Принципы обучения как дидактические категории. Соотношение закономерностей, принципов и правил обучения

В современной дидактике принципы обучения определяются как исходные положения о способах достижения дидактических целей с учетом законов педагогического процесса.

Если цели и содержания образования определяют чему следует учить школьников, то принципы обучения устанавливают, как это следует делать.

Принципы обучения тесно связаны друг с другом, они выступают в учебном процессе в единстве. На каждом конкретном уроке реализуются целая система принципов, среди которых выделяется ведущий - в зависимости от типа урока, его задач и содержания. Другие принципы в этот момент играют подчинённую роль.

В отличие от принципов в дидактике существует понятие правила обучения. Принципы указывают лишь общее направление работы учителя. Формулировки самих принципов декларативны, они не содержат конкретных путей реализации того или иного принципа. Эту роль выполняют правила обучения (или педагогические рекомендации). Правила вытекают из принципа и отражают его частные положения. Правила обучения - это нормативные предписания по реализации требований того или иного принципа.

1) Принцип научности обучения.

Обязывает, что все сообщаемые учебные сведения находились в полном соответствии с современной наукой и при этом использовались методы обучения, близкие к методам науки, основы которой изучаются.

В школьные курсы обычно не включается всё спорное, дискуссионное, не проверенное длительной практикой, не устоявшееся в науке. Учащимся сообщаются только подлинно научные факты. Вместе с тем, при изучении отельных тем учитель должен информировать школьников о научных гипотезах и перспективах развития данной науки. За последнее время всё больше ученых высказывается за сближение методов обучения и методов науки. В частности, указывается на необходимость обучения учащихся методам и приёмам ведения самостоятельных исследований, включающим наблюдение, эксперимент, обобщение полученных данных и т.д.

Правила принципа научности:

- Излагай учащимся только достоверные факты и явления в их правдивом освещении;

- четко выделяй основные идеи и теории в изучаемом материале;

- обеспечивай ведущую роль теории в обучении;

- используй язык науки, основы которой изучаются, работай с понятиями;

- изучай явления природы и общества в их развитии;

- знакомь школьников с историей важнейших открытий в науке;

- раскрывай перспективы развития науки и техники и т.д.

2) Принцип связи обучения с жизнью.

Требует не только ознакомления учащихся с областью использования усваиваемых знаний в жизни, но и формирования умений и навыков практического применения получен­ных знаний. Данный принцип отражает двустороннюю связь теории и практики: теория освещает путь практике, а практика является критерием истинности теории. Главное здесь - ведущая роль в обучении принадле­жит теории, но обучение вместе тем должно иметь практическую направ­ленность.

Правила принципа:

- Опирайся на имеющийся у школьников практический опыт;

- показывай пути использования знаний на практике;

- формируй соответствующие умения и навыки применения знаний на практике;

- раскрывай диалектическую связь науки с практикой;

- ознакомь учащихся с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, расширяй их политехнический кругозор;

- учи школьников извлекать из своей практической деятельности теоретические знания и т.п.

3) Принцип сознательности и активности.

Требует глубокого осмысления учащимися изучаемого материала, понимания причин воз­никновения различных явлений, а также умения осмысленно применять полученные знания на практике. Еще Демокрит подчеркивал: «В обуче­нии надо стремиться не столько к полному знанию, сколько к полному разумению».

Этот принцип ставит учителя перед необходимостью доказывать, аргументировать, убеждать, поощрять школьников высказывать соб­ственные суждения, отыскивать альтернативные способы решения вопро­сов и задач. Забвение принципа сознательности и активности приводит к формализму в знаниях и практических действиях учащихся.

Данный принцип может реализоваться через: проблемное изложе­ние материала на уроке; побуждение учащихся самостоятельно делать сравнения, обобщения и выводы, задавать вопросы; развитие внутренних стимулов активности (потребности в знаниях, познавательных интересов, чувства ответственности и т.д.).

Этот дидактический принцип предусматривает также: осознание учащимися целей и задач предстоящей работы на уроке, возникновение интереса к ней; сознательное овладение ими учебными действиями, логи­ческими приемами (анализ, синтез, обобщение, сравнение, составление таблиц и схем и т.п.); сознательный и активный подход не только к усвоению знаний, но и к выработке умений и навыков; воспитание у де­тей самостоятельности мышления, научение их отыскивать истину и от­стаивать ее.

Правила принципа:

- Обеспечивай понимание изучаемого материала;

- соотноси новые знания с уже имеющимся опытом учащихся;

- используй проблемное изложение материала на уроке;

- преодолевай формализм в обучении, механическое запоминание материала;

- комментируй ответы учащихся;

- обеспечивай условия для хорошей работоспособности и устойчи­вого внимания учащихся;

- стимулируй познавательную активность школьников и др.

4) Принцип доступности и посильности.

 Означает соответствие со­держания, методов обучения, объема изучаемого материала уровню раз­вития учащихся.

Для того, чтобы обучение было доступным и посильным для уче­ников, необходимо: определить количество и качество изучаемого материала для учащихся данного возраста, данного класса; подобрать соответствующие методы обучения; правильно определить количе­ство времени, которое учащиеся данного класса могут и должны посвя­тить изучению данного предмета в школе и дома; опираться при изуче­нии нового материала на уже имевшиеся у школьников знания, представ­ления, на их личный опыт.

Доступность не следует понимать как учение без трудностей. На­оборот, учащихся необходимо включать в активную познавательную деятельность, более полно использовать их интеллектуальные возмож­ности, преодолевать встречающиеся трудности.

Правила принципа:

- Учитывай реальный уровень развития и подготовленности учащихся;

- объясняй материал простым, доступным языком;

- оптимизируй объем работы на уроке и домашних заданий;

- излагай новое, связывая его с хорошо известным учащимся;

- подробно разбирай наиболее трудные места учебника;

- комментируй домашнее задание;

- используй при объяснении необходимую наглядность;

- соблюдай меру трудности в обучении и др.

5) Принцип систематичности и последовательности.

 Определяет не­обходимость добиваться усвоения учащимися системы знаний, а не раз­розненных сведений из различных наук и требует преподавания основ наук в строгом логическом порядке.

Большое значение данному принципу придавал в свое время еще Я.А. Коменский: "Все, что находится во взаимной связи, должно препо­даваться в такой же связи. Все должно вестись в неразрывной последова­тельности, так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролага­ло дорогу для завтрашнего".

Этот принцип требует глубокого осмысления учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической ра­боты по повторению, систематизации и обобщению изучаемого материа­ла. Систематичность проявляется и в установлении связей между отдель­ными темами и разделами изучаемого курса. Большую роль в формиро­вании целостного представления о развитии природы и общества играют межпредметные связи.

Правила принципа:

- Осуществляй обучение постоянно, без перерывов;

- излагай материал в определенной системе, заданной программой и учебником;

- опирайся на внутри - и межпредметные связи;

- переходи к изучению нового материала только после усвоения старого,

- добивайся преемственности в усвоении учащимися знании и фор­мировании у них умений и навыков;

- приучай учащихся к повседневной работе с книгой, наблюдениям за явлениями природы;

- предъявляй к учащимся последовательные требования и т.п.

6) Принцип прочности.

Предполагает прочное усвоение знаний, умений и навыков, которые должны стать достоянием учащихся и обла­дать свойством воспроизведения и применения в различных ситуациях.

Я.А. Коменский: "Все преподаваемое, правильно понятое умом, должно быть закреплено также и в памяти".

Прочность овладения материалом во многом зависит от личност­ного отношения школьника к этому материалу (С.Л. Рубинштейн). По­этому в ходе объяснения надо стремиться подчеркнуть значимость дан­ного материала, преподносить его эмоционально. Память человека избирательна: мы не запоминаем всего, а хорошо помним лишь то, что для нас особенно важно и интересно.

Правила принципа:

- Не перегружай материал частностями, выделяй главное;

- тщательно отбирай материал для заучивания и запоминания;

- делай упор на осмысленное, а не механическое запоминание;

- обучай учащихся приемам умственной работы;

- чередуй различные виды учебной деятельности учащихся;

- излагай материал эмоционально;

- систематически организовывай повторение изучаемого материала;

- закрепляй знания на практике.

7) Принцип наглядности (или единства конкретного и абстрактного, или сочетания образного и логического в обучении).

Требует, чтобы об­учение осуществлялось с опорой на чувственный опыт детей.

Научной разработке этот принцип впервые подвергся в трудах Я.А. Коменского, обосновавшим "золотое правило дидактики", согласно ко­торому при обучении надо представлять "видимое - для восприятия зре­нием, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вку­сом, доступное осязанию - осязанием".

Наглядность обучения основана на закономерностях развития мышления учащихся, которое развивается от конкретного (чувственного) к абстрактному. На ранних этапах развития ребенок мыслит больше об­разами, чем понятиями. Но и на более высоких ступенях развития мыш­ление не может отрываться от конкретных фактов или их образов. К.Д. Ушинский считал, что школьное обучение должно строиться не на отвле­ченных представлениях и словах, а на конкретных образах.

Правила принципа:

- Обеспечивай восприятие материала по мере возможности всеми органами чувств;

- перед использованием наглядности четко определи и сформулируй цель наблюдения;

- применяй наглядность в комплексе с другими средствами обучения;

- помогай учащимся соотнести содержание слова с чувственными образами;

- применяй наглядность на уроке в меру;

- применяй наглядность лишь в нужный момент урока;

- обеспечивай хорошую видимость наглядности для всего класса;

- обеспечь безопасность применения наглядности на уроке и др.

8) Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся.

Требует от учи­теля знания не только общих особенностей протекания психических процессов у школьников, но и индивидуальных качеств ребенка: степени активности, особен­ности мышления и памяти, степени устойчивости внимания, быстроту выработки навыка, характер пробелов в знаниях, состояние здоровья и т.п.

К.Д. Ушинский писал: "Если педагогика хочет воспитывать челове­ка во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях".

Правила принципа:

- Постоянно изучай индивидуальные особенности учащихся;

-спроектируй для каждого ученика систему индивидуальных педагогических воздействий;

- создавай оптимальные условия для полноценного развития каждого уче­ника;

- учитывай тип мышления каждого школьника;

- индивидуализируй учебные задания в зависимости от особенно­стей личности каждого ученика и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: