Что такое «дидактогения»? Какие меры может и должен принять учитель с целью профилактики дидактогений?

ОТВЕТ:

Дидактогения – психогения (от эмоциональной реакции, дающей сдвиг в настроении личности и коллектива, до болезненного состояния), вызванная нечутким или грубым словом педагога, начальника, руководителя. Понятие «дидактогения» было введено в практику психологии и педагогики психогигиенистом К.И. Платоновым. Первоначально он открыл другую проблему, которая свидетельствовала о нанесении психической травмы врачом своему пациенту – ятрогению. Впоследствии он занимался исследованием построения коммуникативных связей между участниками педагогического процесса - учеником и педагогом.

«Дидактогения». Этим термином принято обозначать те негативные психические состояния учащихся, которые возникают в результате нарушения педагогического такта со стороны воспитателя, педагога, тренера.

Первым шагом в преодолении негативных последствий является прекращение избыточного влияния. Для этого требуется существенно снизить уровень доминирования воли старшего и выждать, когда у ребенка восстановится потребность в общении со взрослым. Особенно нежелательным является возникновение эмоциональных конфликтов со школьниками. Поэтому учителей необходимо специально готовить к поведению в ситуациях, способных перерасти в конфликтное противостояние со школьником.

Второй шаг в этом направлении связан с осуществлением критического пересмотра всех своих отношений с детьми вообще и с данным ребенком в частности. Важно точно заметить, когда и при каких условиях в отношениях к детям возникают беспардонность, бесцеремонность, самонавязывание и другие подобные отклонения. Такой пересмотр своего «репертуара профессионального общения» позволит в дальнейшем действовать более обдуманно. В этом отношении велика роль более опытных коллег, всего педагогического коллектива школы, способных оказать требуемое влияние на стиль и методы работы учителя.

Третье условие – более глубокое изучение особенностей детской психологии, более внимательное отношение к индивидуальным чертам и возрастным особенностям психики ребенка. Например, многие подростки жалуются на значительное снижение уровня запоминания. У каждого возраста имеется своя специфика реагирования на проявления аффективной напряженности. При этом необходимо учитывать, что отрицательные эмоциональные состояния легко переходят от одного человека к другому, «заражают» его и долго не «отпускают». Даже такие состояния, как скука,

уныние и депрессия, влияют на окружающих, не говоря уже об излишних проявлениях нервозности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: