Современная рыночная экономика

Современная рыночная экономика промышленно развитых стран характеризуется, во-первых, насыщенностью то­варами массового производства, строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей. Во-вторых, ей присуще гибкое, адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей. Быстрая реакция на спрос покупателей привела к изготовлению, например, так называемых камкордеров (видеокамер, смонти­рованных вместе с видеомагнитофоном в одном портативном корпусе), дисковой аппаратуры, автомобилей с пониженным расходом горючего и т. д. Каждый год только на рынок радио­аппаратуры поступает более 700 новых моделей и модификаций. В третьих, меняются целевые функции фирм. Хотя прибыль по-прежнему служит основным стимулом в предпринимательс­кой деятельности, фирмы для поддержания конкурентоспособ­ности заинтересованы: в расширении рынка, модификации продукта, повышении качества продукции и снижении затрат.

В-четвертых, происходит изменение форм предприниматель­ской деятельности. Начиная с середины 70-х годов, наряду с крупными корпорациями важную роль в рыночной экономике ведущих стран стал играть мелкий бизнес. Эта органи­зационная структура оказалась довольно гибкой, мобильной и чутко реагирующей на быструю смену запросов потребителей, на необходимость внедрения новых технологических возможно­стей, на широкое использование творческого потенциала отдель­ной личности. Мелкий бизнес превратился в весомую экономическую силу наряду с крупными корпорациями, государством и профсоюзами. Его доля в ВНП США, например, составляет 30%, он обеспечивает половину рабочих мест в частном секто­ре. По мнению бывшего председателя демократической партии штата Кентукки Р. Кобба, мелкий бизнес «подобно гравию, уло­женному на железнодорожное полотно для поглощения грохота проходящих поездов, способствует минимизации уязвимости крупных корпораций при потенциально катастрофических по­трясениях в нестабильные времена и повышению их эффектив­ности в более здоровые периоды».

В последнее время крупные корпорации идут на разукрупне­ние, создание субфирм, «центров прибыли», которые функциони­руют достаточно самостоятельно, быстро реагируют на меняю­щуюся ситуацию на рынке. В крупных корпорациях выделяются отдельные группы, предприятия, которым предоставляется пол­ная свобода и инициатива в реализации какой-либо целенаправ­ленной идеи.

В-пятых, в современных условиях конкуренция становится регулируемой. Это происходит как в силу углубления разделе­ния труда, повышения степени информированности всех хозяй­ственных субъектов, развития межфирменных кооперационных связей, так и вследствие предпринимаемых государством мер по сужению или расширению конкуренции.

В-шестых, в современной рыночной экономике идет станов­ление нового типа трудовых отношений, предполагающего уча­стие наемных работников в управлении и в собственности фир­мы. Некоторые экономисты, в частности М. Вейцман, называют современный этап развития экономики «экономикой участия». Вовлечение персонала компаний в управление и в капитал реа­лизуется путем предоставления внутренних акций, причем, как правило, по льготным ценам. При этом фирмы, распределяющие акции среди своих рабочих и служащих, поощряются различно­го рода налоговыми льготами. На предприятиях, практикующих участие рабочих и служащих в акционерной собственности и принятии решений, увеличивается занятость, повышается мотивация и производительность труда, снижается текучесть кадров, возрастает объем продаж. В 80-е годы отдельные компании полностью перешли в собственность наемного персонала. В США уже насчитывается более 5 тыс. таких компаний.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: