Основными функциями прибыли являются:
1) прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью;
2) прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия;
3) прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.
Источники получения прибыли:
1) первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Сохранение этого источника предполагает постоянное обновление продукта;
2) второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства к меняющейся конъюнктуре. Величина прибыли зависит от правильности выбора производственного профиля предприятия по выпуску продукции; от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров; от объемов производства; от структуры снижения издержек производства;
3) третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное совершенствование технологии, обновление выпускаемой продукции, обеспечение конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение прибыли.
Планирование прибыли. Исчисление оптимального размера прибыли становится важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, зависит успешность финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование прироста собственных оборотных средств, инвестиций, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для экономики в целом.
Прибыль планируется раздельно по товарной продукции, прочей продукции и услугам нетоварного характера. Планируется также сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов.
3. Методы расчета прибыли предприятия
Важнейшими факторами роста прибыли является увеличение объёма производства и реализации продукции, внедрения научно-технических разработок и, как следствие, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции.
Определяющая роль прибыли требует правильного ее исчисления. От того, насколько обоснованно определена плановая прибыль, во многом будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.
Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществить финансирование инвестиций и инноваций, прирост собственных средств, создание эффективных систем организации и стимулирования труда, своевременную выплату налогов в бюджет. Правильный расчет прибыли на предприятиях имеет большое значение не только для предпринимателей, но и для национальной экономики в целом.
Существуют различные методы планирования прибыли по видам. Наиболее подробно разработаны в теории и успешно применяются на практике методы планирования прибыли от реализации товарной продукции. В практике чаще применяются метод прямого счета и аналитический метод.
Метод прямого счета используют, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Он заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах с полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов:
П = (В х Ц) - (В х С), (1)
где П - плановая прибыль;
В - выпуск товарной продукции в плановом периоде в натуральном выражении;
Ц - цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);
С - полная себестоимость продукции.
Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен, но он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на ее рост и при большой номенклатуре продукции очень трудоемок.
Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также в качестве дополнительного к методу прямого счета в целях поверки и контроля последнего.
Преимущество метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.
При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из следующих этапов:
1) определение базовой рентабельности, как частного от деления прибыли за отчетный период на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
2) исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного периода и определение прибыли от реализации товарной продукции исходя из базовой рентабельности;
3) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение (повышение) себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества, изменение ассортимента, цен и т.п.
При этом методе прибыль по сравнимой товарной продукции рассчитывается отдельно. Учитывается также прибыль, которая может быть получена от реализации остатков готовой продукции, находящихся на складах предприятия на начало и конец планируемого периода, и прибыль, воплощенная в товарах, отгруженных на начало и коней периода.
Кроме прибыли от реализации товарной продукции, в составе валовой прибыли рассчитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг, прибыль от реализации имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы. При этом применяются как традиционные, так и специальные методы (экспертные, статистические, экономико-математические и др.).
Метод совмещенного расчета прибыли. При его использовании применяются элементы первого и второго методов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого периода и себестоимость отчетного года определяются методом прямого счета, а воздействие на прибыль отдельных факторов с помощью аналитического метода.
Исчисление оптимальной величины прибыли является важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования.
Для прогнозирования максимально возможной прибыли целесообразно применять различные методы ее определения.
Кроме вышеназванных, существуют методы финансового анализа, применяемые с целью оперативного и стратегического планирования. Например, операционный анализ, называемый также анализом «издержки-стоимость-объем-прибыль», который позволяет отслеживать и увязывать в единую систему финансовые результаты бизнеса, издержки и объемы производства.
Ключевыми элементами операционного анализа служат:
- производственный (операционный) рычаг;
- порог рентабельности;
- запас финансовой прочности предприятия.
Использование этих ключевых элементов в системе операционного анализа базируется, в частности, на сопоставлении выручки от реализации продукции с общей суммой затрат, подразделяемых на постоянные (условно-постоянные) и смешанные.
Известно, смешанные затраты в среднем составляют небольшой удельный вес в структуре себестоимости, что позволяет сосредоточить внимание на постоянных и переменных расходах и выявить их влияние на величину прибыли. Дело в том, что прирост прибыли зависит от относительного изменения переменных или постоянных затрат.
На использовании данного тезиса базируются обоснования ряда методик, позволяющих определить величину прибыли в плановом периоде
Часто используются методы, основанные на «эффекте производственного рычага», под которым в предпринимательской терминологии экономически развитых стран, понимают такое явление, когда с изменением выручки от реализации продукции происходит более интенсивное изменение прибыли в ту или иную сторону.
То есть чем выше удельный вес постоянных затрат и соответственно ниже удельный вес переменных затрат при неизменной сумме выручки от реализации, тем сильнее «эффект производственного рычага», - и наоборот.
Когда же выручка от реализации снижается, сила воздействия «рычага» возрастает как при повышении, так и при понижении удельного веса постоянных затрат в общей их сумме, то есть каждый процент снижения выручки дает все больший и больший процент снижения прибыли, причем сила «рычага» возрастает быстрее, чем увеличиваются постоянные затраты.
При возрастании выручки от реализации, если порог рентабельности пройден, сила воздействия рычага убывает: каждый процент прироста прибыли дает все меньший и меньший процент прибыли.
Сила воздействия «производственного рычага» в значительной степени зависит от уровня фондоемкости, то есть чем больше основной капитал, тем больше постоянные затраты.
Рассмотренные выше методы определения прибыли создают возможность при их применении планировать на перспективу размеры прироста прибыли, определять направления ее максимизации и заблаговременно принимать меры по оптимизации структуры затрат в целях укрепления финансового положения предприятия и его дальнейшего эффективного развития
ВОПРОСЫ
1. Что является конечным финансовым результатом деятельности предприятия?
2. Что такое прибыль? Назовите основные виды прибыли.
3. Назовите виды доходов. Что такое валовый доход?
4. Как определяется прибыль от реализации продукции и валовая прибыль?
5. Как определяется налогооблагаемая прибыль и балансовая прибыль?
6. Какая прибыль остается в распоряжении предприятия?
7. Как могут распределить чистую прибыль?
8. Назовите наиболее важные факторы роста прибыли предприятия.
9. Какие методы для вычисления прибыли применяются на практике?
ЗАДАНИЕ. Заполните недостающие элементы таблицы «Функции прибыли предприятия»
| Функция | Характеристика |
| Конечный результат | Прибыль предприятия является итогом экономической деятельности компании за определенный период. Это значение показывает сколько, чистых денежных средств было получено за вычетом всех расходов. |
| Планирование прибыли на предприятии строится на том, что необходимо повышать уровень чистых средств. В этом заинтересована каждая компания | |
| При прогнозировании прибыли предприятие стремится улучшить в первую очередь свои экономические показатели. В результате погони за большой прибылью растут в первую очередь доходы. С них удерживаются различные налоговые отчисления, которые зависят он выбранного компанией режима. | |
| Оценочная | |
| Данная функция показывает отчет о прибылях и убытках позволяет следить за экономической деятельностью. Если должным образом не контролировать поступающую динамику, это в конечном итоге приведет снижению поступающих средств или к полному банкротству предприятия. |






