в этих целях форму содружества, значительно видоизменив его. Членами Содружества (официальное название объединения с 1948 г.) наряду с Великобританией и "старыми" доминионами могли теперь стать бывшие колонии, получившие статус доминиона, и даже новые республики. Однако связи внутри Содружества продолжали неуклонно ослабевать. В 1948 г. Ирландия отвергла статус доминиона, провозгласила себя республикой, и вышла из Содружества; впоследствии специальным британским законом было упразднено и само понятие доминиона.
Новая мировая бойня, начавшаяся в 1939 г. быстро вышла за пределы Европы. Падения Франции и вступление в войну Италии привели к распространению боевых действий на африканский континент. Начавшаяся в 1941 году война между Японией и Англо-американской коалицией вовлекла в конфликт обширные территории Юго-Восточной Азии и Океании.
Начало боевых действий доставило французским и английским колониальным администраторам немало поводов для беспокойства. Страх перед германской пропагандой и сомнения в лояльности аборигенов беспокоили чиновников. Для поднятия морали во французских колониях в Африке были поставлены радиорепродукторы и демонстрировались патриотические фильмы. Англичане обещали колониям реформы и так же прибегли к кинематографу для объяснения целей войны. Правда, фильм Чарли Чаплина «Великий диктатор» в Индии пришлось запретить. Параллели между расизмом нацистов и британцев были слишком очевидны.
Неудачный для союзников первый этап войны стал очередным ударом по репутации колониальных империй в глазах коренного населения. Франция была разгромлена за месяц, а в ее колониях началась междоусобица в которой сторонники Виши противостояли последователям генерала де Голля. (см. стр.) Великобритания и США потерпели ряд унизительных поражений от японцев (людей не белой расы). В течение нескольких дней прекратила свое существование голландская колониальная империя в Индонезии.
Деколонизация
Как это нередко случалось в истории, после разгрома врага, победители поспешили взять назад свои обещания, которые щедро раздавались направо и налево в трудные дни поражений. Но изменения вызванные Второй мировой войной на политической карте мира и в самих колониях оказались слишком значительны, чтобы остановить начало процесса деколонизации. Возникшие в ходе Второй мировой войны национальные движения не собирались исчезать с политической арены. Самооценка жителей колоний резко возросла. Белые уже не казались непобедимыми, а принципы их власти были признаны преступными. Экономика колоний находилась на подъеме, возникли туземные административные кадры и пролетариат, что создавало надежды на создание современных государств. Технологическая революция открыла перед жителями колониальных стран новый мир. После 1945 года радио приносило даже в самые отдаленные деревни Африки, Ближнего Востока или Юго-Восточной Азии новости об очередной стране, добившийся независимости. Реформы и уступки колонизаторов казалось подтверждали правоту борцов за свободу и подогревали их нетерпение. Большинство политиков Великобритании, истощившей свои силы в ходе Второй мировой войны, не имели иллюзий касательно будущего империи. У англичан имелся богатый, и не всегда успешный опыт борьбы с национально-освободительными движениями, из которого они сделали вывод, что сохранить империю невозможно и наиболее разумная тактика это постепенный уход из колоний с передачей власти пробританским местным элитам. Наиболее удачно подобное отступление было проделано на индийском субконтиненте. Его результатом стало возникновение независимых Индии и Пакистана.
|
|
Наиболее заметны политические изменения. Многие границы исчезли, но возникли новые рубежи, порой весьма произвольные, отражающие не географические или этнические реалии, а договоренности европейцев по дележу колониальной добычи. Так территория Афганистана была увеличена, чтобы эта страна могла служить буфером между Российской империей и Британской Индией. Современная карта Ближнего Востока это результат тайных договоров союзников по Антанте, деливших Османскую империю в 1913 году. Налоговая и фискальная политика колонизаторов привела к распространению денежного обращения там где его не было, например в Африке или в Индокитае (где налоги в предколониальную эпоху были преимущественно натуральными). Все больше людей стали работать вне дома, ускорилась урбанизация и деление общества на классы. Существенно возросла роль государства, которое стало способно вмешиваться в жизнь каждого человека, в самом удаленном уголке мира.
Развертывание интеграционных процессов в Европе
Оценка места и роли Европейского союза в современной мировой экономике не может быть полной без учета фактора реализации процесса европейской экономической интеграции.
Действительно, процессы международной экономической интеграции оказывают существенное воздействие на участвующие в них страны. В ходе развертывания процесса интернационализации экономической жизни в целом проявляется общемировая тенденция усиления взаимозависимости и взаимосвязанности экономического развития всех стран мира. Однако при этом в некоторых регионах мира отдельные страны, по сравнению с другими, вступают друг с другом в существенно более интенсивные экономические отношения, чем с другими странами. Между ними более активно идет процесс либерализации внешнеэкономических связей. Это проявляется в большей свободе движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала.
|
|
Результатом этого процесса является экономическое сближение государств и постепенное переплетение структур их экономик, что проявляется в формировании сначала торговых, а затем и экономических группировок и союзов. Процесс такого рода интенсивного экономического сближения получил название международной экономической интеграции. Термин "интеграция" происходит от лат. integratio - восполнение или integer - целый. Поэтому когда мы говорим о международной экономической интеграции, то имеем в виду сближение, взаимодополнение экономик отдельных стран и постепенное "срастание" их в единое экономическое целое.
Для политического руководства центральным является вопрос о том, какие полномочия можно и нужно передать органам нового межгосударственного объединения или союза, а какие необходимо сохранить на данном этапе за собой и отказаться от них в будущем. Это обстоятельство очень важно, поскольку без создания соответствующих наднациональных структур экономическое сближение невозможно.
Центральной проблемой международной экономической интеграции становится создание единого экономического пространства, в рамках которого будет обеспечена свобода движения товаров, услуг, факторов производства - рабочей силы и капитала. Логика развертывания международной экономической интеграции выглядит таким образом: "от свободы межстранового движения товаров и услуг - к свободе движения рабочей силы и капитала". В настоящее время к указанным четырем свободам (движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала) в документах ЕС добавляется еще одна очень важная свобода - свобода развития знания (free movement of knowledge).
В результате между странами складываются устойчивые, регулярные и углубляющиеся структурные связи. Страны при этом переходят от преимущественно торгово-экономических связей к формам совместного международного производства и тесному финансово-инвестиционному взаимодействию (что обеспечивается свободным движением капитала в рамках интеграционной группировки). Обязательным условием осуществления международной экономической интеграции является динамичное развитие связей на микроуровне (на уровне фирм-производителей, торговых фирм, научно-технических организаций, банков, инвестиционных институтов, страховых организаций и т.д.). При этом спектр такого взаимодействия очень широк - от малого бизнеса до крупных ТНК.
Если на практике реализуются все отмеченные аспекты международной экономической интеграции, то в ходе этого процесса постепенно стирается, а затем и вовсе исчезает грань между внутренним и международным рынками формирующегося межгосударственного объединения и складывается уже новый, специфический "внутренний" рынок интеграционного объединения (союза) в целом.
Однако это - идеальная картина развертывания процесса международной экономической интеграции. На практике же он протекает вовсе не так просто, по восходящей линии, а сложно и противоречиво, поскольку в ходе его постоянно приходится разрешать противоречия между национальными экономическими интересами интегрирующихся стран (и их политическими элитами). Поэтому важной для интеграционного процесса проблемой является компромисс и согласие между участвующими в нем странами.
В целом процесс международной экономической интеграции выступает как качественно наиболее высокая ступень (и одновременно этап) в развитии процесса интернационализации экономической жизни.
Международная экономическая интеграция - это объективно обусловленный, но регулируемый и направляемый процесс сближения, взаимной адаптации, переплетения и "срастания" национальных экономических систем отдельных интегрирующихся стран в единое экономическое целое.
Следует подчеркнуть, что в процессе международной экономической интеграции заложен огромный потенциал саморазвития, и основе которого лежит многовариантность использования имеющихся в странах факторов экономического развития и их комбинации, а также расширение "поля деятельности" за счет создания единого экономического пространства.
Собственно процесс международной экономической интеграции в рамках Европейского союза начался в марте 1957 г., когда был подписан договор о создании Европейского экономического сообщества - ЕЭС, на базе которого в настоящее время осуществляет свою деятельность ЕС.
Как показывает исторический опыт, в ходе процесса международной экономической интеграции страны-участницы проходят несколько основных этапов, обязательными их которых являются следующие.
· 1. Создание зоны свободной торговли, когда страны-участницы отменяют таможенные барьеры во взаимной торговле.
· 2. Создание таможенного союза, суть которого состоит в снятии таможенных барьеров на товары и услуги внутри группы стран и в формировании единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам (не входящим в данный таможенный союз).
· 3. Формирование так называемого общего рынка - здесь барьеры снимаются не только для движения внутри группы стран товаров и услуг, но и рабочей силы и капитала, т.е. всех факторов производства.
· 4. Создание экономического и валютного союзов. Ко всем отмеченным ранее критериям предыдущих этапов международной экономической интеграции здесь добавляются:
■ взаимная адаптация экономических систем интегрирующихся государств (при этом к числу наиболее сложных относится проблема адаптации национальных систем налогообложения);
■ взаимное сближение (конвергенция) национальных экономик по таким параметрам, как дефицит государственного бюджета, отношение государственного долга к ВВП, темпы инфляции, процентные ставки по долгосрочным кредитам, обменные курсы национальных валют;
■ проведение странами единой экономической политики;
■ создание общей системы регулирования уже не только экономических, но и социально-политических процессов;
■ переход к единой валюте интеграционного сообщества - одна из наиболее сложных проблем данного этапа.
5. Завершающий этап - полная экономическая (а также политическая) интеграция.
На практике пройти четыре первых этапа процесса международной экономической интеграции и перейти к решению задач завершающего этапа удалось лишь Европейскому экономическому сообществу, которое затем трансформировалось в ЕС.