Петров-Водкин. 1919 год. Тревога

Класс Тема: «Четыре искусства», АХРР и ОСТ

Тема рассчитана на 3 урока.

  Тема №1: «Четыре искусства»

«Четыре искусства» — художественное объединение, существовавшее вМоскве и в Ленинграде в 1924 1931 годах.Общество было основано художниками, входившими ранее в «Мир искусства» и «Голубую розу». В объединение входили живописцы и графики, скульпторы и архитекторы, как правило, относившиеся к старше-му поколению, поэтому всем членам объединения было присуще высокое профессиональное мастерство, точно проработанная образная структура и выразительность, умение использовать накопленный опыт в применении к новым задачам, поставленным современным искусством и градострои-тельством. Существовало параллельно с АХРР и ОСТ, но наряду с ОМХ (Обществом Московских художников), мастера объединения с приорите-том относились к проблемам сохранения культуры и сберегали язык про-изведения, его художественную форму — весьма важной частью художе-ственного произведения.

Художники очень отличались друг от друга творческой манерой.Общество часто проводило выставки в Москве (в 1925, 1926 и 1929 годах) и в Ленинграде в 1928 году.

                    

                    Знаковые произведения:

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич – После боя. 1923

 

Петров-Водкин. 1919 год. Тревога

1934 г. Санкт-Петербург. Русский музей.

Художник счел нужным в интервью и беседах подробно объяснить свой замысел: на картине показана квартира рабочего, расположенная в городе, которому угрожают белогвардейцы. Семья рабочего охвачена тревогой, причем это не просто человеческая тревога, а тревога классовая, зовущая к борьбе. Он не зря старался с пояснениями, потому что без них все происходящее могло быть истолковано совершенно иначе. Главное здесь вовсе не 1919 год, главное – это Тревога, тревога с большой буквы, которая и является главным героем, главным действующим лицом и предметом изображения. Она – во множестве деталей: в беззащитной, совсем не героической мещанского вида фигуре рабочего, который напряженно из-за занавески всматривается в окно, в холодной синеватой уличной мгле, в смятой газете, в брошенном на край стола мятом фартуке, в старых и изорванных обоях. Еще более она возрастает при взгляде на спящего безмятежно в своей кровати ребенка. Трагизм происходящего очевиден: тихий домашний мир внезапно застигнут чем-то грандиозным, которое надвигается на стены этого убогого домишки и неизбежно втянет его в свой поток. И это нашествие неотвратимо, как сама судьба.

«Смерть комиссара»

ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич (1878-1939)
► «Смерть комиссара». 1927 г. Эскиз.
Холст, масло. 73 x 91 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

► «Смерть комиссара». 1928 г.
Холст, масло. 196 x 248 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.


«Смерть комиссара» стала одним из лучших в советской живописи произведением, посвященным гражданской войне.
Одна из основных тем для ПЕТРОВА-ВОДКИНА – тема жизни, жертвенности и смерти впервые решена в образах героев революции. В основу сюжета картины взят один из эпизодов жестоких боёв гражданской войны. Падает смертельно раненый комиссар, его тяжелеющее тело поддерживает красноармеец, отряд бойцов продолжает движение вперед. Однако изображённая сцена перерастает рамки факта, поднимаясь до философского, символического звучания. Изображение храма на дальнем плане – один из узловых центров произведения.

 

 








Девушка у окна. 1928


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: